Элементы налогового менеджмента как системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание

Получение Казахстаном независимости в 1991 году придало импульс развитию рыночных отношений в республике, и на этом фоне укреплялась денежно-кредитная политика, динамично развивается финансовая система независимого государства.
Поступательное развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь зависит от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство необходимыми средствами, и здесь значительная роль отводится налоговой системе страны.

Работа состоит из  1 файл

срс менеджмент.docx

— 41.61 Кб (Скачать документ)

Организация субъектами государственного налогового менеджмента налогового процесса представляет собой всю  организационную деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов, по непосредственному сбору налоговых  платежей, правовому обеспечению  налогового процесса, формированию концепции  государственной налоговой политики, государственному налоговому планированию (прогнозированию), государственному налоговому регулированию и государственному налоговому  контролю. При этом решаются следующие основные задачи:

    • Образование доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней путем мобилизации налоговых доходов;
    • Оптимальное распределение налоговых ресурсов между звенями бюджетное и налоговой систем;
    • Создание рациональной системы налогов на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени по сферам, отрасням и группам налогоплательщиков;
    • Разработка краткосрочных, годовых среднесрочных и долгосрочных планов и программ поступления налогов для принятия их к испонению и принятия управленческих решений;
    • Организация процедур налогового контроля и деятельности налогоплательщиков и мониторинга действий и исполнения управленческих решений субъектами государственного налогового менеджмента.

Государственное налоговое  планирование и прогнозирование  представляет собой систематическую  деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей,  атак же подготовку решений, связанных  с будущим системы налогов, налогооблажения  и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции налоговой  политики. Налоговое планирование –  это непрерывный процесс, связанный  с систематической постановкой  цели, задач и подготовкой необходимых  для их достижения мероприятий в  рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблогаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.

Государственное налоговое  регулирование тесно связано  с налоговым планированием, прогзированием и бюджитированием. Оно предлогает целенаправленную деятельность субъектов  налогового менеджмента по воздействию  на экономику отдельные ее сферы, отрасли и сегменты, а также  на социальную сферу, используя большой  набор налоговых методов и  инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.

Государственный налоговый  контроль предлогает выявление и  отценку отклонений фактических  налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответсвенности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мироприятий  и эффективности их деятельности. Система налогвого контроля, как  и все другие элементы менеджмента, является динамически развивающейся  системой.

               Направления развития государственного налогового менеджмента

Успешное проведение налоговой  политики государтва зависит от рациональности налогового законодательства и эффективности  системы государственного налогового менеджмента. Государственный налоговый  менеджмент является искусством сочетать интересы самого государства и его  хозяйствующих субъектов. Поэтому  от того, насколько грамотно эти  интересы соблюдены, зависит качетсво и эффективность управления налогооблажения  на общегосударственном уровне.

В целом повышение эффективности  государственного налогового менеджмента, его развитие должно сводиться к  росту результативности мероприятий  по всем функциональным направлениям менеджмента: организации, планированию, регулированию и конртолю.

В области организации  государственного налогвого менеджмента, прежде всего, должна быть создана четкая, с грамотно сформулированными полномочиями, не допускающая дублирования организационная  структура.

Меры организационного характера  имеют своей целью устранение недостатков во взаимодействии между  контролирующими и правоохранительными  органами, их отдельными подразделениями. К ним же следует отнести и  меры, направленные на развитие международного сотрудничества органов налогового контроля.

В области государственного налогового планирования следует переходить на планирование бюджета от росходов. Эффективность налогового управления может быть достигнута только тогда, когда она будет ориентировано  на максимум общественных благ (государственных  услуг), выражающихся по стоимости в  оптимальной величине государственных расходов, при оптимальных параметрах совокупного налогового бремени.

Первостепенное значение имеет экономическая обоснованность налогов, ведь обязательные платежи  не должны быть произвольными. Налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т.е. суммы сборов по каждому отдельному налогу должны привышать затраты на его сбор и обслуживание. Кроме того, при  установлении налогов долны учитываться  последствия как для бюджета  или определенной отрасли экономики, так и для конкретного налогоплательщика. Кроме того, для повышения эффективность  государственного налогового менеджмента  в сфере налогового планирования требуется наладить систему прогногзирования с учетом стратегических целей национальной экономики и имеющихся программ социально-экономического развития регионов.

