Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотруднико

Работа состоит из  1 файл

С.doc

— 607.50 Кб (Скачать документ)

2) распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям организации, координация их деятельности со стороны службы управления персоналом;

3) развитие наставничества, которое в последние годы в отечественных организациях незаслуженно забыто.

Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии этого процесса являются: организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации; интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность; специальных курсов подготовки наставников; подготовка проведения индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником; использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий; назначение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом; подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Для российских организаций главная проблема информационного обеспечения процесса адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

Как показывает опыт отечественных организаций, проблеме адаптации уделяется недостаточно внимания. Управленческие работники не до конца понимают значение адаптации как метода регулирования предложения рабочей силы в организации [13, c. 42].

Для разработки системы адаптации необходимо хорошо представлять сам процесс адаптации с его стадиями.

Процесс адаптации включает в себя следующие стадии [17, c. 43]:

1. Ознакомление: на этой стадии происходит первичное знакомство сотрудника с компанией, со своими непосредственными обязанностями, с особенностями корпоративной культуры

2. Привыкание: на этой стадии происходит усвоение сотрудником норм и правил, принятых в компании;

3. Ассимиляция: основная задача этой стадии - включение человека в новую среду, взаимопринятие;

4. Идентификация: завершающая стадия адаптации, характеризующаяся максимальным сближением целей сотрудника и организации.

Если первые две стадии по сути своей конечны, т.е. новые условия рано или поздно становятся знакомыми, привычными, то принятие и идентификация происходят далеко не сразу и нуждаются в постоянном подкреплении. Именно так, медленно, но верно формируется приверженность сотрудников компании [15, c. 43].

 

1.2.           Виды адаптации

 

Выделяют адаптацию производственную и внепроизводственную.

Производственная адаптация включает в себя:

1. Профессиональную адаптацию, характеризующуюся дополнительным освоением профессиональных возможностей, формированием профессионально значимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Удовлетворенность трудом связана с достижением определенных результатов, которые проявляются по мере освоения новым сотрудником специфики работы в организации.

2. Психофизиологическую адаптацию, связанную с совокупностью условий, воздействующих на психофизиологию нового работника во время труда. Это физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия – шумы, вибрация, освещенность и прочие.

3. Социально-психологическую адаптацию, характеризующуюся включением работника в систему взаимоотношений в коллективе, традиций, норм жизни, ценностных ориентаций. Информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе новый работник соотносит с собственным опытом и со своими ценностными ориентирами. Если он принимает эти нормы и ценности, то процесс идентификации личности в социальной группе или коллективе происходит.

4. Организационно-административную адаптацию – работник знакомится с особенностями механизма управления организацией, местом своего подразделения и должности в структуре организации. Здесь формируется понимание собственной роли в общем процессе функционирования организации.

5. Экономическую адаптацию, которая позволяет новому сотруднику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, привыкнуть к новым условиям оплаты.

6. Социально-гигиеническую адаптацию, позволяющую новому работнику знакомиться с нормами трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка, привыкать готовить свое рабочее место.

Внепроизводственная адаптация включает:

1. Адаптацию к бытовым условиям, реализующуюся через способы распределения и возможности получения жилья, мест в детском саду и т.д.

2. Адаптацию к внепроизводственному общению с коллегами, на которую влияют формы общения в нерабочее время.

3. Адаптацию в период отдыха (наличие баз отдыха, библиотеки, поликлиники, спортивно-культурных заведений) [21, c. 43].

Подробнее рассмотрим основные виды адаптации: организационную, социально-психологическую и профессиональную адаптацию (см. табл. 1).

Основные виды адаптации персонала [11, c. 42]

Таблица 1

 

Организационная адаптация

Социально-психологическая адаптация

Профессиональная адаптация

Суть адаптации

Усвоение писанных и «неписанных» норм и правил компании

Включение в коллектив компании, отдела

Освоение своих прямых функциональных обязанностей

Цель

Принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей

Скорейшее преодоление сотрудником естественной при поступлении на новое место неуверенности

Освоение новым сотрудником системы профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике

Необходимые действия

1) Ознакомить нового сотрудника с политикой компании (миссией, целями, внутрикорпоративной культурой, традициями, условиями работы, формой оплаты и т.д.);

2) Ознакомить с организационной структурой, местом, функциями и ролью нового сотрудника в достижении успеха компанией;
3) Предоставить информацию о сотрудниках, с которыми будет взаимодействовать новый сотрудник (роль, функции, где их можно найти, как связаться, по каким вопросам обращаться);
4) Предоставить «писанные» правила компании (общие инструкции, стандарты качественного обслуживания, правила внутреннего распорядка и т.д.)

