Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть основы организации малого бизнеса в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
2. Произвести анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса ………………………..6
1.2. Понятие и классификация малого предприятия…………………………8
1.3. Основные функции малого предприятия ……………………………….12
1.4. Правовые основы функционирования малого бизнеса в России ……...15
2. Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Кадровая проблема малого бизнеса……………………………………...20
2.2. Налогообложение малого бизнеса в РФ…………………………………26
2.3. Проблема проверок предприятий малого бизнеса………………………28
2.3. Вопросы кредитования малых предприятий ……………………………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес (1).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

    В этом году власти приняли решение, что  максимальный годовой доход, при  котором налогообложение малого бизнеса по упрощённой схеме становится невозможным, должен быть увеличен до 60 млн. рублей. Предельный доход, при котором можно будет переходить на «упрощёнку», также увеличили до 45 млн. руб.

    В июле 2009 года в Налоговый Кодекс РФ было внесено большое количество изменений, часть из них вступила в силу с 22 июля, часть – с 1 августа, но большинство начало действовать с 1 января 2010 года. 

    С января 2010 года налогообложение малого бизнеса, представители которого используют общий налоговый режим, в значительной мере отличается от существующего ранее. Теперь организации и индивидуальные предприниматели не будут уплачивать ЕСН, который заменят обязательными страховыми взносами: пенсионным страхованием, страхованием на случай нетрудоспособности и материнства, медицинским страхованием.

    Изменения также коснулись расходов на оплату труда, расходов на добровольное имущественное страхование и прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, порядка создания резервов расходов на оплату отпусков и выплату вознаграждений за выслугу лет, что, естественно, отразится на расчете налога на прибыль.

    Что касается упрощенной системы налогообложения  малого бизнеса, то по этому поводу велись серьёзные дебаты. Минэкономразвития  и «Опора России» предлагали увеличить порог до 100 тыс. руб., а Минфин считал, что увеличение вообще нецелесообразно. В результате, сумма была увеличена до 60 млн. руб., но данные изменения будут действовать только три года, а потом власти намерены вернуться к вопросу налогообложения малого бизнеса. Первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что в будущем налоговые спецрежимы могут быть отменены.

    Таким образом, налогообложение малого бизнеса должно быть установлено таким образом, чтобы стимулировать развитие малых предприятий, и в полной мере учитывать специфику малого и среднего бизнеса, направление и объём их деятельности. Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим и специальные налоговые режимы. 

    2.3. Проблема проверок предприятий  малого бизнеса

    Многочисленные проверки различных и государственных органов наносят серьезный вред малому бизнесу. Для того чтобы облегчить деятельность малых предприятий, правительство Российской Федерации разработало план, на основе которого будут проводиться проверки малого бизнеса в 2010 году.  

    1 июля 2009 года вступил в силу  закон «О защите прав юридических лиц и предпринимателей, занимающихся индивидуальной деятельностью, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в соответствии с которым ежегодно должен формироваться план проверок предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с принятым законом, плановые проверки малого бизнеса, начиная с 2010 года, могут проводиться не чаще чем один раз в три года.  Информация о предприятиях, на которых должна пройти проверка должна быть представлена на сайте Генпрокуратуры Российской Федерации.  

    Проверка  среднего частного предприятия, численность  которого не превышает 70 человек,  не может  занимать более 70 часов, а  проверка малого предприятия, численность которого не превышает 15 человек, в 2010 году не должна занимать более 20 часов. Также на 50 пунктов сокращен список оснований для проведения проверки государственными и муниципальными органами.  

    Несмотря  на это, в начале января этого года Генеральный прокурор Российской Федерации заявил, что количество проверок малого бизнеса в 2010 году будет значительно сокращено, так как многие из них не соответствуют требованиям закона.  

    Местные власти также стараются сократить  количество проверок малых и средних частных предприятий. Мэр Москвы Юрий Лужков объявил мораторий на проведение проверок малого бизнеса в 2009 году, по утверждению градоначальника, проверки малого бизнеса будут проводиться не ранее 2010 года, когда, по мнению руководства города, ситуация в экономике будет более стабильной.  

    Несмотря  на все старания правительства, многочисленные проверки малого бизнеса в 2010 году значительно  тормозят развитие частного предпринимательства.  В принятом законодательном акте существует пункт, в соответствии с которым при наличии соответствующей информации, проверка на предприятиях малого бизнеса может быть проведена и вне плана, чем часто пользуются местные органы самоуправления.  

