Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Данная тема весьма актуальна. Это связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение.

Работа состоит из  1 файл

Орган. произв. на предприятДокумент Microsoft Office Word (3).docx

— 112.92 Кб (Скачать документ)

Организ произв на предпр отрасли 

ВВЕДЕНИЕ. 

Цель курсовой работы  — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Данная тема весьма актуальна. Это связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор  уделяется недостаточное внимание. Мало изучены характер и степень  влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе  торговых предприятий) и логистики  таких параметров, как размер торгового  предприятия, его размещение.

В последние годы произошли существенные положительные  изменения в развитии торговли и размещении предприятий этой отрасли, что обусловлено рыночными преобразованиями в России в начале третьего тысячелетия. Проблема размещения розничных торговых предприятий становится все более актуальной, а научно-методический аппарат ее решения — все более востребованным.

Актуальность проблемы развития и размещения предприятий  розничной торговли весьма велика. Это объясняется двумя главными причинами:

1.                 плохо развитой сферой розничной торговли в РФ и ее отставанием от индустриально развитых государств в первые годы рыночных преобразований;

2.                 высокой степенью влияния таких факторов, как обеспеченность населения торговыми площадями, мощность, специализация и размещение торговых предприятий на качество и эффективность их работы.

При написании курсовых работ студенты все чаще используют географические карты территорий, городов  и их районов с учетом реального  размещения потребителей и с помощью  экономических расчетов определяют наилучшую дислокацию торговых предприятий, а также оптимальные зоны их деятельности. Полученные знания помогают в дальнейшей деятельности в сфере коммерции  и торговли, а значит, способствуют выходу России из экономического кризиса. 

    • При планировании размещения торговых предприятий  важное значение имеют принципы равномерности и группового расположения. Принцип равномерности размещения состоит в одинаковом размещении магазинов одного профиля в соответствии с плотностью населения. Принцип группового размещения торговых предприятий состоит в территориальном приближении нескольких магазинов различного профиля, товары которых вместе образуют группу комплексного спроса.
    • В городах Российской Федерации в советский период функцио-нирования отечественной экономики сложилась функциональная система размещения розничных торговых предприятий.
    • Суть такой системы в выделении двух групп магазинов:
    • 1) общегородского назначения;
    • 2) жилой застройки.
    • Последние получили широкое распространение в новых микрорайонах, окружающих любой город. Численность такого микрорайона может составлять 4--20 тыс. чел., жилого района -- 25-80 тыс. чел. Основной тип магазина жилой застройки -- универсам. Типичные представители магазинов общегородского значения -- магазины «Гастроном», специализированные продовольственные и непродовольственные магазины. Примерное распределение торговой площади между магазинами общегородского назначения и жилой застройки в разрезе товарных групп к началу 90-х годов отражено в табл.3. Эти данные представляют интерес и в настоящее время.
    • Таблица.3. Соотношение торговой площади между магазинами городского значения и жилой зоны, %
       
      Товарные  группы
          • Магазины
          • городского
      значения
      Магазины жилой  зоны  
      1 2 3  
      Продовольственные товары      
          • Вся торговая площадь 
          • в том числе:
          • хлеб и хлебобулочные изделия
          • бакалейные товары
      кондитерские изделия
          • 20-25
      15-20 10-15 30-35
          • 75-80
          • 80-85
          • 85-90
      65-70
       
      молоко и  молочные продукты 20-25 75-80  
      гастрономические  товары 25-30 70 - 75  
          • винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные
      напитки, мороженое
      25-30 70 - 75  
      мясо 10-15 85-90  
      рыба 20-25 75-80  
      овощи 10-15 85-90  
      фрукты 30-35 65-70  
      площадь для  дополнительного обслуживания 20-25 75-80  
      Непродовольственные товары      
      Вся торговая площадь 75-80 20 -25  
      в том числе:      
      ткани 100 --  
      одежда 100 ---  
      головные  уборы 100 ---  
      белье 55-60 40-45  
      обувь 90-95 5-10  
      трикотаж 60-65 35-40  
      1 2 3  
      галантерея, парфюмерия 25-30 70-75  
      посудохозяйственные товары 30-35 65-70  
      электротовары 65-70 30-35  
      строительные  товары 100 --  
      канцелярские  товары 20-25 75-80  
      радиотовары 100 --  
      музыкальные товары 100 --  
      игрушки 35-40 60-65  
      часы, ювелирные  изделия и прочие кулытовары 70-75 25-30  
      спорттовары 75-80 20-25  
      печатные  изделия 95-100 5  
      мебель  100 --  
      автомобили 100 --  
      прочие непродовольственные  товары 90-95 5-10  
      площадь для  дополнительного обслуживания 50-55 45-50  
 

Размещая торговые предприятия в сельской местности и определяя их мощность, необходимо учитывать, что на селе средний размер магазина меньше, а издержки обращения содержат «более дорогую» транспортную составляющую.