При планировании данных о  гипотических и среднестатических  налогоплатильщиках имеет место  высокий процент погрешности. В  прогнозах трудно учесть все разнообразие существующих взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих при налогообложении  различных субъектов. В развитых странах немалые успехи достигнуты благодаря применению микроимитационных  моделей ожидаемых поступлений  доходов в бюджет. Их преимущество в том, что инфармационной базой  служат подлинные данные по экономическим  субъектам. Но посколько налоговая  отчетность является тайной и охраняется законом, использовать эту информацию могут только органы, которые и  должны заниматься аналитической работой  и прогнозированием. Микроимитационные  моделипозволяют установить, как  отразиться изменение налогового законодательства на населении и компаниях. В них  полученные данные экстраполируются на перспективу с учетом предстоящих  изменений, тем самым рассчитывается налоговый бюджет государства и  будущие бюджетные поступления  в казну

Государственное налоговое  регулирование как часть налогового менеджмента также нуждается  в изменениях. Эффективность налогового регулирования статистическим путем  показать довольно сложно. В конечном счете, результативность мер государственного вмешательства в экономику налоговыми методами определяется ростом доходов  бюджета на основе роста производства и потребления, доходов предприятий  и населения. Поэтому влияние  отдельных налогов и всей налоговой  системы в цедом на социально-экономическое  развитие общества также можно оценить (хотя бы опосредственным образом) путем  их сравнения с количественными  и качественными пказателями  экономического роста (ВВП, национального  дахода, прибыли, доходов и расходов населения, инвестиций и т.п.).  Динамика изменения налогов, как правило, следует за тенденцией динамики изменения  показателей экономического роста, но с некоторым опозданием. Это  тоже затрудняет оценку регулирующей и стимулирующей роли налогов. Приятно  считать, что чем больше этот временной  разрыв, тем меньше эффективность  налоговых мер воздействия.

В связи с налоговым  регулированием процесса воспроизводства  в целом, отдельных его сторон и сфер хозяйственно-финансовой деятельности встает вопрос об оптимизации налоговых  ставок.Только на этой основе возможно обеспечение налогового равновесия, предполагающего наиболее полную реализацию на практике всех функций налогов  по отношению к доходам государства  и поотношению к интересам  налогоплательщиков. Проблема оптимизации  налогов напосредственно связана  с вопросом о налоговом пределе  и возможности его количественного  измерения. Знание и ориентация в  налоговых пределах должны составить  экономическую основу процессаоптимизации  как всей налоговой системы в  целом, так и отдельных видов  налогов . Государственное вмешательство  в воспроизводственный процесс  должно быть ограничено научно и практически  обоснованным размером налговых ставок, отражающих некий общественно-необходимый  равновесный их уровень и позволяющих  налогам оставаться действенным  фискальным и регулирующим инструментом. Оптимизация ставок основных налогов  позволит соизмерить текущие и долговременные потребности с реальными возможностями  их удовлетворения. Оптимальными можно  считать ставки налогов, обеспечивающие в данных условиях производства, обмена и потребления максимально возможные  объемы поступления доходов в  бюджет и степень их собираемости на базе поступательного развития производства, роста инвестиций и доходов, предпринимательской  и трудовой активности в обществе.

Для исчисления оптимального уровня ставок необходимо верно определить круг критериев оптимизации, выделить из всей массы государственных расходов наиболее важные, чтобы в полном объеме обеспечить их доходными источниками  при оптимальных ставак налогов, особенно на первом этапе их внедрения.

Нельзя забывать, что налоги снижают не для того, чтобы уже  в следуещем же году получить еще  больше доходов, а для того, чтобы  дать позитивный сигнал экономике –  дать возможность предприятиям расти  и расширять будущую налоговую  базу. Только через несколько лет, при проведении последовательной налоговой  и структурной политики, и при  условии, что экономика поверит  правительству, можно ожидать снижения оттока капитала за границу, сокращения теневого сектора и роста налоговых  поступлений.

