Анализ внешней среды международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 08:17, реферат

Описание

Внешняя среда, в которой оперирует фирма, принципиально важна для любого бизнеса вне зависимости от его направленности и масштабов.
Но для международного бизнеса она имеет совершенно особое значение: если в собственной стране все «более или менее знакомо», то, выходя на международный рынок, фирма попадает зачастую не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но — что не менее важно — и в обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники ее изучения и адекватной оценки.

Работа состоит из  1 файл

211 Реферат.docx

— 49.02 Кб (Скачать документ)

Кыргызский государственный университет  им. Арабаева

Институт  Экономики и Менеджмента 
 
 
 
 
 
 

Реферат
Анализ  внешней среды международного бизнеса
 
 
 
 
 
 
 
 
     
Бишкек -2011

                   Выполнила: студентка гр. МТ-35-08     

                       Щенникова Л.В. 

                   Проверил: доцент Татыбеков Э.С.

 

Введение

Внешняя среда, в  которой оперирует фирма, принципиально  важна для любого бизнеса вне  зависимости от его направленности и масштабов.

Но для международного бизнеса она имеет совершенно особое значение: если в собственной  стране все «более или менее знакомо», то, выходя на международный рынок, фирма попадает зачастую не только в незнакомую экономическую, политическую, социальную и культурную среду, но —  что не менее важно — и в  обстановку, когда далеко не очевидны возможности и источники ее изучения и адекватной оценки. Именно поэтому  вопросы методики подхода (что именно изучается во внешней среде, как  изучается, что следует из этого  изучения, как должна строиться оценка возможностей и опасностей внешней  среды) приобретают первостепенную роль и обсуждаются весьма подробно практически в каждой серьезной  работе по международному бизнесу и  международному менеджменту.

Структура анализа внешней  среды

Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой  будет действовать и развиваться  международный бизнес фирмы, — важнейший  момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений  международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга.

 Столь же едины  мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

• анализ экономической  внешней среды;

• анализ правовой внешней  среды;

• анализ политической внешней среды.

Иногда, в более  специфических случаях, отдельно рассматривают  и другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно-климатические  условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе  остаются основой.

 Иными словами,  зарубежный международный менеджер  может себе позволить широкий, функциональный анализ разных составляющих внешней среды, в котором очень многое делается просто, что называется, для развития кругозора руководителя, ряд моментов анализируется «на всякий случай», а другие — просто потому, что «так рекомендуется авторитетами». Против такой практики в нормальных условиях нормального рынка трудно что-либо возразить: действительно, менеджер, а особенно — международный, тем увереннее себя чувствует, чем больше у него разной информации.

Особенности анализа  внешней среды в Кыргызстане

Коренные отличия  кыргызского бизнеса в рассматриваемом  контексте очевидны: это и наша крайняя бедность, и катастрофическая нехватка серьезной и надежной бизнес-информации, значительные трудности в простых  деловых контактах с зарубежными  партнерами (от языковых до культурных), необразованность наших, в общем-то толковых и неглупых, бизнесменов  и менеджеров и многое другое. А  самое важное — критичность по времени задач выхода кыргызской фирмы на внешний рынок, причем зачастую в условиях полной враждебности зарубежной среды и равнодушия собственных властей.

Все это заставляет сам вопрос о содержании моделей  анализа внешней среды, хоть как-то пригодных для кыргызского бизнеса  сегодня, ставить принципиально  иначе. А именно: не «это может быть полезным», а «это абсолютно необходимое; не «это дает широкое направление поиска», а «это ведет к решению кратчайшим путем». Иными словами, сегодня нужна некая компактная аналитическая структура, которая с учетом ограниченных возможностей современного кыргызского бизнеса и менеджмента позволила бы осветить во внешней среде той страны, в которую мы стремимся войти, самое насущное, самое необходимое для того, чтобы, с одной стороны, максимально реализовать кыргызский потенциал работы на внешнем рынке, а с другой — эффективно исполнить те ролевые функции, которые соединяют возможности страны и конкретной фирмы через разумные стратегические решения.

