Адаптация персонала и её понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в анализе адаптации персонала.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
– изучить теорию трудовой адаптации
– исследовать конкретное предприятие на предмет выяснения сущности проблем с адаптацией молодых работников
– разработать конкретные выводы и рекомендации для улучшения процесса адаптации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая постановка вопроса адаптации персонала 7
1.1 Этапы адаптация новых сотрудников 7
1.2 Виды адаптации 12
1.3 Вступление в должность 13
2. Анализ системы социально-организационных факторов адаптации на предприятии «Ямалгазпромстрой» 16
2.1 Социальные ожидания и временные рамки их реализации 16
2.2 Факторы возможного увольнения работников 21
2.3 Роль кадровой службы в организации адаптации молодых работников 25
2.4 Социально-производственные проблемы предприятия 30
3. Выводы и рекомендации по улучшению адаптации молодых работников на предприятии «Ямалгазпромстрой» 39
Заключение 43
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Адаптация персонала.docx

— 73.90 Кб (Скачать документ)

2. Рабочие обязанности  и ответственность: детальное  описание текущей работы и  ожидаемых результатов; разъяснение  важности данной работы, как она  соотносится с другими в подразделении  и на предприятии в целом;  нормативы качества выполнения  работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и  расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего  работника).

3. Требуемая отчетность: виды помощи, которая может быть  оказана, когда и как просить  о ней; отношения с местными  и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.

5. Представление сотрудников  подразделения.

 

1.2 Виды адаптации

 

Виды адаптации персонала  – это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической  системы и социальных отношений  в организации. Виды адаптации персонала  таковы – психофизиологическая адаптация – приспособление к новым физиологическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда; социально-психологическая адаптация – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; профессиональная адаптация – доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.); организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное  психофизиологическое воздействие  на работника во время труда. К  этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень  монотонности труда, санитарно-гигиенические  нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние  факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической  адаптации происходит включение  работника в систему взаимоотношений  коллектива с его традициями, нормами  жизни, ценностными ориентациями. Сотрудник  получает информацию о системе деловых  и личностных взаимоотношений в  коллективе, о формальных и неформальных группах, о соц. позициях отдельных  членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым  соц. опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).

1.3 Вступление в должность

 

Проблема адаптации вновь  принятых не менее важна, чем отбор  и наем кадров. Новички должны максимально быстро воспринять свойственные организации традиции и нормы, включиться в трудовой процесс. Вступление в должность представляет собой существенную часть процесса найма. Оно должно быть тщательно спланировано и выполнено.

Работнику, принятому на вакантную должность, доводится  следующая информация: какую работу он должен выполнять, как его задача соотносится с целями предприятия, как разграничивается его работа с работой других специалистов, какова его компетенция и связанная  с этим ответственность, кому он подчиняется  и кто подчиняется ему, каковы перспективы профессионального и должностного роста, система вознаграждения за работу, представляемые предприятием социальные льготы для работников и т.п.

Хотелось бы отметить, что  программа вступления в должность  разительно отличается у руководителей, специалистов и рабочих. Программа  вступления в должность руководителя должна содержать как минимум следующую информацию:

1. Общую информацию об  организации, ее продукции, потребителях  и структуре.

2. Конкретную информацию  о порядке, сроках и условиях  найма, не включенных в договор  (контракт) о найме. Например, административные  инструкции, допустимые расходы,  командировочные расходы и другое.

3. Знакомство со службами  и отделами, непосредственно связанными  с работой данного руководителя, беседы с начальниками и специалистами  этих отделов.

4. Широкое обсуждение  предстоящей работы руководителя, включая его основные обязанности  и права с вышестоящим на  один ранг руководителем.

Основная проблема в данном случае – это то, что какие  бы печатные документы не получил  новичок (будь то руководитель высокого ранга или просто рабочий), ничто  не может заменить живого общения  с человеком. Причем отметим, что  в идеале этот человек должен быть специально подготовлен. Все должно быть направлено на успешность адаптации, чтобы быстрее и в конечном счете с меньшими затратами (чем  если бы он или она обучались своей  работе по ходу дела), поднять нового работника на необходимый уровень  компетентности в смысле продуктивности, качества и безопасности.

Успешность адаптации  персонала – достижимость желаемых результатов процесса адаптации. Успешная адаптация характеризуется:

– нормальной продолжительность;

– удовлетворенностью трудом;

– выполнением сотрудником требований, предъявляемых к должности или рабочему месту;

– признанием коллективом социальной роли адаптируемого сотрудника.

Условия успешной адаптации  персонала – это причины, от которых  зависит успешность трудовой адаптации:

– качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

– объективность деловой оценки персонала;

– отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

– престиж и привлекательность профессии и т.п.

 

 

2. Анализ системы социально-организационных  факторов адаптации на предприятии  «Ямалгазпромстрой»

2.1 Социальные ожидания  и временные рамки их реализации

 

Анализируя в начале 2002 года отчет работы отдела кадров и  социального развития предприятия  «Ямалгазпромстрой» за прошедший 2001 год, специалисты по управлению персоналом обратили внимание, что в 2001 г. 76% от общего числа уволившихся с предприятия «Ямалгазпромстрой» составили работники, проработавшие на нем менее 2-х лет.

В связи с этим отделу кадров и социального развития предприятия  «Ямалгазпромстрой» была поставлена задача определить систему социально-организационных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации «молодых» работников на предприятии «Ямалгазпромстрой», и их значимость в формировании мотиваций на увольнение этих работников с предприятия.

