Анализ и конструирование организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:51, реферат

Описание

В настоящее время для нашей страны актуальны работы по совершенствованию организации и управления предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом. Наряду с традиционными направлениями этой работы все большее значение приобретают современные направления: системный анализ, программное управление, создание автоматизированных систем управления, применение экономико-математических моделей и другие. Одним из направлений повышения эффективности организаций является направление, которое называется “конструирование организаций”. Это направление возникло в результате приложения идей системного анализа к проблеме повышения эффективности организаций и является наиболее комплексным и последовательным подходом к повышению эффективности.

Содержание

Введение 3
1. Методы анализа организации 4
2. Закономерности конструирования организации 7
3. Проблемы конструирования организации 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Analiz_i_konstruirovanie_organizatsii_15.docx

— 50.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Методы  анализа организации 4

2. Закономерности  конструирования организации 7

3. Проблемы  конструирования организации 14

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время для нашей страны актуальны работы по совершенствованию организации и управления предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом. Наряду с традиционными направлениями этой работы все большее значение приобретают современные направления: системный анализ, программное управление, создание автоматизированных систем управления, применение экономико-математических моделей и другие. Одним из направлений повышения эффективности организаций является направление, которое называется “конструирование организаций”. Это направление возникло в результате приложения идей системного анализа к проблеме повышения эффективности организаций и является наиболее комплексным и последовательным подходом к повышению эффективности организаций. Поэтому оно все больше привлекает внимание российских специалистов.

В контрольной работе мы рассмотрим организацию как сложную, открытую систему, цели и методы анализа  и конструирования организации, факторы и элементы проектирования организации, проблемы конструирования. Обозначим значение конструирования организаций для повышения эффективности организаций и проблемы, стоящие на пути.

Цель контрольной работы - изучить особенности анализа и конструирования организации. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  • изучить методы анализа организации;
  • рассмотреть закономерности конструирования организации;
  • исследовать проблемы конструирования.

Теоретической и методологической основой контрольной работы служат труды отечественных и зарубежных авторов: С. Янг, В.И. Корогодин, Э.А. Соснин, Б.Н. Пойзнер, Никаноров С. П. и др.

Контрольная работа состоит  из введения, 3 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Методы анализа организации

На протяжении тысячелетий  люди создавали организационные  системы (ОС), пользуясь интуицией, здравым  смыслом и опытом прошлого. С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению. Для создания организации, имеющей аналоги в прошлом, разработчик анализирует подходящий аналогичный проект и принимает его за основу будущей системы. Если же такого аналога найти не удается, на помощь приходят здравый смысл и интуиция, частично дополняемые известными методами проектирования организационных структур: системный подход, нормативный метод, метод параметрического моделирования, метод функционального моделирования и программно-целевой метод.[1]

Системный подход основан на представлении о системе как о чем-то целостном, обладающем новыми свойствами (качествами) по сравнению со свойствами составляющих ее элементов. Можно выделить следующие этапы в системном подходе:

1.  Постановка   задачи    (проблемы):    определение объекта исследования, постановка целей, задание критериев для изучения объекта и управления им.

2. Очерчивание границ  изучаемой системы и ее (первичная)  структуризация. На этом этапе вся совокупность  объектов   и  процессов разбивается на два класса: изучаемая система и внешняя среда.

3. Составление математической  модели изучаемой системы.

4.   Исследование построенной модели.

5.  Выбор оптимального управления. Выбор оптимального управления как раз и позволяет перевести систему в желаемое (целевое) состояние и тем самым решить проблему.

Системный подход не получил  однозначной практической интерпретации.

В связи с этим развиваются несколько направлений его практической реализации. Наибольшее распространение получили АСУПовское и системотехническое направления, суть которых заключается в совершенствовании существующих систем управления. Для этого проводится их обследование (диагностический анализ), выявляются недостатки и пути устранения последних, формируются мероприятия по совершенствованию систем, разрабатываются проекты АСУ, внедрение которых рассматривается как способ преобразования существующих систем управления. АСУПовское направление официально признано и закреплено в соответствующих руководящих методических материалах.

Вначале значение системного анализа для управления организацией не было осознано. Ранние формы применения “системного анализа” (примерно до 1960 г.) были эпизодическими, обычно вне рамок повседневной деятельности организаций, в интересах которых исследовалась проблема; часто анализ выполнялся специалистами, не принадлежавшими к организации. Позже, когда был накоплен опыт исследования проблем и появились специалисты в самих организациях, процедуры системного анализа стали выполняться также и в организациях, помогая решать отдельные проблемы или группы связанных проблем.

Нормативный метод основан на выявлении статистических зависимостей между параметрами характеристик структуры организации и факторами, влияющими на эти характеристики. Разработанные нормативы определяют состав и содержание функций, перечень решаемых основных задач, тип организационной структуры и т. д.

Метод параметрического (организационного) моделирования заключается в установлении функциональных зависимостей между характеристиками организации как объекта управления (ОУ) и субъекта управления (СУ) для выявления степени их соответствия.

Метод помогает производить  синтез организаций на основе изучения сложившихся соотношений (пропорций) между характеристиками объекта и субъекта управления.

Метод функционального  моделирования состоит в том, что в основу формирования аппарата управления кладется стандартный набор функций, осуществление которых необходимо на каждом объекте для его нормальной работы. Исходя из численности организации для каждого уровня управления, принимается определенное организационное решение: формирование отдела, управления или бюро для выполнения работ по каждой функции, установление определенных должностей.

