Американская система менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...2
1.Факторы, оказавшие влияние на формирование американской
модели менеджмента.…………………………………………….…………….….3
2.Создатели американского менеджмента …..……………………….…………..6
3. Корпорация как основная форма предпринимательства. ………………...…10
4.Современное состояние американского менеджмента. ……………..…..……12
Заключение………………………………………………………………………..16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Крючковв А.А Контрольная Работа Американская система менеджмента.docx

— 52.86 Кб (Скачать документ)

Основоположником этой американской школы  стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о  человеке, а на достижениях научной  психологии.

Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

Данная  школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее  время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы;

8

отношения «руководитель – подчиненный»; стиль  руководства; мотивация труда; психологический  климат в коллективе и его улучшение.

Один  из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит  в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим проблемам  значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным   представителем школы  психологии и человеческих отношений,  профессором школы менеджмента  Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад  в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3. Корпорация как основная форма   предпринимательства.

 

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга             «Современная корпорация и частная  собственность», опубликованная А.             Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического             лица,  а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали   деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за    собой отделение собственности  от контроля над распоряжением ею, т.    е. от   власти. Американский профессор отмечал возникновение  «новой             управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности,  а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по  управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели  американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.   

Начиная с середины 80-х  гг. в США интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому  способствовал ряд факторов: увеличение институциональных инвестиций в  стране, усиление государственного контроля в США с предоставлением права  голоса на ежегодных общих собраниях  акционеров некоторым институциональным  инвесторам; деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80-х; чрезмерно  высокие оклады исполнительных директоров во многих американских корпорациях  и растущее чувство утраты конкурентоспособности  по отношению к немецким и японским корпорациям.

 

10

Американская модель применяется  в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и  некоторых других странах. Она характеризуется  наличием индивидуальных акционеров и  постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

Акционирование  – это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что  в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа – третья в мире по капитализации  рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка  капитала и развитостью системы  корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования  по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Современное состояние американского менеджмента.

 

Современная американская модель менеджмента  ориентирована на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на  стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации.

  Изучение американской модели  менеджмента представляет известный     интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика         менеджмента.        Американский  менеджмент впитал в себя основы  классической  школы, основателем  которой является Анри Файоль. Американцы      Лютер Гьюлик  и Линдал Урвик сделали много  для популяризации   основных  положений классической школы.  Классическая школа оказала   значительное влияние на формирование  всех других направлений в     американской теории управления.

  Переход от экстенсивных  к интенсивным методам хозяйствования  в             20—30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно  сложилось  понимание того, что для выживания  производства необходимо изменить  отношение к положению рабочего  на предприятии, выработать новые  методы мотивации и сотрудничества      между рабочими и предпринимателями.

   Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических  предпосылках:

            1. Наличие рынка.

            2. Индустриальный способ организации  производства.

            3. Корпорация как основная форма  предпринимательства.

           

12

Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три             основных исторически сложившихся  подхода к распределению ресурсов             общества. Это — традиции, приказы  и рынок. Традиционный подход    имеет в виду распределение экономических  ресурсов общества посредством сложившихся  традиций, от одного поколения к  другому.      Командный  подход подразумевает распределение  ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение  ресурсов с    помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

   Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские    способности, а не на знания специалиста.

Если говорить о годах 90-х, то здесь  просматриваются три наиболее             интересные тенденции. Первая из них  связана с некоторым возвратом  к             прошлому — осознанием значения материальной, технологической базы             современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только             применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния             технического прогресса на достижение целей организации, повышением             роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не             случайно в данном учебнике об основах  управления появились             самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении             высокой производительности посредством  синтеза деятельности людей и             использования технологических  факторов производства. Как             представляется, управленческая мысль  снова вступает в период             некоторого усиления в ней «технократизма»  на новой, более глубокой и             здоровой основе.

            Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция,             касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, — это усиление             внимания не только к организационной культуре,

13

о чем говорилось             выше, но и к различным формам демократизации управления, участия             рядовых работников в прибылях, в  осуществлении управленческих             функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и             настойчиво развиваемая теоретиками 50-60-х годов, в практике             американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.

            Этим американский менеджмент  отличался от европейского и  японского (хотя и очень своеобразного  в этом смысле) управления. Но  сегодня демократизация управления, участие в управлении — это  реальность.

            Уже общепризнано — ив Европе, и в Японии, и в США — что  за             демократизированными, «партисипативньми»  формами управления —             будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться, и осмысливаться             в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может             дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и   в вопросах этики бизнеса — еще одного традиционного, но ставшего             опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка,             экономической свободы.

Наконец, третья особенность управленческой мысли  в 90-е годы —             усиление международного   характера   управления.   Вслед   за               переходом   большинства постиндустриальных стран к открытой,             экономике, резким повышением роли международной  конкуренции и в то             же время кооперации производства, развитием транснациональных             корпораций и т.п. интернационализация  управления ставит очень много             новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие             из них — что есть общее и  особенное в управлении, какие             закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а             какие действуют в диапазоне  конкретных условий разных стран, как             наилучшим образом выполнять  функции управления во             внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности             национального стиля в управлении,

14

в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов,    как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 
Заключение.

Во всем  многообразии теорий и  явлений живой практики             американский менеджмент был и остается наиболее мощной             «управленческой цивилизацией». Его  ведущее значение в мире сегодня             неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более             обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать             выводам американских теоретиков и  рекомендациям их практиков, но             знать их идеи, безусловно, необходимо.

В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух   основных школ: школа “научного менеджмента”, основоположником               которой был Ф. Тейлор, и школа  “человеческих отношений”,               возникновение которой связано  с именами Э. Мэйо и Ф.               Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими               концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими               принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений.               Школа “научного менеджмента” явилась исторически первым               направлением развития американской теории управления и именуется               как “классическая” или “традиционная” школа, о возникновении               которой говорилось чуть ранее.

Именно в американской модели менеджмента  возникает идея стратегического  управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении  работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

Американская модель менеджмента  существует и совершенствуется и  до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в  Европе и Японии. Богатый опыт американского  менеджмента может быть учтен  и использован и в российском менеджменте.

16

Список  литературы

  1. Мясоедов, С.П. Основы кросс-культурного менеджмента: Как вести бизнес с представителями других стран и культур: [учеб. пособие] / С.П. Мясоедов. – 2-е изд. – М.: Дело, 2008. – 254 с.
  2. Мясоедов, С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах / С.П. Мясоедов. – М. : Вершина, 2009. – 315 с.
  3. Пивоваров, С.Э. Сравнительный менеджмент: [учебник] / С.Э. Пивоваров, И.А. Максимцев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 474 с.
  4. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С., Майзель А. И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Холден Н. Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Информация о работе Американская система менеджмента