Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:17, реферат
Внешняя среда, в  которой оперирует фирма, принципиально  важна для любого бизнеса вне  зависимости от его направленности и масштабов. 
Но для международного бизнеса она имеет совершенно особое значение: если в собственной  стране все «более или менее знакомо», то, выходя на международный рынок, фирма попадает зачастую не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но —  что не менее важно — и в  обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники ее изучения и адекватной оценки.
Теоретически концепция встраивания подробно обоснована в работах Н. С. Отварухиной, из которых и заимствован приведенный ниже пример.
К основным аналитическим вопросам встраивания относятся следующие:
4.1. Ревизия технологии фирмы и выделение возможных технических направлений встраивания.
4.2. Обзор зарубежных 
технологий в родственных (
4.3. Научно-техническая 
и конструкторско-
4.4. Проведение предварительных 
переговоров с потенциальными 
партнерами и окончательное 
4.5. Технико-экономическая оценка перечня встраивания и подготовка проектов предложений зарубежным партнерам.
5. Использование национальных преимуществ на уровне фирмы
Национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнера и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:
• высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила (естественно, речь идет только о работниках, лишенных серьезных личностных недостатков, — в противном случае, с точки зрения зарубежного партнера, вообще бессмысленно говорить о преимуществах этой рабочей силы);
• достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей;
• опыт работы персонала 
в странах Азии, Африки и Латинской 
Америки еще в советский 
• основные фонды, приобретенные 
предприятиями на излете периода 
перестройки и позволяющие 
Исходя из соответствующего практического опыта, можно рекомендовать проведение следующих работ:
5.1. Анализ и оценка 
кадрового потенциала 
5.2. Анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов.
5.3. Анализ и оценка 
действующих технологий с 
5.4. Обзорная оценка 
зарубежных фирм, которые потенциально 
могут проявить интерес к 
5.5. Приближенное 
технико-экономическое 
Оценка экономической ситуации в стране
1. Место, занимаемое 
страной по показателям: ВНП 
(ВВП), темпы экономического роста, 
темпы роста инвестиций, внешнеторговый 
оборот, импорт товаров и услуг 
(то же — в удельных 
2. Население страны 
в целом и регионов 
3. Структура общества 
и удельный вес отдельных 
4. Ресурсы основных видов, интересующих фирму, с ранжировкой по:
• наличию в стране и регионах;
• стоимостной оценке;
• уровню дефицитности.
Особая справка — о возможности получения этих ресурсов в сопредельных
странах.
5. Основные характеристики 
возможностей связи (число 
6. Интересующие фирму 
характеристики транспортных 
7. Уровни оплаты 
труда в интересующих фирму 
сферах бизнеса (в разрезе 
8. Общая оценка развитости и возможностей:
• отраслей — вероятных конкурентов;
• отраслей — вероятных поставщиков;
• отраслей — вероятных потребителей.
9. Основные элементы 
валютного регулирования в 
10. Основные элементы 
торговых и экспортно-
11. Развитость научно-технической 
и консультационной 
12. Уровень основных экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность и т. д.).
Оценка правовой ситуации в стране
Знания в этой области необходимы при решении различных практических вопросов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм и отдельных физических лиц на территории Кыргызстана. Исходя из изложенного выше, можно предложить следующую структуру правового анализа.
1. Общая оценка 
согласованности системы права 
в стране с основными 
2. Регулирование 
экспортно-импортных операций, интересующих 
фирму (включая вопросы 
3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.
4. Защищенность собственности и прав личности.
5. Регулирование 
перемещения капитала, экспорта 
прибыли, иных финансовых 
6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.
7. Регулирование 
создания и трансформации 
8. Регулирование трудовых отношений.
9. Регулирование цен.
10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.
11. Подробно: вопросы 
налогообложения фирм и 
12. Общая оценка 
стабильности правовой системы 
страны (желателен и вероятный 
прогноз опасностей с этой 
стороны). 
Анализ политической ситуации в стране
1. Политический режим в стране и его отношения с Кыргызстаном.
2. Межгосударственные 
(межрегиональные, 
3. Участие страны 
в политических блоках и 
4. Политические партии и общественные организации в КР, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны.
5. Наиболее видные 
политические лидеры (предельно 
краткие биографические данные)
6. Основные политические 
партии и наиболее влиятельные 
общественные организации в 
7. Основные политические 
соперники, борющиеся за 
8. Краткая характеристика связки «бизнес — политика» (фирмы, партии, лидеры).
9. Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), Перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и на отношения с КР.
10. Роль и влияние 
региональных властей (с 
11. Политическая обстановка 
в регионах проникновения 
12. Общая оценка политической стабильности в стране.
Стартовый маркетинговый анализ
По мере выполнения 
трех указанных выше видов анализа 
у служб фирмы, и в первую очередь 
— у маркетинговой, появляется своего 
рода «внешнесредовой» фон, на котором 
можно более или менее 
Имея данные этого анализа, можно проделать стартовый маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.
Квалифицированные 
маркетологи могут его 
Ниже приведен перечень 
вопросов и окончательных оценок, 
которые будут интересовать международного 
менеджера в итоге стартового 
маркетингового анализа. Имея их и зная 
результаты анализа внешней среды, 
менеджер принимает обоснованные стратегические 
решения о целесообразности выхода 
фирмы на данный страновый рынок 
и путях становления бизнеса 
в этой стране, а в ряде случаев 
может достаточно обоснованно спрогнозировать 
и будущую стратегию его 
1. Достаточно ли 
велика емкость рынка, 
2. Каковы основные 
конкурентные преимущества 
3. На какие основные 
покупательские группы 
4. Каковы основные 
возможности дистрибьюции 
5. Каковы основные 
возможности и проблемы 
6. Каковы стратегии 
работы на данном страновом 
рынке основных конкурентов (
7. Каким должен 
быть эффективный бюджет 
8. Какие ориентиры 
продаж нашего товара или 
Получив достаточно обоснованные ответы на эти вопросы, международный менеджер принимает наиболее ответственное решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов рисков) входить и закрепляться на данном рынке.
Литература.
Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба . Международный бизнес : внешняя среда и деловые операции .Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
М. Портер . Международная конкуренция .М.: Международные отношения, 1993. 896с.
М. М. Богуславский, Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 6-9, 15-16.
Механизм внешнеэкономической деятельности. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1988.
Информация о работе Анализ внешней среды международного бизнеса