Глобальные модели анализа внешней среды могут просто-напросто запутать не очень опытных в такого рода аналитике и, как отмечалось, не очень еще образованных в международном бизнесе российских менеджеров. Тогда вместо поиска широких стратегических альтернатив будет серьезное разочарование в подходе вообще, а что особенно опасно — в собственных силах в частности. Этого нельзя допустить хотя бы ради будущих широких и интересных достижений частных кыргызских фирм на международном рынке. Поэтому есть смысл упростить и сузить рамки подхода в интересах его реализуемости и получения практически значимых результатов.

Кыргызский  внешнеэкономический  потенциал

Если не говорить о сырьевых отраслях нашей промышленности (а это — особая с точки зрения внешнеэкономической деятельности сфера), то в целом в кыргызской экономике можно выделить несколько достаточно реальных возможностей вхождения практически любой частной фирмы в международный бизнес. Одни из них достались в наследство от Советского Союза, другие выкристаллизовались уже в пореформенном периоде. Использование некоторых из этих путей требует серьезного уровня технологического развития, в то время как другие требуют просто предприимчивости и расторопности соответствующих бизнесменов и менеджеров. Наконец, ряд этих возможностей относится к «финансоемким», другие же допускают и активность фирм с относительно скромными финансовыми ресурсами. И, что особенно важно отметить, эти возможности касаются практически всех обрабатывающих отраслей.

Приведенный ниже перечень не претендует на некую систематизацию, это скорее то, что принято называть маркетинговой смесью: анализируя его, фирма ищет самые разные рыночные возможности и при удачном исходе комплексно их использует.

1. Возврат старых  рынков

На сегодняшний  день, по самым скромным оценкам, страны СНГ потеряли более половины рынков бывшего СССР и основная их часть, естественно, приходится на российского  предпринимателя. Для серьезной  техники, рассчитанной на многолетнее  использование, времени прошло еще  не так много. У рынков есть своя «память», и в соответствующих  странах (а их — десятки) работают люди, знакомые с этой техникой и  работавшие с нашими специалистами. Одним словом, здесь есть определенная ниша, в которой можно успешно  работать. Не следует переоценивать  ее значение: свято место пусто  не бывает, и опустевший рынок заполняется  мгновенно, то есть в большинстве  случаев его придется отвоевывать  заново. Но шансы, безусловно, есть, особенно с учетом привлекательности многих видов советской техники в  развивающихся странах. Ее главное  достоинство — надежная простота — все еще в цене.

Сформулируем основные вопросы, которые могут практически  интересовать фирму, решившую искать в  этом направлении:

1.1. Какие виды  экспортировавшейся ранее техники  технологически близки производственным  и конструкторско-технологическим  возможностям фирмы?

1.2. Кто именно  производил эту технику и каково  положение этих предприятий сейчас (прежде всего — в части  производства техники)?

1.3. Какие страны (а  внутри них — фирмы) импортировали  основную часть этой техники  (структура закупок)?

1.4. Работает ли  эта техника до настоящего  времени? Есть ли потенциал  ее:

• реновации;

• модернизации;

• обновления по запасным частям?

1.5. Если появились  конкурирующие изделия, то какова  сравнительная конкурентоспособность  наших и иностранных изделий?  Остаются ли ниши для нашей  техники?

1.6. Каковы ориентировочные  емкости рынков .

Получив более или  менее надежную информацию по приведенным  вопросам, международный менеджер может  осуществить сокращенный политический и правовой анализ (точнее — организовать его) и в случае успешных результатов  переходить к заключительному этапу  анализа и оценки внешней среды  — к углубленной проработке культурного  фона.

2. Оценка технологии

Имеется в виду использование  возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в бывшем СССР и имеющими: практически опробованные результаты испытаний, подтвержденные результаты испытаний, подтвержденный интерес  со стороны зарубежных производителей.

