Алгоритм работы с рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками на предприятии и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие риска;
- изучить классификацию рисков;

Содержание

Введение
1. Сущность, содержание и виды рисков
2. Приемы и методы управления риском
3. Процесс управления рисками на предприятии
4. Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Риск-менеджмент курсовая.docx

— 83.37 Кб (Скачать документ)

- при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;

- большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа. Если в распоряжении аналитика имеется солидный вычислительный потенциал и запас времени, возможно обучение нейронных сетей, моделирование по методу Монте-Карло и т. д.;

- эффективность применения методов анализа риска повышается при формализации риска с целью математического моделирования его воздействия на результаты деятельности предприятия. В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;

- следует учитывать требования государственных контролирующих органов к формированию отчетности о рисках. В том случае, если на нормативном уровне требуется использование методов имитационного моделирования, их применение обязательно.

Все вышеперечисленное позволяет  сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической, экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками .

Первым этапом формирования механизма  управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной  для анализа риска, являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и прочее. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

- организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски, карты технологических потоков (технико-производственные риски), договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуаций;

- финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

Социально-экономическая нестабильность (СЭН), в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы, как в деятельность субъектов хозяйствования, так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:

- размер возможного ущерба и его вероятность;

- существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

- производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

- практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

- соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

- субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.

При разработке программы мероприятий  по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба. В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы  является формирование комплекса мероприятий  по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

В процессе реализации программы специалисты службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия.

Финансовый менеджер компании оценивает  сбытовую политику. Предстоит оценить  систему доходов, затрат и финансовых результатов компании, сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать  возможное изменение прибыли.

1. На основании аналитических  данных за отчетный год определить:

- прибыль от реализации;

- налогооблагаемую прибыль;

- рентабельность продаж;

- налог на прибыль, подлежащий  перечислению в бюджет;

- НДС, подлежащий перечислению  в бюджет.

2. Оценить эффект производственного  рычага, рассчитать порог рентабельности  и запас финансовой прочности  предприятия; интерпретировать полученные  результаты.

Таблица 1 Сведения о доходах и  затратах компании в отчетном году, тыс. руб.

Показатель

Сумма

Выручка от реализации продукции, включая  НДС

159 540

Затраты предприятия:

 

расход основных материалов на производство изделий

36 537

расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

расход топлива на отопление помещений

5

оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

заработная плата рабочим –  сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

командировочные расходы

3

почтово-телеграфные расходы

2

отчисления в целевые фонды  на социальные нужды

опр

оплата услуг аудиторской фирмы

2

уплата процентов по краткосрочной  ссуде

47

оплата услуг транспортной организации

4

расходы на текущий ремонт оборудования

7

расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

выплата процентов по облигациям предприятия

4

расходы воды на технологические цели

1

оплата услуг консалтинговой фирмы

3

судебные издержки

2

расходы на содержание законсервированного  объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8

затраты по аннулированному производственному  заказу

2

штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3

прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

Потери имущества в результате наводнения

41

Доходы от аренды складских помещений

32

Дивиденды по акциям других эмитентов

3

Возврат безнадежного долга

8

Доходы от долевого участия в СП

3

Доходы от дооценки товаров

5

Прибыль прошлых лет, выявленная в  отчетном году

1

Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

2

Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году

3

Убытки по бартерным операциям, совершенным  по более низким ценам

3

Транспортный налог

2

Налог на землю

1

Проценты по депозитному вкладу

3


 

 

 

 

 

Решение:

Отчисления в целевые фонды  на социальные нужды в соответствии с Налоговым кодексом РФ составляют 26% от заработной платы:

(31 287 + 13 329) * 0,26 = 11 600 тыс. руб.

Себестоимость = 36 537 + 9 + 31 278 + 13 329 + 45 + 3 + 11 600 + 6 + 1 + 4 + 6 = 92 827 тыс. руб.

 

1. На основании аналитических  данных (таблица 4.1) за отчетный  год определим:

- прибыль от реализации

Прибыль от реализации = Выручка от реализации – НДС – Себестоимость = 159 540 – 24 337 – 92 827 = 42 376 тыс. руб.

- налогооблагаемую прибыль

Налогооблагаемая прибыль = Выручка  – затраты – внереализационные расходы + внереализационные доходы = 135 203 – 92 931 – 50 + 57 = 42 279 тыс. руб.

- рентабельность продаж

Рентабельность продаж = Прибыль  от реализации продукции / Выручка от реализации продукции = (42 376 / 135 203) * 100% = 31,34 %.