Направления развития государственного налогового контроля связаны с борьбой  с незаконным укланением от налогов. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему  средства и, следовательно, ему приходиться  ограничивать себя в расходах. Самое  главное, что уклонение от налогов  всегда сопровождается ростом «теневой экономики». Этот процесс начинается в момент, когда издержкипо сокрытию доходов и укланению от налогооблажения  становятся меньше возможной экономики  по налогам, т.е. если затраты налогоплательщика  по мероприятиям, связанным с уходом от налогов, с учетом риска обнаружения  данных фактов и наложением определенных налоговых санкций, ниже сумм нлогов, подлежащих уплате в бюджет, то уклонение  представляется экономически целесообразным. Поэтому одной из ключевых задач  государственного налогового менеджмента является установление оптимального уровня налоговой нагрузки для экономики. Масштаб скрытого сектора экономики влияют на реализацию налогового потенциала в доходах бюджетов, кроме того, это усложняет процессы прогнозирования и анализа налогов, поскольку требуются дополнительные расчеты и корректировки на уровень «скрытой» экономики. Для целей государственного налогового менеджмента большое значение имеет труктурный состав скрытого сектора, его количественная оценка и потери налоговых доходов в краткосрочном и долгосрочном аспекте. Тактические задачи налогово менеджмента должны предупреждать негативные тенденции развития скрытого сектора в той или иной отрасли экономики; стратегичеткие – снижение доли скрытого сектора путем экононмического стимулиравания и управления налоговой нагрузкой.

В результате совершения преступлений в сференалогообложения создается  ситуация, когда налоги фактически не выполняют своего общественного  предназначения. К конкретным негативным поледствиям массового уклонения  от уплаты налогов относятся: недополучение  казной средств, приводящее к сокращению доходной части и способствующее росту дефицита государственного бюджета; установление в результате уклонения  отдельных предприятий от уплаты налогов неравенства между добросовестными  налогоплательщиками и нарушителями налогового законодательства, идущего  вразрез с принципами рыночной конкуренции; нарушение принципа социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов  переносят добавочное налоговое  бремя на тех, кто исправно выполняет  свои налоговые обязательства. В  этой связи можно также отметить, что общественная опасность этих преступлений проявляется в нарушении  баланса интересов государства, субъектов экономики и отдельных  социальных групп, в деформации и  снижении темпов экономического развития.

Важнейшее место в области  контроля должно быть отведено мерам  по снижению налоговой задолженности  и недоимок. Для снижения задолженности  плательщиков по налоговым платежам, наряду с реструктуризацией и  списанием безнадежной задолженности, назрела необходимость реализации на практике следующих первоочередных мер:

  • Восстановление порядка открытия счетов недоимщиков для организаций, имеющих длительное время неснижаемую задолженность перед бюджетом;
  • Предоставление налоговым органам права бесспорного взыскания задолженности по платежам в бюджет должников с их дебиторов;
  • Организация на ауционах продажи налоговых долгов организаций бюджету;
  • Ужесточение контроля за практикой  осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально воздоваемых структурных подразделений и «третьих лиц»;
  • Законодательное обеспечение первоочередности налоговых платежей при установлении порядкам списания средств со счетов организаций – должников;
  • Расширение практики взыскания задолженности за счет имущества недоимщиков;
  • Реализация на практике возможности осуществелния процедуры банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;
  • Полный отказ от зачетных схем уплаты налогов в бюджет, поскольку они вызывают рост отсроченных недоимок;
  • Разработка механизма возможной оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи акций преприятий – должиков, включая выпуск и продажу новых акций.

Было бы целесообразным ограничить возможности регистрации вновь  создаваемыз предприятий – субъектов  малого предпринимательсва лицами которые  не ликвидировали  ранее созданные  организации, имеющие задолженность  перед бюджетом, а так же ввести упрощенный порядок ликвидации организаций, не представляющих отчетность в налоговые  органы или представляющих «нулевую отчетность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

Налоги – наиболее действенный  инструмент регулирования новых  экономических отношений. В частности, они признаны ограничивать стихийность  рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их с теоретико-практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем всей структуры элементов  налогового механизма. Все слагаемые: планирование, регулирование и контроль – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в  научно-исследовательских структурах и т.д. нормы налогового права  позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить его на весь налоговый механизм.

Информация о работе Элементы налогового менеджмента как системы управления