Эмпирическое исследование дееспособности команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть групповую сплоченность как признак дееспособности команды
Объект исследования: студенты группы ОС- 389
Предмет исследования: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятия: малой группы, «команды», процесс становления команды, групповая сплоченность.
2. Теоретически изучить влияния: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
3. Теоретически изучить методы профилактики.
4. Провести империческое исследование особенностей групповой сплоченности в малой группе.

Содержание

Введение
1. Понятие малой группы. Понятие «команды» и ее стадии развития….стр 4
1.1 Понятие малой группы и команды……………………………....стр 4
1.2 Стадии развития команды………………………………………стр 5
1.3 Командные принципы организации работы…………………..стр 6
2.Что такое «групповая сплоченность» и факторы групповой сплоченности…………………………………………………………………стр 8
2.1.Определение групповой сплоченности…………………………стр 8
2.2.Определение групповой сплоченности……………………......стр 10
3. Психологическая совместимость………………………………………стр 14
4. Психологическая готовность коллектива к эффективной производственной деятельности………………………………………………………………..стр 17
4.1. Организация изучения уровня готовности коллектива к эффективно производственной деятельности…………………………………………стр 19
5.Эмпирическое исследование дееспособности команды ……………..стр 21
5.1. Организация исследования …………………………………….стр 21
5.2.Анализ результатов. Выводы…………………………………..стр 21
Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

     Высоко  сплоченным командам обычно присущи  следующие признаки:

     -группа работает как единое целое, ее члены излишне не беспокоят друг друга и не мешают друг другу при взаимодействии;

     -все члены коллектива эффективно участвуют в ее усилиях, работают на совесть и не отлынивают от работы, даже когда появляется такая возможность;

     -выполняя индивидуальные задания, члены группы ориентируются на достижение общей цели;

     -члены команды рационально используют ресурсы, оборудование и квалификацию для реализации общих целей;

     -члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу. Они часто и откровенно общаются

     На  такую идеальную модель высоко сплоченной команды, включающую указанные признаки, руководитель вполне может ориентироваться  в своей практической деятельности. Конечно, предварительно он должен уточнить для себя, допускает ли (или требует ли) характер решаемых командой задач ее высокую сплоченность

     Отличия сплоченных и несплоченных групп Й.Р. Катценбах и Д.К. Смит дали описание различий обычной рабочей группы «настоящей», «подлинной» команды

     Таблица 1 Различия между слабо сплоченной рабочей группой и командой по определению Й.Р. Катценбах, Д.К. Смит 

 Рабочая группа  Подлинная группа
Сильный руководитель с четко определенными, ясными целями 

Индивидуальная  ответственность 

Формальное  соответствие целей группы и организации

Индивидуальные  результаты(продукты) труда

Руководитель  проводит эффективные обсуждения заданий 

Непрямая  оценка эффективности группы(например, через финансовый успех предприятия)

Руководитель  организует дискуссию, принимает решения  и делегирует компетенции

Руководящая роль разделена между членами команды 

Индивидуальная  и общая ответственность

Специфические цели команды определяются внутри нее

Коллективные  результаты(продукты) труда

Руководитель  поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по решению проблем

Прямая  оценка результатов по выполненному коллективному заданию

Члены группы совместно обсуждают, принимают  решения и выполняют работу

 

     Один  из типичных показателей степени  сплоченности команды — величина расхождений в средней выработке  сотрудников. В высоко сплоченных коллективах  такие расхождения меньше, в слабо  сплоченных группах — больше. Хотя в сплоченных группах на средние  нормы выработки влияют опасения сокращения рабочих мест, надбавок к зарплате, повышения норм выработки  и т.п., решающим фактором в формировании такого рода опасений является прошлый  опыт, приобретенный в данной организации  и вне ее.

     При правильной организации труда и  умелом руководстве сплоченность, как  уже отмечалось, выступает одним  из важнейших факторов повышения  эффективности управления. В последние  десятилетия под воздействием усложнения содержания труда, повышения образования  и запросов работников многие корпорации развивают групповую сплоченность с помощью распространения автономных самоуправляющихся групп, базирующихся на интенсивных коммуникациях.

     В современной науке и практике менеджмента существует достаточно много конкретных методик по формированию сплоченных команд. Они предполагают специальные теоретические занятия  и тренинги с руководителями и  членами группы. Одним из важнейших принципов таких методик является умение управлять конфликтами, предотвращать и разрешать их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Психологическая совместимость в команде.

     Одним из исходных моментов обеспечения психологической  совместимости является учет особенностей темперамента членов группы. Темперамент — это система эмоциональных и динамических (характеризующих быстроту психологических реакций и активность) свойств личности. В современной психологии широко распространена базовая типология темпераментов, включающая четыре их типа: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Достаточно наглядная графическая схема классификации этих темпераментов предложена группой американских ученых под руководством Г. Айзенка Эта схема позволяет классифицировать различные темпераменты людей в зависимости от двух групп показателей: интроверсии — экстраверсии (горизонтальная ось) и эмоциональной стабильности — нейротизма (вертикальная ось).

     

     Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность; интроверсия — прямо противоположный тип, предполагающий направленность внимания личности на собственный внутренний мир и интересы, повышенную рефлексивность, сосредоточенность на внутренних переживаниях и внешнюю пассивность, замкнутость. Эмоциональная стабильность означает устойчивость нервной системы, проявляющуюся в спокойствии, высокий иммунитет по отношению к стрессам и т.п.; нейротизм — прямо противоположное качество.