1) Представить нового сотрудника руководству компании и непосредственному руководству;

2) Представить и познакомить нового члена коллектива с сотрудниками отдела;

3) Представить и познакомить нового члена коллектива с сотрудниками других отделов, с которыми он будет постоянно сотрудничать;
4) Рассказать новичку о сотрудниках с которыми он работает: характер, увлечения, достижения и т.д.;

5) Провести неформальную процедуру вхождения в компанию/отдел;
6) Участие нового сотрудника в праздничных, культурных и общественных мероприятиях компании;
7) Проводить тренинги с комаднообразующим эффектом

1) Объяснить новому сотруднику основные задачи и непосредственные обязанности; 2) Ознакомить с должностной инструкцией и другими рабочими инструкциями;
3) Обсудить задачи и показатели эффективности на период адаптации и на перспективу;

4) Провести обучение нового сотрудника (вводный курс, тренинги, наблюдение и т.д.);
5) Прикрепить нового сотрудника к наставнику и провести стажировку;
6) Включить в самостоятельную работу


 

Это примерный перечень действий. Компании необходимо сформировать свой перечень действий по каждому виду. В случае прихода нового сотрудника не придется лихорадочно думать, что же сделать еще, кому представить, какие документы дать на изучение. Потребуется только подкорректировать необходимые действия в зависимости от позиции, на которую пришел новый сотрудник.

Большую роль в адаптации нового сотрудника играет управление процессом адаптации.

Управление процессом адаптации, как и управление, чем-либо другим, включает в себя те же функции: планирование и организация, мотивация, контроль, оценка [7, c. 42].

План адаптации сотрудников позволяет выстроить все необходимые действия по каждому виду в определенном порядке, определить формы их проведения, исполнителей и сроки. Это позволяет лучше организовать процесс адаптации, оптимально распределить время и ответственность.

Очень важно чтобы в плане были представлены конкретные действия, сроки и исполнители.

Большую роль в адаптации персонала играет моральная поддержка и мотивация нового сотрудника на преодоление трудностей вхождения в компанию.

Хорошим инструментом для осуществления контроля, оценки и мотивации новых сотрудников является обратная связь о проделанной работе: что получилось хорошо, что можно сделать лучше и каким образом. Кроме того, регулярная обратная связь позволяет отслеживать настроения новых сотрудников, их впечатления от работы, коллектива, понять насколько совпадают ожидания нового сотрудника от компании и реальность и т.д. Об успешном прохождении новым сотрудником этапа адаптации можно судить по следующим показателям [10, c. 42]:

1) работа для сотрудника стала привычной, то есть не вызывает чувства напряжения, страха, неуверенности;

2) получен необходимый объем знаний и навыков, требующихся для работы;

3) новый сотрудник вышел на заданный уровень показателей эффективности деятельности;

4) поведение соответствует установленным требованиям;

5) у нового сотрудника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой, компанией;

6) успех в работе проецируется на ощущение жизненного успеха;
- установлены дружеские связи с некоторыми членами коллектива и ровные отношения группой.

Важным вопросом в процессе адаптации персонала является принятие ответственности за результаты этапа не только компанией (исполнителями), но и новым сотрудником. Адаптация персонала вовсе не означает водить нового сотрудника за ручку и во время подкладывать ему необходимые бумаги и т.д.

Успех процесса адаптации персонала зависит от [4, c. 42]:

1. Наличия хорошо продуманной и организованной системы адаптации персонала;

2. Качественного уровня проведения профессиональной адаптации нового сотрудника: обучения, стажировки, наставничества;

3. Объективности оценки новых сотрудников (как при отборе, так и процессе адаптации работников);

4. Престижа и привлекательности работы в данной должности, отделе, компании;

5. Гибкости системы обучения персонала, действующей внутри организации;

6. Особенностей социально-психологического климата, сложившегося в компании;

7. Личностных особенностей адаптируемого сотрудника и т.п.

Итак, система адаптация персонала необходима, и новому сотруднику, и самой компании. Система адаптации персонала позволяет обеим сторонам лучше узнать и понять друг друга. От успеха обеих сторон на этапе адаптации зависит, останется ли сотрудник в компании, станет ли он со временем ее приверженцем [33, c. 44].

 

1.3. Факторы и критерии адаптации персонал

 

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные [3, c. 42] (см. табл. 2).

Понятие адаптации персонала определяется как процесс приспособления коллектива к изменяю­щимся условиям внешней и внутренней среды организации.

 

 

 

 

 

 

 

Факторы адаптации

Таблица 2

Личностные

Производственные

Социально-демографические:

1.Содержание трудовой деятельности

1. Стаж, возраст;

2. Образование;

3. Квалификация;

4. Социальное происхождение

2.Условия труда и правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство

 

 

 

Психологические:

5. Уровень притязаний;

6. Восприятие самого себя

3.Возможности повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений

 

 

Социологические:

7. Степень профессионального интереса;

4.Виды и способы передвижения на работу, продолжительность передвижения на работу

8. Степень заинтересованности в собственном заработке;

5.Заработная плата

9. Наличие установки на продолжение образования;

6. Психологический климат в коллективе

10. Знание производственных перспектив

 

 

Информация о работе Адаптация персонала