Программно-целевой  метод основан на формировании «дерева целей», в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой (ЦКП). Для выполнения ЦКП строится затем специальная система управления (СУ ЦКП), которая доводит задания ЦКП до конкретных исполнителей и контролирует выполнение программы. Организационная структура СУ ЦКП определяется, таким образом, «деревом целей», составом исполнителей и содержанием ЦКП.

Множество исполнителей программы  и СУ ЦКП образуют в совокупности программно-целевую организационную  систему, действующую в течение всего периода решения проблемы.

Такие системы предлагается проектировать в три стадии:

1)   формирование общей структурной схемы системы и ее главных характеристик (стадия композиции);

2)   разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации);

3)   разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

При этом первая стадия имеет  принципиальное значение, поскольку она определяет структуру организации. На ней определяются система целей и задач организации, ее тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав, функций.

К недостаткам программно-целевого подхода следует отнести методическую незавершенность. Он наиболее эффективен для решения хорошо структурированных (изученных) проблем, для которых сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель — система мероприятий — ОУ — СУ».

В целом указанные подходы и методы применяются главным образом для совершенствования существующих (действующих) организаций. Что же касается создания новых, то здесь пока еще царят стихийность и субъективный подход. Часто вопрос о том, быть или не быть той или иной организации, предприятию, объединению, решается без научного обоснования или спонтанно предпринимателями.

2. Закономерности конструирования организации

Любая теория должна исходить из практики, чтобы потом служить ей же опорой. В этом смысле и теория построения организаций не исключение, она должна основываться на анализе практики создания и функционирования организаций. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для построения всех организаций. Такими закономерностями являются следующие:

- создание предпосылок  и условий для формирования организации;

- выявление наличия общественной  потребности в организации;

- выявление   экономических,   юридических, социальных, технических условий;

-выявление гарантий, обеспечивающих самостоятельность и относительную устойчивость организации.

Указанные выше наблюдения и объективные закономерности создания организации позволяют сформулировать следующие положения, составляющие основу проблемного подхода к построению организации.

1. В основе разработки любой организации должно лежать изучение конкретной общественной потребности (проблемы).

2. Построение организации должно осуществляться в последовательности «проблема — ОУ — СУ», что означает последовательное выполнение этапов: исследование проблемы, выбор границ (состава) ОУ, построение (синтез) СУ.

3. Выбор границ (состава) ОУ целесообразно осуществлять в две стадии. На первой — определить состав проблемного объекта, т. е. множество потенциальных исполнителей. На второй — выбрать из них тех, кто удовлетворяет определенным требованиям  и ресурсным  ограничениям  на создание организации.

4. Решение вопроса  о целесообразности создания организации должно приниматься на основе исследования проблемы, проблемного объекта, а также оценки ожидаемой эффективности системы.

5. Синтез   СУ  должен   осуществляться   исходя   из особенностей ОУ.

6. Проектирование организации следует выполнять с учетом этапов, принятых для разработки сложных систем управления.

Опираясь на осмысление закономерностей  реальных процессов формирования организации, а также с учетом традиционных этапов разработки больших систем можно выделить следующие технологические этапы создания организации для наиболее сложного вида проблем (непрограммируемых проблем).

Технологические этапы создания организации

Этап 1. Постановка проблемы, которую требуется решить.

Этап 2. Исследование проблемы: сбор и анализ всех доступных объективных данных и знаний о проблеме и факторах, влияющих на ее решение, формирование банка проблемных знаний, построение и исследование модели проблемы (если проблема допускает модельное представление).

Этап 3. Определение границ (состава) проблемного объекта, т. е. всех потенциальных участников решения проблемы (организаций, коллективов и лиц, от деятельности которых зависит ее решение),

Этап 4. Обследование проблемного объекта. Проводится обследование организации, входящих в состав проблемного объекта, и выбирается комплекс мер по решению проблемы. На этом этапе формируется план мероприятий (или целевая комплексная программа) по решению проблемы и решается вопрос о целесообразности создания организации.

Этап 5. Выбор критерия эффективности организации. На этом этапе начинается собственно разработка будущей организации. Выбор критерия эффективности системы дает возможность в дальнейшем объективно оценивать альтернативные проекты организации.

Этап 6. Выбор границ (состава) ОУ. Из всех потенциальных участников решения проблемы отбираются те, кто войдет в состав ОУ проектируемой организации.

Этап 7. Обследование ОУ. Проводится углубленное обследование организаций или подразделений, входящих в состав ОУ, с целью получения данных, необходимых для формирования альтернативных вариантов построения СУ и организации в целом.

Этап 8. Разработка технического задания на создание организации. Производятся выбор наиболее эффективного варианта построения организации и разработка технического задания.

Этап 9. Техническое и рабочее проектирование организации.

Этап 10.    Внедрение организации.

Эти этапы не обязательно  должны быть строго последовательными.

Анализ многочисленных исследований по вопросам выбора критерия качества или эффективности различных систем показывает, что не может быть универсального критерия, пригодного для любой организации. В связи с этим критерий эффективности (Э) выражают обычно в виде функции (f) от ожидаемого изменения результата ( ), вызываемого внедрением системы, и затрат на ее создание и эксплуатацию (Z):

Например, критерий эффективности  организации может иметь следующий вид:

 

 

где P0 — значение    результирующего   показателя    до внедрения системы;

P* —   ожидаемое значение результирующего показателя после внедрения системы;

С   — текущие затраты на эксплуатацию системы;

Информация о работе Анализ и конструирование организации