Исследуя издержки потребления, очень важно сопоставить  их с логистическими издержками. Однако, прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Может ли процесс розничной торговли быть предметом логистической науки и практики?» На этот счет существует две точки зрения.[8]

Многие ученые считают, что движение товаров после осуществления  акта их продажи розничным торговым предприятием покупателю не может рассматриваться  как предмет логистики. Мотивируется это тем, что эффективность данного  процесса зависит в основном от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т.п. Рациональная организация  потоков в процессе розничной  продажи, конечно, необходима, считают  сторонники данной точки зрения. Но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока. Большинству  научных публикаций по проблемам  товародвижения и логистики свойственно  невнимание к домашним хозяйствам.

Другие в качестве замыкающих звеньев в составе  логистических цепей рассматривают домашние хозяйства. Данная позиция представляется совершенно справедливой.

Методически такая  задача сопоставления логистических и потребительских издержек не отработана. Проблема заключается в неоднозначности трактовки состава издержек потребления и сложности их приведения к сопоставимому виду с точки зрения используемых единиц измерения. Между тем, и те, и другие издержки (и их размер) оказывают большое влияние на выбор предпринимателем места дислокации торгового предприятия и покупателем — магазина, в котором лучше приобрести товар.[8]

Если логистические издержки измеряются в стоимостном выражении, то издержки потребления в одной части измеряются временем, затрачиваемым на приобретение товаров, в другой — деньгами, израсходованными на дорогу в магазин и обратно, стоимостью упакованных материалов. Однако привести полностью издержки потребления к стоимостной оценке трудно, поскольку главными компонентами издержек потребления следует считать затраты времени на приобретение товаров.

До сих пор мы рассматривали методические подходы по выбору оптимального варианта исходя лишь из экономии на текущих расходах и увеличения годовой прибыли. Между тем большое значение для решения поставленной задачи имеет также учет характера изменения инвестиций в зависимости от размера и месторасположения предприятий. Методическое построение расчетов в этом случае имеет большое сходство с проведением расчетов по инвестированию оптовых предприятий. Инвестирование крупного торгового предприятия по сравнению с несколькими мелкими той же суммарной мощности, как правило, экономически выгоднее как в смысле строительства (приобретения), реконструкции магазина, так и в смысле эффективности использования товарных запасов.

Вместе с тем  следует обратить внимание на две  особенности. Первая состоит в том, что большую роль играют различия в ценах на помещения, включая  бывшее жилье, расположенное на первых этажах и в полуподвалах домов, в  зависимости от района. Помещение  в центре города будет стоить намного  дороже, чем в окраинном районе, и это также необходимо учитывать  в расчетах. Данный фактор может  оказаться решающим в связи с отсутствием у предпринимателя необходимых средств, поэтому начинать расчеты по выбору потенциальных мест дислокации торговых предприятий лучше именно с оценки собственных инвестиционных возможностей.

Вторая особенность  связана с более широкой практической возможностью для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, по сравнению со специализирующимися на оптовой торговле использовать аренду торговых помещений, вместо того чтобы приобретать их в собственность, изыскивая для этого значительные финансовые средства.

 

 Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению. Наибольшее влияние

на ее размещение оказывают тип населенного  пункта и численность жителей. Так, при размещении ма-

газинов в городах следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и эконо-

мических факторов.

    К градостроительным факторам  следует отнести площадь города, зонирование его территории,

численность и плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных цен-

тров.

    Транспортные факторы включают  направления и интенсивность  основных потоков движения об-

щественного и индивидуального транспорта.

    К социальным факторам относятся  необходимость достижения высокого  качества торгового об-

служивания населения и снижения времени, затрачиваемого им на посещение предприятий розничной

торговли.

    Обеспечение оптимального уровня  доходности розничной торговой  сети, возмещение затрат на ее

строительство и эксплуатацию составляют основу экономических  факторов размещения предприятий

розничной торговли.

    В основе рационального размещения  сети розничных торговых предприятий  в городах лежат прин-

ципы равномерности и группового размещения, а также ориентации магазинов на определенную зону

торгового обслуживания.

    Принцип равномерности применим к однотипным предприятиям, к так называемым удобным мага-

зинам, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживаюшим в основном постоянный контин-

гент покупателей. Он предполагает равномерное размещение магазинов по всей территории города с

учетом  плотности населения.

    Принцип группового размещения  означает необходимость территориального  сближения магазинов

разного товарного профиля (по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы, мяса и т.д.) с  целью удовлетво-

рения комплексного спроса.

    Не менее важным является принцип  ориентации магазинов на определенную  зону торгового обслу-

живания. В соответствии с ним вся розничная торговая сеть делится на магазины местного и общего-

родского значения, магазины в составе торговых центров и магазины, расположенные вдоль автомаги-

стралей.

    Магазины местного значения, или  "удобные магазины" располагаются  в жилой зоне города в преде-

лах пешеходной доступности. В таких магазинах должен быть представлен универсальный ассортимент

товаров.

    Магазины общегородского значения  предназначены для обслуживания  населения всего города, по-

этому в  их числе должны быть и универсальные, и специализированные, и комбинированные  магазины.

    Магазины в составе торговых  центров, как правило, предлагают  покупателям универсальный ассор-

тимент. Чаще всего такие центры размещают на пересечении крупных автомагистралей вне пределов

интенсивной городской застройки.

    Перспективным направлением развития  розничной торговли в городах  является создание сетей ма-

Информация о работе Эффективность менеджмента и пути ее повышения