2.1. Оценка оригинальности  и защищенности технологии.

2.2. Оценка зарубежных  аналогов и разработка карты  сравнительной конкурентоспособности.

2.3. Укрупненная оценка  «сопутствующего набора» (оборудования  и услуг, которые потребуются  для эффективного внедрения технологии).

2.4. Оценка и формирование  перечня вероятных заинтересованных  фирм.

2.5. Приближенная  оценка финансовых ориентиров  возможных сделок в вариантах:

• окончательной  продажи технологии;

• продажи с получением права участия;

• привлечения иностранного партнера для самостоятельного освоения технологии (с последующим экспортом);

2.6. Подготовка предложений,  ориентированных на заинтересованные  фирмы и   проведение переговоров.

Изучая это направление, фирма переходит к стандартным  процедурам только в вариантах совместного  производства и/или последующего импорта (либо оплаты) готовой продукции.

3. Соразмерный экспорт

Этим термином мы обозначаем возможность для многих кыргызских фирм экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего — в развитых) вполне могут конкурировать с  менее качественными и более  дешевыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей. Уже  сегодня отличные образцы такой  успешной конкуренции дает кыргызская легкая (прежде всего — швейная) промышленность. Но, по существу, мы стоим  только в начале этого международного направления, которое будет играть «локомотивную» роль для вывода всей промышленности Кыргызстана на качественно  новый уровень.

Теоретические положения  М. Портера показывают, а практика всех стран однозначно подтверждает, что реальное развитие конкурентоспособных  производств в обрабатывающей промышленности страны начинается лишь тогда, когда  их продукция реально входит в  международную конкурентную борьбу, но — на посильном, соразмерном для себя уровне. Кыргызские изделия уже сегодня вполне могут конкурировать с рядом китайских, малайзийских, бразильских, египетских, турецких и других товаров из менее развитых стран на рынках любых государств.

Отметим теперь главные  вопросы, которые решает международный  менеджер, используя эту возможность:

3.1. Оценка собственной  технологии и выделение товарного  ряда, пригодного для соразмерного экспорта.

3.2. Формирование  набора конкурентов (здесь охватываются товары на более доступных для российской фирмы рынках) и оценка сравнительной конкурентоспособности.

3.3. Предварительная  оценка возможных каналов дистрибьюции  и основных условий работы  с ними (поставки, участие в продвижении,  сервис).

3.4. Ориентировочная  оценка емкости рынков (сегментов  рынков) и прогноз вероятной доли  будущего контроля.

3.5. Формирование  финансовых, организационных и технологических  целей

проникновения на те или иные рынки.

4. Встраивание в  технологические цепочки зарубежных  производителей

Речь идет о том, что кыргызский производитель находит  для себя некоего зарубежного  производителя (желательно, конечно, из развитой страны), которому он обоснованно  предлагает поставку определенных деталей, узлов, комплектующих, пригодных для  производимого зарубежным партнером  конечного изделия. Поскольку кооперация — одна из наиболее развитых и перспективных  сфер производственного сотрудничества в мире, то потенциально всегда есть возможности подобного встраивания.

Особо же привлекают следующие обстоятельства. Производство той или иной локальной детали требует лишь ограниченного технического потенциала (напомним, что поставщиками комплектующих для крупных японских, американских и европейских фирм выступают сотни и тысячи мелких и мельчайших производителей в разных странах).

Но в то же время  кыргызскому производителю не нужно  думать о самой болезненной для  наших фирм проблеме — маркетинге на зарубежном рынке конечной продукции  — все это делается заказчиком. К тому же возникают исключительно  интересные возможности дальнейшего  развития, своего рода экспансия в технологической цепочке: начав с поставок относительно простых изделий и комплектующих, кыргызский производитель далее наращивает свой потенциал и предлагает западному партнеру свое более широкое участие в конечном продукте.

Информация о работе Анализ внешней среды международного бизнеса