Исследование было проведено  отделом кадров и социального  развития предприятия «Ямалгазпромстрой» совместно с Академией труда и социальных отношений под руководством профессора, академика РАЕН Волкова Ю.Е. и носило поисковый, диагностический характер.

Под «молодыми» работниками  подразумеваются работники, проработавшие  на предприятии «Ямалгазпромстрой» менее 2-х лет независимо от их возраста. Именно эта категория персонала была предметом исследования. В качестве экспертов по данной проблеме было привлечено 117 руководителей и специалистов, представляющих основные структурные подразделения предприятия.

Было опрошено 285 рабочих  со стажем работы на предприятии менее 2-х лет, что составило 36,6% от всех работников данной стажевой группы:

  • работники в возрасте до 25 лет составили в ней – 18,6%;
  • 26 – 30 лет – 21,4%;
  • 31 – 40 лет – 33%;
  • 41 – 50 – 20,0%;
  • старше 50 лет – 4,4%.

Из них 78,1% мужчин и 21,9% женщин. Основу выборки составили рабочие, имеющие среднее специальное  образование (46,7%).

Выборочная совокупность по своим основным социально-демографическим  параметрам соответствует структуре  генеральной совокупности и является репрезентативной.

Проведенное исследование позволило  получить информацию о структуре  основных социальных потребностей, ее динамике и дифференциации относительно различных социально – демографических  групп.

Большое влияние на скорость и успешность протекания адаптационных  процессов в трудовом коллективе оказывает качественный состав принятых работников, их прошлый опыт и знание специфики работы газодобывающего  комплекса в условиях Крайнего Севера.

По мнению экспертов, наиболее квалифицированные специалисты  и рабочие приходят в коллектив  с предприятий газодобывающей промышленности. Согласно полученным данным, более трети (34,7%) принятых за последние 2 года рабочих до этого работали в других районах Крайнего Севера и почти треть (28,8%) ранее работали на предприятиях газодобывающей промышленности. Эти цифры не случайность, а продуманная кадровая политика предприятия.

Исследования показали, что  важным фактором, влияющим на ход социальной адаптации, является субъективно воспринимаемая людьми возможность реализации своих  потребностей («социальные ожидания»), с учетом времени их реализации.

Почти половина опрошенных работников (44,6%) считают, что они  смогут удовлетворить свои основные потребности, работая на предприятии  «Ямалгазпромстрой». Это, безусловно, положительный момент, однако 37,5% опрошенных затрудняются оценить свои перспективы в этом отношении.

Хотелось бы обратить внимание на то, что даже на таком благополучном  предприятии в решении социальных вопросов, как «Ямалгазпромстрой», процент затрудняющихся оценить свои перспективы очень высок.

С легкой руки прессы принято  считать, что на Севере много романтиков. В теле- и радиоинтервью ветераны и передовики предприятия, в зависимости от ранга телестудии, об одном и том же говорили по-разному. В телестудии своего предприятия еще упоминалась и зарплата, и квартира, и полученный от предприятия первый автомобиль «Волга», в интервью Тюменскому телевидению – речь больше шла о трудных буднях…, в Останкино – о любви к Северу, к его людям, о понимании сложных задач по освоению Крайнего Севера. Именно эти люди чаще других бывают в отделе кадров и социального развития, проверяя ход строительства коттеджей, интересуясь загранпутевками, наградами к празднику, при случае напоминая, что, мол, не за запахом тайги…

Исследования подтвердили: в настоящее время мало кто  едет на Крайний Север случайно или  в поисках романтики. Лишь 9,5% работников, среди основных своих потребностей указали возможность «испытать  себя в условиях Крайнего Севера». Большинство  отправляется на Север с конкретной, сугубо «материальной» целью: хорошо заработать, получить жилье, приобрести автомобиль т. п. Работники без четкой программы удовлетворения своих целей, находясь в состоянии «неопределенности», в конечном счете, ощущают неудовлетворенность от своей работы, что сильно влияет на весь адаптационный процесс.

Структура основных социальных потребностей работников предприятия, выявленная в ходе исследования не явилась неожиданной, однако содержит некоторые моменты, представляющие определенный интерес для администрации. Так, большинство респондентов (69,5%) надеются хорошо заработать в предприятии  «Ямалгазпромстрой», каждый второй предполагает решить свои жилищные проблемы, 35,4% – планируют приобрести автомобиль, а 21,1% просто хотят заниматься любимым делом (т.е. каждый пятый работник!). Это позволяет говорить о наличии большой группы профессионально адаптированных «молодых» рабочих, для которых социальная адаптация – дело недолгого времени. Они благоприятно влияют на микроклимат в коллективе, быстро добиваются признания, редко участвуют в дестабилизационных процессах. Парные распределения показывают, что среди этой группы нет работников моложе 30-ти лет.

Существенным фактором адаптационного процесса является «временной диапазон реализации ожиданий». Чем дальше «во  времени» конечная цель работника, реализация его наиболее важной социальной потребности, тем меньше уровень мотивированности на участие в совместной деятельности, труднее его «врастание» в коллектив. В таблице 2 приведены диапазоны времени реализации ожиданий по трем важнейшим для респондентов в 2001 г. социальным ценностям: заработной плате, жилью и приобретению автомобиля.

 

Таблица 2. Временной диапазон реализации социальных ожиданий работников

Наиболее значимые социальные факторы

Ожидаемое время их реализации на предприятии «Ямалгазпромстрой» (лет)

 

до 3-х

3–5

более 5-ти

1. Хорошо заработать

17,2%

17,2%

27,0%

2. Решение жилищной проблемы

12,0%

14,4%

25,6%

3. Приобретение автомобиля

10,1%

11,1%

0,7%

Информация о работе Адаптация персонала и её понятия и виды