Анализ внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:
1) Определить специфику внешней среды организации в современной экономике РФ;
2) Проанализировать факторы внешней среды среды ОАО «Мечел-Сервис»;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия внешней среды 5
1.1 Сущность и основные элементы внешней среды 5
1.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации 15
1.3 Типы организаций по взаимодействию с внешней средой 23
Глава 2. Практические аспекты взаимодействия организации с внешней средой 27
2.1 Общая характеристика компании 27
2.2 STEP анализ вешней среды ОАО «Мечел-Сервис» 28
2.3 Матрица GE ОАО «Мечел-Сервис» 29
2.4 Рекомендации по управлению взаимодействием с внешней средой компании 33
Заключение 37
Библиографический список 41

Работа состоит из  1 файл

Анализ внешней среды организации 1.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Глава 2. Практические аспекты взаимодействия организации с внешней средой

2.1 Общая характеристика компании

 

ОАО «Мечел-Сервис» - успешная торговая компания, реализующая металлургическую продукцию предприятий в более чем 30 экономически лидирующих регионах России, в странах СНГ, в Восточной и Центральной Европе. В настоящее время в его состав входит около 50 подразделений, расположенных в крупнейших городах России. В 2008 г. отделение «Мечел-

Сервиса» появились в Румынии, Германии и Казахстане.

ОАО «Мечел-Сервис» осуществляет продажу, среди прочего:

- арматуры, катанки, кругов

- нержавеющего листа и сорта

- качественного проката

- листа рядовых марок стали

- проволоки, сетки, гвоздей

- канатов, поковок, штамповок

- профнастила

ОАО «Мечел-Сервис» находится на шестом месте среди ведущих мировых производителей концентрата коксующегося угля, занимает первое место в России по производству концентрата коксующегося угля и третье место в России по общей добыче углей. «Мечел-Сервис» занимает второе место в стране по производству сортового поката, а также является крупнейшим и наиболее многопрофильным производителем специальных сталей и сплавов в России.

Преимущество «Мечел-Сервиса» заключается в наличии разветвленной сети сбытовых отделений по всей России. Количество филиалов и ассортимент предлагаемой ими продукции постоянно возрастают. Компания верит, что прямое взаимодействие без посредников с потребителями нашей продукции позволяет лучше чувствовать рынок и формировать оптимальные предложения.

2.2 STEP анализ вешней среды ОАО «Мечел-Сервис»

В данном разделе составим матрицу STEP-анализа внешней среды организации ОАО «Мечел-Сервис» – таблица 2.

Таблица 3

Матрица STEP-анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды (глобальные проблемы)

Краткая характеристика вариантов развития экономики

Пессимис-

тичный

Реалис-

тичный

Оптимис-

тичный

1. Социальные:

- рост реальных доходов населения;

- изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;

- улучшение демографической ситуации в регионе;

- изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Продолжение табл. 4

2. Технологические:

- появление научно-технических достижений;

- сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона;

- развитие конкурентных технологий;

- потенциал инноваций.

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

3. Экономические:

- улучшение экономической ситуации в регионе;

- появление новых конкурентов;

- рост активности конкурентов;

-снижение покупательской способности;

- обменные курсы валют;

- сезонность.

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

+

+

 

+

4. Политические:

- ужесточение государственной политики в области сертификации;

- ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов  и штрафные санкции.

 

+

 

+

 

+

 

 

Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.

Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации. При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции[6].

2.3 Матрица GE ОАО «Мечел-Сервис»

Далее построим матрицу GE, на которой отразим сильные стороны / конкурентоспособность организации, размер отрасли и долю организации ОАО «Мечел-Сервис» на рынке – рисунок 2.

Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.

Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.

Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны.

 

 

 

 

 

                                                                 Высокая     Средняя        Низкая

А1

А2

В3

А3

 

В2

С1

В1

С2

С3

 

10

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Высокий приоритет, с точки зрения инвестирования

- Средний приоритет, с точки зрения инвестирования

- Низкий приоритет, с точки зрения инвестирования


       

Рисунок 2 – Матрица GE «Привлекательность отрасли – сильные стороны предприятия»

Для позиции А 1, характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке.

Для позиции А 2 характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации.

Позицию А 3 занимает организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны[7].

Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют Проигравшими (С1, С2, С3).

Это такие виды, которые обладают, по крайней мере, одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.

Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.

Для С 1 характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке.

Для С 2 характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке.

Позиции С 3 определяются низкой привлекательностью рынка и низким уровнем относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Виды бизнеса, попадающие в три клетки, расположенные вдоль диагонали, идущей от нижнего левого к верхнему правому краю матрицы, называют «пограничными» - В1, В2, В3. Это такие виды бизнеса, которые могут, как расти при определенных условиях, так и, наоборот, сокращаться.

Бизнес ОАО «Мечел-Сервис» относится к средним позициям (В2): средний уровень привлекательности рынка, средний уровень относительных преимуществ организации в данном виде бизнеса.

Такое положение определяет и осторожную стратегическую линию поведения: инвестировать выборочно и только в очень прибыльные и наименее рискованные мероприятия.

Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности (таблица 3).

 

Таблица 3

Оценка привлекательности отрасли

Параметры отрасли

Относительный вес (ОВ)

 

 

Оценка привлекательности  (ОП)

 

Результат = ОВ*ОП

1. Размер и темп роста рынка

0,15

4

0,6

2. Острота конкуренции

0,1

4

0,4

3. Концентрация потребителей

0,05

5

0,25

4. Уровень концентра­ции поставщиков

0,05

2

0,1

5. Зависимость спроса от цены

0,07

3

0,21

6. Уровень насыщения спроса

0,15

4

0,6

7. Невмешательство государства

0,05

4

0,2

8. Низкая степень устаревания продукции

0,03

5

0,15

9. Технологическая стабильность

0,1

4

0,4

10. Прибыльность

0,2

5

1,0

11. Барьеры  для входа и выхода

0,05

2

0,1

Оценка привлекательности отрасли

1

-

4,01

 

ОАО «Мечел-Сервис»  может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.

Далее оценим конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса в данной от­расли, на основании данных таблицы оценки конкурентной позиции (таблица 4).

Таблица 4

Оценка конкурентной позиции

Основные факторы успеха

Относительный вес (ОВ)

 

Оценка привлекательности  (ОП)

Результат = ОВ*ОП

1. Относительная доля на рынке

0,2

4

0,8

2. Система сбыта

0,05

5

0,25

3. Развитие производственных процессов

0,1

5

0,5

4. Издержки (затраты)

0,1

4

0,4

5. Техническая оснащенность

0,15

4

0,6

6. Качество продукции

0,1

5

0,5

7.  Деловые связи

0,2

4

0,8

8. Финансовые возможности

0,1

4

0,4

Оценка конкурентной позиции

1

-

4,25

Информация о работе Анализ внешней среды организации