Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:42, курсовая работа

Описание

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время анализ конкурентного положения компании на рынке является непременным условием её эффективного функционирования.
Целью данной работы является всесторонний анализ конкурентных преимуществ фирмы (на примере ОАО «Хлебокомбинат-2»).
Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач:
Дать теоретическое обоснование анализу конкурентных преимуществ фирмы.
Дать общую характеристику ОАО «Хлебокомбина-2».
Выделить конкурентные преимущества ОАО «Хлебокомбинат-2».
Представить стратегию развития для ОАО «Хлебокомбинат-2» на основе выявленных конкурентных преимуществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ 5
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 7
1.3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 12
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 15
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 15
2.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2». 18
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» 25
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ-2» НА ОСНОВАНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Анализ_конкурентных_преимущ_фирмы(Курсовая).doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

     11. Рост детерминации. Означает уменьшение  неопределенности и риска. Новые  отрасли характеризуются большой  неопределенностью сведений о  потенциальных возможностях рынка  (например, объеме, ассортименте и  характере выпускаемой продукции, ценовой политике, круге покупателей, потенциальных возможностей конкурентов и т.д.) Когда фирма прошла первые этапы входа в отрасль (на рынок), то неопределенности исчезают  и компании отказываются от простых стратегий, начиная модифицировать конкурентные стратегии5.

     Анализ  конкурентоспособности предприятия  основан на управленческом анализе. Несмотря на специфику проведения управленческого  анализа деятельности конкретного  предприятия, в его структуре  можно выделить ряд типовых блоков: цели деятельности предприятия; портфель заказов, новые продукты; ресурсный потенциал предприятия; факторный анализ издержек (себестоимости) предприятия; доступность финансовых ресурсов, возможные источники средств; система управления: структура, квалификация менеджеров, мотивация персонала, управленческая культура и традиции и т. д.

     Конкурентные  преимущества предприятия — это  уникальные осязаемые и неосязаемые  ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные для данного предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы.

     Конкурентные  преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, который  представляет для них известную  ценность и за который они готовы платить деньги. В основе конкурентных преимуществ могут лежать ресурсы предприятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые и неосязаемые ресурсы. 6

     Осязаемые ресурсы, или материальные активы, - это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.).

     Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, — это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят: не связанные с людьми неосязаемые активы — торговая марка, ноу-хау, престиж, имидж предприятия; неосязаемые человеческие ресурсы (человеческий капитал); квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управленческой «команды»7.

     Другим  важным источником конкурентных преимуществ  любого предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами могут быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д.

1.3. Методы анализа конкурентных преимуществ

     В данном параграфе  кратко представим основные методы анализа конкурентных преимуществ.

     SWOT-анализ. Чаще всего стратегический анализ начинают с исследования так называемой внешней среды организации.

     SWOT - это аббревиатура четырех английских  слов: S - Strengths - сильные стороны, W - Weaknesses - слабые стороны, О - Opportunities - возможности, Т - Threats - угрозы.

     SWOT-анализ внешней среды может проводиться как индивидуально, так и в группах. Практический опыт, особенно для ситуаций первого цикла SWOT - исследований, свидетельствует в пользу группового SWOT-анализа8.

       Технически такой анализ сводится к правильному заполнению табл.1. По правилу анализ проводится в два этапа. На первом этапе сначала заполняется квадрант «Возможности», а затем – «Угрозы». На втором этапе сначала заполняется квадрант «Сильные стороны», а затем – «Слабые стороны».

     Таблица 1. SWOT-анализ - первый стратегический анализ

Возможности O Сильные стороны S
1. 1.
2. 2.
Угрозы T Слабые стороны W
1. 1.
2. 2.

     SWOT - анализ является весьма универсальным аналитическим инструментом, областями применения которого могут быть: стратегический анализ; общий и целевой тактический анализ; функциональный анализ (например, анализ по продукту, маркетинговый анализ, финансовый анализ) и т.д.

     Сущность  GAP- анализа. Gap Analysis — это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым. Этот анализ также позволяет выделить проблемные зоны («бутылочное горлышко»), препятствующие развитию, и оценить степень готовности компании к выполнению перехода от текущего состояния к желаемому.

     Сущность  РEST -анализа. PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.

     Для простоты и удобства анализа все  факторы принято совместно расcматривать  в виде четырехпольной таблицы9.

     Сущность LOTS -анализа. Философия LOTS исходит из того, что компания, государственное  учреждение или какая-нибудь другая организация должна стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей. Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.

     Обслуживание  включает 9 этапов и касается: существующего положения; стратегии; долгосрочных целей; краткосрочных целей; методов и объектов анализа; кадрового потенциала; планов развития; организации менеджмента; отчетности. При обсуждении этих проблем могут быть использованы различные модели деловой стратегии и способы решения задач. Конечной целью является выработка позиции, которая позволит компании, подразделению или индивидууму правильно строить свои взаимоотношения с внешним миром.

     Сущность PIMS -анализа. Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) – метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середине 60–х годов в компании «General Electric».

     PIMS представляет собой попытку обобщить  все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67 % факторов успеха компании10.