    Согласно  планам правительства Российской Федерации, предприятия малого бизнеса должны создавать около 50 % ВВП, принятие закона об упрощении проверок малого бизнеса начиная с 2010 года – это еще один шаг в направлении развития частного предпринимательства.

      Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный  закон «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Закон направлен на совершенствование  системы организации государственного и муниципального контроля, а также на последовательное снижение административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности.

    Закон предусматривает согласование проведения выездных внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с органами прокуратуры в отношении всех хозяйствующих субъектов без исключения.

    Внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" органами государственного контроля (надзора) или органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    В настоящее время такое согласование требуется лишь при проведении внеплановых  проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

    Таким образом, одной из главных проблема малого бизнеса в России являются многочисленные проверки различных и государственных органов. 

    2.4 Вопросы кредитования малых предприятий

    Одна  из главных проблема малого бизнеса  – малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

    Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства (6).

    Правительство Российской Федерации продолжает осуществлять помощь малому бизнесу в соответствии с разработанной стратегией.  Несмотря на финансовый кризис, субсидии малому бизнесу в 2010 году не сократились в объёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Правительство Москвы планирует втрое увеличить количество малых и средних предпринимателей, которые получат субсидии  на развитие бизнеса. По словам представителя мэрии Москвы, объем субсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также ожидается, что целевая субсидия от федерального бюджета для малых предприятий составит 1 миллиард рублей.

    Другие  регионы Российской Федерации также  предлагают предпринимателям различные  виды  дотаций для малого бизнеса. Например, в республике Адыгея в  настоящее время в республике действует около 3000 малых предприятий, на субсидии малому бизнесу выделено около 300 миллионов рублей. В Смоленской области начинающие предприниматели могут рассчитывать не только на субсидии, но и на получения гранта для молодых предпринимателей.

    Организация малых предприятий является одним из наиболее эффективных способов создания рабочих мест. Те предприниматели, которые будут готовы принять на работу безработных по направлению с  биржи труда, получат субсидирование в размере 58,8 тысяч рублей.

    В настоящее время в России существует огромная скрытая безработица, так как далеко не все люди, которые потеряли работу, регистрируются на бирже труда, потому что это отнимает слишком много времени и не позволяет быстро найти работу.  По мнению чиновников, субсидии малому бизнесу в 2010 году должны помочь справиться с безработицей. Но, к сожалению, в России очень много моногородов, где финансовое процветание граждан зависит от работы одного единственного городского предприятия.

    Несмотря  на увеличение субсидий малому бизнесу в 2010 году, количество людей, которые готовы открыть собственное дело в текущем году увеличилось незначительно. Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации и органами  местного самоуправления, многие россияне не спешат открывать собственные малые предприятия.  Виной тому в большей степени является инертность россиян, которые предпочитают работать на крупных государственных  предприятиях, а не в частном секторе, где самому приходится принимать множество ответственных решений.

    Возможно, увеличение субсидий малому бизнесу в 2010 году позволит «расшевелить» граждан, которые будут более активно создавать малые и средние предприятия17.

    Таким образом, одной из главных проблема малого бизнеса является малая величина индивидуального капитала. Коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. 

    Выводы  по 2 главе

    Одной из основных проблем малого бизнеса  в РФ является кадровая проблема, которая  заключается  в повышенным требованиям к личным качествам работника, широкий выбор работников, зависимость персонала от благополучия руководителя, отсутствие специальных кадровых служб, низкий уровень подготовленности персонала, отсутствие методических материалов по организации производства для начинающих.

    Налогообложение малого бизнеса должно быть установлено таким образом, чтобы стимулировать развитие малых предприятий, и в полной мере учитывать специфику малого и среднего бизнеса, направление и объём их деятельности. Согласно Налоговому Кодексу РФ налогообложение малого бизнеса возможно двух видов: общий налоговый режим и специальные налоговые режимы.

    Многочисленные  проверки различных и государственных  органов наносят серьезный вред малому бизнесу. Для того чтобы облегчить деятельность малых предприятий, правительство Российской Федерации разработало план, на основе которого будут проводиться проверки малого бизнеса в 2010 году.

    Одна  из главных проблема малого бизнеса  – малая величина индивидуального капитала. Коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. 

    Заключение

    Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 90-х годов прошлого столетия.

    Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

Информация о работе Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации