Алгоритм работы с рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками на предприятии и в разработке механизма управления рисками предприятия в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие риска;
- изучить классификацию рисков;

Содержание

Введение
1. Сущность, содержание и виды рисков
2. Приемы и методы управления риском
3. Процесс управления рисками на предприятии
4. Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Риск-менеджмент курсовая.docx

— 83.37 Кб (Скачать документ)

Торговые риски представляют собой  риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки  товара, непоставки товара и т.п.

Финансовые риски связаны с  вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).

По другой классификации риски  можно разделить на следующие  виды:

  1. Деловые риски: риски, связанные с возможностью ухудшения общего финансового состояния компании, снижением стоимости ее капитала (акций, облигаций);
  2. Организационные риски, вызванные ошибками менеджмента компании (в том числе и при принятии решений), ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;
  3. Рыночные риски — это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;
  4. Кредитные риски — риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в срок;
  5. Юридические риски — это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;
  6. Технико-производственные риски — риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, несоблюдение производственных технологий и процессов, ряд строительных рисков и пр.;

Данная классификация не только четко трактует принадлежность рисков к конкретной группе, позволяя унифицировать оценку риска, но и наиболее полно охватывает множество рисков, что позволяет грамотно подойти к проблеме выявления рискообразующих факторов (РОФ).

Многогранность понятия «риск» обусловлена разнообразием факторов, характеризующих как особенности  конкретного вида деятельности, так  и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется. Выявить все РОФ достаточно сложно. Во-первых, большинство рисков имеет как общие факторы, так и специфические. Во-вторых, конкретный риск может иметь различные причины возникновения в зависимости от вида деятельности коммерческой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приемы и методы управления  риском

 

Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного опыта и, как следствие, сближению российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков.

Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный  капитал, заранее уверен, что он может  за счет собственных средств покрыть  возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что  инвестор передает ответственность  за риск кому-то другому, например страховой  компании.

Для снижения степени риска применяются  различные приемы. Наиболее распространенными  являются:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;

Диверсификация представляет собой  процесс распределения инвестируемых  средств между различными объектами  вложения капитала, которые непосредственно  не связаны между собой, с целью  снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель  предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой  компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой  децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно  в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда  стоимость страхуемого имущества  относительно невелика по сравнению  с имущественными и финансовыми  параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно  через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое  установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также  имеет смысл, когда вероятность  убытков чрезвычайно мала, когда  фирма владеет большим количеством  однотипного имущества. Так, транснациональные  нефтяные компании, владеющие несколькими  сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать больше, чем  это может позволить собственный  капитал; 

- нельзя рисковать многим ради  малого;

- следует предугадывать последствия  риска. 

Применение на практике этих принципов  означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить  его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и  затем сопоставить весь возможный  убыток с общим объемом собственных  финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству  предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной  политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат  гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением [3].

Однако ввиду значительных информационных требований этот принцип трудно реализуем  на практике. Фактически применяются  более простые критерии, например, критерий минимума затрат на мероприятия  по снижению риска до приемлемого  уровня.

В конкретных случаях выбор средств  снижения риска зависит от возможностей его предсказания. Так, известные, часто  встречающиеся риски могут быть снижены с помощью специально разрабатываемых превентивных мер. Например, риск потери части активов  предприятия вследствие хищений  может быть снижен за счет установления сигнализации на складах, улучшения действующей системы учета и контроля за хранением и использованием материальных ценностей.

Предвидимые, но плохо контролируемые риски могут быть снижены за счет диверсификации производства и использования  резервной системы поставки ресурсов.

Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков

Завершающим этапом в анализе средств  снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.

Этот план должен включать: результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

 

3. Процесс управления  рисками на предприятии

 

Развитие науки управления рисками  в значительной степени рассматривается с позиции рисков финансовых институтов в условиях относительно стабильной экономической конъюнктуры. Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий в нестабильных политических, экономических и социальных условиях требует корректировки существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования эффективности используемых методов анализа рисков.

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- управление рисками должно  осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;

- при управлении рисками принимаемые  решения должны базироваться  на необходимом объеме достоверной информации;

- при управлении рисками принимаемые  решения должны учитывать объективные  характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

- управление рисками должно  носить системный характер;

- управление рисками должно  предполагать текущий анализ  эффективности принятых решений  и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных  методов.

Весь процесс управления рисками  можно отобразить следующим образом:

 

 

Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избегания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

Результатом анализа эффективности  принятых решений и корректуры целей  управления рисками должно стать  новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками, является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа  риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических  выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа  можно разделить на четыре группы:

  1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
  2. Методы сбора новой информации;
  3. Методы моделирования деятельности организации;
  4. Эвристические методы качественного анализа;

Итоговые результаты качественного  анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа  рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

- для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;

- для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;

- при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;

Информация о работе Алгоритм работы с рисками на предприятии