 

2.Анализ конкурентных преимуществ ОАО «Хлебокомбинат-2»

2.1. Общая характеристика ОАО «Хлебокомбинат-2»

 

       ОАО «Хлебокомбинат-2» - крупнейшее в г. Перми и области многопрофильное предприятие по производству хлебобулочной продукции.

       В состав хлебокомбината входят три завода: хлебозавод №2 и хлебозавод №10, хлебозавод № 3 находящихся на разных производственных площадках.

       Хлебозавод  №10 - один из старейших заводов города. Построен в 1955 году и специализировался  на выпуске «Дарницкого» формового  хлеба. Лишь в 1987 году, после реорганизации  и выделения хлебокомбината-2 из состава областного объединения, этот завод стал выпекать еще и пшеничный формовой 1 сорт. Теперь помимо этих видов, которые по прежнему составляют достаточно большую долю в общей реализации, завод выпускает еще и широкий ассортимент булочных изделий. С 1995 года здесь был запущен булочный цех, в котором выпекались булочные изделия более 20 наименований. В 2003 году цех получил большое новое помещение (700кв.м.) и оборудование. Этот цех укомплектован тоннельной печью ПХС и ротационными печами SVEBA DAHLEN, а так же тестоприготовительным оборудованием фирмы GLIMEK.

       Хлебозавод  №2 , построенный в 1970г., специализируется на выпуске подовых сортов хлеба. Этот завод прославил себя знаменитым «Дарницким» подовым караваем, известным далеко за пределами города и области. Вкус этого хлеба неповторим. Секрет заключается и в тоннельных печах производства Германии и Чехии, и в длительной практике его производства, и в умелых руках наших хлебопеков и специалистов - технологов высшей квалификации. Здесь же в 1997 г. вновь построен и пущен в эксплуатацию булочный цех с современным оборудованием чешского производства, которое позволило значительно расширить ассортимент и повысить качество булочных изделий.

       В конце 2000 года на хлебозаводе № 2 был  пущен кондитерский цех для выработки  кондитерских изделий широкого ассортимента. На сегодняшний день этот цех производит до трех тонн продукции ежесуточно.

       Хлебозавод  № 3 вошел в состав предприятия  в 2004 году. На сегодняшний день завод  профилирован и на нем проведена  полная модернизация производства. Основным направлением производства, стали «долгоиграющие» хлебобулочные изделия, сушка и сдобный сухарь. Производство начато летом 2005 года, уже через год в 2006 году предприятие выпускало более 100 тонн подобных изделий ежемесячно. Сегодня «Пермскую сушку» и «Пермский сухарь», знают и покупают не только в Пермском края, но и на всем Урале, в Татарстане, Западной Сибири.

       В 1994 году предприятие стало акционерным  обществом открытого типа, генеральным директором которого стал Сурулев Анатолий Алексеевич. 
С этого времени начинается второе рождение комбината. Создаются новые рабочие места. Особое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции и прибыльности. Происходит интенсивное техническое перевооружение заводов, устанавливается передовое российское и импортное оборудование, для чего создана группа внедрения новой техники. Обновляется и расширяется ассортимент, что позволило наполнить витрины магазинов разнообразной хлебобулочной продукцией. Возрастает число творческих командировок для ведущих специалистов на передовые предприятия России и Зарубежья. Обращается особое внимание на переподготовку и повышение квалификации кадров.

       В настоящее время объединенное предприятие  носит название ОАО «Хлебокомбинат-2».

       На  хлебокомбинате имеется свое торговое объединение, через фирменную сеть которого производится реализация части нашей продукции. Широко известны нашему покупателю такие магазины в центре города, как магазины «Каравай», «Славянка» и другие - всего свыше 30 торговых точек объединения.

       Любое предприятие сильно своими партнерами. Покупателями ОАО «Хлебокомбинат-2» являются частные предприниматели, крупнейшие магазины города и области, среди них сети магазинов «Пятерочка», «Виват», «Семья».

       Хлебокомбинат в целом выпускает около 80 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий, принесших нашему предприятию широкую известность далеко за пределами Перми.

       Объемы производства на конец 2010 года составили свыше 90 тонн продукции в сутки. Сегодня на предприятии трудится свыше 600 человек. Несмотря на трудности, которые преодолевает предприятие, в социальной сфере много делается для работников: на предприятии имеется медицинский кабинет с современной физиотерапевтической аппаратурой, оплачиваются детские дошкольные учреждения, лагеря отдыха, детские туристические путевки, покупаются квартиры, выдаются ссуды нуждающимся, каждому оказывается материальная помощь, оплачиваются лечебные путевки и многое другое.

       Обратимся к финансовым результатам деятельности предприятия.

Таблица 2. Динамика финансовых результатов предприятия

  Показатель   
За 2008 год
 
За 2009 год
 
За 2010 год
Темп  роста  Темп  прироста
За 2008 год За 2009 год За 2009 год За 2010 год
Выручка 105 774 110 883 250 634 104,83% 226,03% 4,83% 126,03%
Себестоимость 66 642 68 007 84 844 102,05% 124,76% 2,05% 24,76%
Валовая прибыль 39 132 42 876 165 790 109,57% 386,67% 9,57% 286,67%

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы