Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть основы организации малого бизнеса в Российской Федерации.
Задачи:
1. Рассмотреть основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
2. Произвести анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы организации предприятия малого бизнеса в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса ………………………..6
1.2. Понятие и классификация малого предприятия…………………………8
1.3. Основные функции малого предприятия ……………………………….12
1.4. Правовые основы функционирования малого бизнеса в России ……...15
2. Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1. Кадровая проблема малого бизнеса……………………………………...20
2.2. Налогообложение малого бизнеса в РФ…………………………………26
2.3. Проблема проверок предприятий малого бизнеса………………………28
2.3. Вопросы кредитования малых предприятий ……………………………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес (1).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

    Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

    С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

    С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

    Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС – 67%, Японии – 55%6.

    Необходимо  отметить, что в бывшем СССР не уделялось  должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики.

    Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.

    На  первоначальном этапе становления  малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве – до 200; в науке и научном обслуживании – до 100; в других отраслях производственной сферы – до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек7.

    В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства  понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • промышленность, строительство и на транспорт – 100 человек;
  • научно-техническая сфера – 60 человек;
  • оптовая торговля – 50 человек;
  • розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек;
  • другие отрасли и осуществление других видов деятельности – 50 человек8.

    Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации для отнесения  предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. 

    1.3. Основные функции малого предприятия

    Развитие  в России малого бизнеса имеет  большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

  • мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
  • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
  • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
  • мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
  • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
  • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
  • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
  • малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса, прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
  • в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

  • более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
  • улучшение качества обслуживания;
  • более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
  • формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
  • формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
  • снижение забастовок и социальной напряженности в обществе9.

    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

    Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

    Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

    Таким образом, развитие малого бизнеса в  России выгодно как для экономики, так и  для социальной сферы  страны 
 

    1.4. Правовые основы функционирования малого бизнеса в России

    Хозяйствующие субъекты, которые относятся к  малому и среднему бизнесу – это  внесенные в Единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ)10 (1).

    Для юридических лиц, установлен отдельный  критерий отнесения к малому и среднему бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

    В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих  субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

    В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС или балансовой стоимости  активов для каждой категории  субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ)11.

    Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности  работников организация соответствует  среднему предприятию, а по размеру  выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

    Величина  критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь  созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

    С 1 января 2010 года вступил в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

    Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия (3).

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется  в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ12

    Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

    Статьей 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми  актами РФ предусматриваются следующие  меры:

    1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

    2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

    3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;

    4) льготный порядок расчетов за  приватизированное субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

    5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

    6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

    7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 

    8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Информация о работе Анализ основных проблем предприятий малого бизнеса в Российской Федерации