- налог на прибыль, подлежащий  перечислению в бюджет

Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет = 42 279 * 0,2 = 8 456 тыс. руб.

- НДС, подлежащий перечислению  в бюджет

НДС, подлежащий перечислению в бюджет равен 159 540 / 1,18 * 0,18 = 24 337 тыс. руб.

 

2. Для расчета порога рентабельности  и запаса финансовой прочности  все затраты компании разделим  на переменные и постоянные  в зависимости от их связи  с объемом производства и отразим  в Таблице 2.

Таблице 2

Показатель

Сумма

Вид затрат

Затраты предприятия:

   

расход основных материалов на производство изделий

36 537

Переменные

расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

Постоянные

расход топлива на отопление помещений

5

Постоянные

оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

Постоянные

оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

Переменные

заработная плата рабочим –  сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

Переменные

заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

Постоянные

амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

Постоянные

командировочные расходы

3

Постоянные

почтово-телеграфные расходы

2

Постоянные

отчисления в целевые фонды  на социальные нужды от заработной платы рабочим – сдельщикам, занятым  в основном производстве

8135

Переменные

отчисления в целевые фонды  на социальные нужды от заработной платы, начисленной по повременной  системе обслуживающему персоналу  и аппарату управления

3466

Постоянные

оплата услуг аудиторской фирмы

2

Постоянные

уплата процентов по краткосрочной  ссуде

47

Постоянные

оплата услуг транспортной организации

4

Постоянные

расходы на текущий ремонт оборудования

7

Постоянные

расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

Переменные

выплата процентов по облигациям предприятия

4

Постоянные

расходы воды на технологические цели

1

Переменные

оплата услуг консалтинговой фирмы

3

Постоянные

судебные издержки

2

Постоянные

расходы на содержание законсервированного  объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8

Постоянные

затраты по аннулированному производственному  заказу

2

Постоянные

штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3

Постоянные

прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

Переменные

прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

Постоянные

Итого переменных расходов:

75 979

Итого постоянных расходов:

16953


Найдем маржинальный доход по формуле:

МД = Выручка от реализации – Переменные затраты 

МД = 135 203 – 75 979 = 59 224 тыс. руб.

Найдем коэффициент маржинального  дохода по формуле:

Коэффициент МД = МД / Выручка от реализации

Коэффициент МД = 59 224 / 135 203 = 0,44

Найдем порог рентабельности по формуле:

ПР = Постоянные затраты / Коэффициент МД

ПР = 16 953 / 0,4380 = 38 702,01 тыс. руб.

Найдем запас финансовой прочности  по формуле:

ЗПФ = Выручка от реализации – ПР

ЗПФ = 135 203 – 38705,4794 = 96 501,38 тыс. руб.

Для оценки эффекта производственного (операционного) рычага сначала найдем прибыль по формуле:

Прибыль = ЗФП * Коэффициент МД

Прибыль = 96 501,38 * 0,44 = 42 271,39 тыс. руб.

Затем найдем силу воздействия операционного  рычага по формуле:

Сила ВОР = МД / Прибыль

Сила ВОР = 59 224 / 220 303,04 = 1,4 

 

Вывод:

Действие операционного рычага проявляется в том, что прибыль  растет быстрее чем выручка, поскольку  при росте объема реализации величина постоянных затрат не меняется. Оценим эффект операционного рычага: 1% прироста выручки дает нам 1,4% прироста прибыли.

Порог рентабельности – это критический  объем производства, при котором  предприятие окупит затраченные  средства. Рентабельность равна нулю при критическом объеме производства равном 38 702,01 тыс. руб., т.е. при объеме реализации меньше 38 702,01 тыс. руб. предприятие  получит убыток. Фактически полученная выручка от реализации составила 135 203 тыс. руб., что на 96 501,38 тыс. руб. выше критического объема.

Запас финансовой прочности или  зона безубыточности составляет

96 501,38 тыс. руб. или 44%. При снижении  объема реализации на 96 501,38 тыс.  руб. или свыше 44% предприятие  потерпит убытки.

 

Заключение

 

Многогранность понятия «риск» обусловлена разнообразием факторов, характеризующих как особенности  конкретного вида деятельности, так  и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется. Выявить все рискообразующие факторы достаточно сложно. Во-первых, большинство рисков имеет как общие факторы, так и специфические. Во-вторых, конкретный риск может иметь различные причины возникновения в зависимости от вида деятельности коммерческой организации.

Изложенный в данной курсовой работе теоретический материал позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия.

В курсовой работе были исследованы сущность, содержание и виды рисков, рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии и механизм управления рисками предприятия в современных условиях.

Информация о работе Алгоритм работы с рисками на предприятии