     Знание  и учет особенностей темперамента — важное условие обеспечения групповой совместимости и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий. В группе отрицательные черты одного темперамента можно уравновесить положительными чертами другого, например, пессимизм и замкнутость меланхолика — оптимизмом и общительностью сангвиника. Легкость смены настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.

     Существуют  и более сложные типологии  личностных характеристик, опирающиеся  на другие методики, тесты и инструментарий. На базе личностных темпераментов выделяются различные черты характера как устойчивые психологические качества, определяющие отношение сотрудника к делу, к себе, другим людям и т.д. Черты характера могут быть очень разными: серьезность — легкомысленность, принципиальность — беспринципность, коллективизм — индивидуализм, альтруизм — эгоизм, аккуратность — неряшливость и т.п. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

     Наилучшее использование индивидуальных и  деловых качеств работников может  быть обеспечено с помощью различных  механизмов психологической совместимости.

     Совместимость — одно из важнейших условий групповой  сплоченности и эффективности. В  общем плане групповая сплоченность естественно зависит и от таких  параметров, как возраст, уровень  образования, длительность пребывания в организации, общность социальных ценностных ориентации, политических и религиозных взглядов, широта групповых  коммуникаций, личность и стиль руководителя и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Психологическая  готовность коллектива  к эффективной  производственной  деятельности.

       Эффективность деятельности любой хозяйствующей организации во многом определяется психологией того коллектива, который в ней сложился.

       Под коллективом организации  понимается группа людей, объединенная  для достижения общеорганизационных  целей и осуществляющая совместную  социально полезную деятельность.

       Основными психологическими характеристиками  коллектива организации является: сплоченность, морально- психологический  климат, единство и целеустремленность  действий, высокая результативность  совместной деятельности, наличие  условий для удовлетворения каждым  своей потребности быть полноценной  личностью, а также для развития  способностей и личностных качеств,  обеспечивающих успешное выполнение  ими своего долга перед коллективом  и организацией.

       Под сплоченность понимается  единство, целостность, монолитность  коллектива, коллективная и индивидуальная  защита как коллектива в целом,  так и каждого его члена  в частности, взаимопомощь и  взаимоподдержка, обеспечивающие чувство локтя у членов коллектива. Сплоченность характеризуется высоким уровнем взаимной привязанности членов коллектива, их согласием в отношении важных объектов ориентации и осознанием этого согласия. 

Таблица 2

     Структура сплоченности коллектива организации и ее проявления в повседневной жизни.

Признаки  сплоченности Проявления  в повседневной жизни и деятельности
Ценностно-ориентационное(идейное) единство Совпадение  позиций и оценок по отношению  к целям деятельности, способам их достижения, нормам взаимоотношений  между сотрудниками. Руководителями и подчиненными, происходящим в организации  событиям и другим вопросам, проявляющееся в коллективном мнении и соблюдении каждым работником кодекса правил поведения, установленных в организации и передающихся в виде традиций.
Деятельностное  и волевое единство Высокий уровень  активности и слаженности действий сотрудников организаций, способность  мобилизоваться для преодоления  трудностей, возникающих при решении  стоящих перед коллективом задач.
Организационное единство Высокая организованность группы. В ее онове лежат совпадение индивидуальных и групповых интересов, четкое распределение обязанностей и степеней ответственности непротиворечивость формальной и неформальной структур организации, способность коллектива регулировать поведение и деятельность входящих в него людей.
Интеллектуальное  единство Отлаженный  процесс совместного осмысления и решения общих вопросов жизнедеятельности  коллектива
Эмоциональное единство Совпадение  настроений при переживании того или иного события, высокий уровень  эмоциональной идентификации.
 

     Ведущая роль в сплоченности коллектива отводится  организационному единству, складывающемуся  на основе ценностно-ориентированного единства, носителем которого на начальном этапе формирования производственного коллектива выступают руководитель и актив.

     4.1. Организация изучения  уровня готовности  коллектива к эффективной  производственной  деятельности.

        Под методикой изучения уровня готовности коллектива к эффективной производственной деятельности понимается совокупность способов и приемов, используемых по определенным правилам для достижения поставленных целей.

       Цель изучения заключается в  состоянии всестороннего психологического  портрета коллектива организации,  позволяющего определить уровень  его готовности к эффективной  производственной деятельности.

 Предмет  изучения – социально- психологические  явления, входящие в структуру  коллектива, и особенности протекания  психологических процессов.

 К  задачам исследования следует  отнести:

  • выявление степени сплоченности коллектива хозяйствующей организации и влияющих на нее факторов;
  • определение морально- психологического климата и влияющих на него факторов;
  • Определение направленности коллектива на сплочение, создание в организации здорового морального- психологического климата, решение строящих задач, повышение его социального статуса.

     Основные  методы изучения: наблюдение, беседы (индивидуальные и групповые), анкетный  опрос, эксперимент, социометрические  методы, обобщение независимых характеристик.

     Психологический  портрет коллектива организации  включает в себя характеристику  по следующим основным параметрам:

    • Уровень сплоченности коллектива

      а) ценностно- ориентационное единство;

      б) слаженность действии- степень развития навыков и умений действовать сообща;

      в) организационное и волевое единство

      г) интеллектуальное единство

      д) эмоционально-чувственное единство

    • Морально- психологический климат.

      а) доминирующее настроение;

      б) характер взаимоотношений

      в) нацеленность на решение поставленных задач 
       
       

Информация о работе Эмпирическое исследование дееспособности команды