Адаптация персонала: виды адаптации и управление адаптацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:34, реферат

Описание

Цель работы – разработка элементов системы управления адаптацией сотрудников предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Осинцева ЭиУ-467 реф уп персоналом.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по управлению персоналом

на тему: «Адаптация персонала: виды адаптации и управление адаптацией».

 

 

 

                                                                                        Выполнил, студент группы ЭиУ-

Проверил: Шакурова З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

введение

Профессиональная ориентация и  адаптация являются важным элементом  системы подготовки кадров, а также  регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе для повышения их прибыльности и конкурентоспособности. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и приносит потери организации. Несоответствие профессиональной подготовки содержанию трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду и работоспособность, что ведет к снижению производительности, ухудшению качества продукции, к росту числа профессиональных заболеваний и травм. Все эти доводы ведут к тому, что тема «адаптации» в современное время является актуальной. Ведь фирме нужно занять свою долю рынка, обойти при этом множество конкурентов, а как известно главный потенциал организации – персонал. И нужно делать все, чтоб сотрудники работали с полной отдачей, и в этом большую роль играет адаптация.

Другая важная задача адаптации - содействие быстрым структурным сдвигам  в занятости населения. В настоящее время экономика предоставляет работникам с разными способностями и интересами возможность найти место на рынке труда. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут адаптацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности.

Перед этой работой стоят следующие задачи:

1. Выбор аспектов адаптации для  новых сотрудников;

2. Описание анализа и совершенствование  управления адаптацией;

3. Разработка перечня и основного  содержания документов, выдаваемых  сотрудникам на период адаптации;

4. Описание программы деловой оценки для контроля успешности адаптации;

5. Разработка конкретного перечня  мероприятий, охватывающего выбранные  аспекты адаптации сотрудников;

Цель работы – разработка элементов  системы управления адаптацией сотрудников  предприятия.

1 Общие положения об адаптации

1.1 Сущность и цели адаптации

Адаптация — это процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации  и изменение собственного поведения  в соответствии с требованиями среды.

 К главным целям адаптации,  по А.Я. Кибанову [1] можно отнести следующие:

1) уменьшение стартовых издержек. Пока новый работник плохо  знает свое рабочее место, он  работает менее эффективно и  требует дополнительных затрат;

2) снижение степени неопределенности  у новых работников;

3) сокращение текучести рабочей  силы. Если новички чувствуют себя ненужными на новом рабочем месте, то реакцией на это может стать их увольнение; персонал адаптация оценка

4) экономия времени руководителя  и сотрудников. Проводимая по  программе работа помогает экономить  время каждого из них; 

5) развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности своим трудом на рабочем месте.

На предприятиях необходима продуманная  процедура введения в должность  или программа адаптации персонала. Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее полно, общая программа адаптации представлена в учебнике Базарова и Еремина [2]. Согласно ему, в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

- цели, приоритеты, проблемы;

- традиции, нормы, стандарты; 

- продукция и ее потребители; 

- разнообразие видов деятельности;

- организация, структура, связи  компании;

- информация о руководителях.

2. Политика организации:

- принципы кадровой политики;

- принципы подбора персонала; 

- направления профессиональной  подготовки и повышения квалификации;

- содействие работникам в случае  привлечения их к судебной  ответственности;

- правила пользования телефоном  внутри предприятия; 

- правила использования различных  режимов рабочего времени; 

- правила охраны коммерческой  тайны и технической документации.

3. Оплата труда:

- нормы и формы оплаты труда  и ранжирование работников;

- оплата выходных, сверхурочных.

4. Дополнительные льготы:

- страхование, учет стажа работы;

- пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по  болезням в семье, в случае  тяжелых утрат, пособия по материнству; 

- поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;

- возможности обучения на работе;

- наличие столовой, буфетов; 

- другие услуги организации  для своих сотрудников.

5. Охрана труда и соблюдение  техники безопасности:

- места оказания первой медицинской  помощи;

- меры предосторожности;

- предупреждение о возможных  опасностях на производстве;

- правила противопожарной безопасности;

- правила поведения при несчастных  случаях и порядок оповещения  о них.

6. Работник и его отношения  с профсоюзом:

- сроки и условия найма;

- назначения, перемещения, продвижения; 

- испытательный срок;

- руководство работой; 

- информирование о неудачах  на работе и опозданиях на  работу;

- права и обязанности работника; 

- права непосредственного руководителя;

- организации рабочих;

- постановления профсоюзов и  политика компании;

- руководство и оценка исполнения  работы;

- дисциплина и взыскания, оформление  жалоб; 

7. Служба быта:

- организация питания; 

- наличие служебных входов;

- условия для парковки личных  автомобилей;

8. Экономические факторы:

- стоимость оборудования;

- ущерб от прогулов, опозданий,  несчастных случаев.

Специальная (специализированная) программа  адаптации охватывает вопросы, связанные  конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в виде специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим).

Процедуры адаптации персонала  призваны облегчить вхождение новых  сотрудников в деятельность организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения новых  сотрудников в жизнь организации  могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

1.2 Виды адаптации

Суммировав высказывания различных  авторов и вычленив главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:

По отношениям субъект-объект:

  • активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
  • пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

По воздействию на работника:

  • прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
  • регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

По уровню:

  • первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
  • вторичная — при последующей смене работы.

Автор статьи «Методы адаптации  персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:

  • адаптация работника в новой должности;
  • адаптация работника к понижению в должности; [3]

В этой же статье есть упоминание о  т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

По  направлениям:

  • производственная;
  • непроизводственная.

Последний критерий классификации  является определяющим для более  широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в  виде схемы, приведенной у Кибанова [4].

Попытаемся раскрыть значения некоторых  из приведенных типов адаптации:

Профессиональная адаптация заключается  в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации  зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [5].

Рисунок 1 – Виды адаптации по Кибанову

Психофизиологическая адаптация  — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).

Психофизиологическая адаптация  особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [5,6].

Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.

Социально-психологическая адаптация  человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному  окружению в коллективе, к традициям  и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Сущность остальных форм адаптации  понятна из названий.

2 управление адаптацией

2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией

Управление процессом адаптации  — это «активное воздействие  на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий  и т. п.». [6]

Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

Службы адаптации работника могут выступать как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.

Информация о работе Адаптация персонала: виды адаптации и управление адаптацией