Увеличение рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка путей повышения рентабельности на предприятии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие рентабельности предприятия;
Выявить основные показатели рентабельности;

Содержание

Введение ……………………………………………………………….……….3
1. Теоретические и методические основы управления рентабельностью
на предприятии ОАО «Казанский хлебозавод №7» ………………….…….5
1.1 Сущность показателей рентабельности …………………………….……5
1.2 Методики оценки рентабельности …………………………………….….7
1.3 Способы повышения рентабельности ……………………………………14
2. Анализ показателей рентабельности на предприятии на примере ОАО
«Казанский хлебозавод №7» …………………………………………………..17
2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии…………..…..17
2.2 Факторный анализ рентабельности ………………………………………19
3. Предложения по повышению рентабельности на предприятии на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7» ……………... ……………………………21
Выводы и предложения ………………………………………………………..25
Список использованной литературы ………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

увеличение рентабельности.docx

— 84.28 Кб (Скачать документ)

 

(1.16)

 

 

где Пдн – прибыль до налогообложения;

Вреал – выручка от реализации.

2) Рентабельность оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле 1.17.

 

(1.17)

 

где ЧП – чистая прибыль;

ОА – среднегодовая стоимость оборотных активов.

3) Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.

Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем  выше фондоотдача основных фондов и  скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции  и удельные затраты по экономическим  элементам (средств труда, материалов труда). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле 1.18.

 

где П – прибыль до налогообложения;

ПФ – среднегодовая стоимость производственных фондов.

4) Рентабельность активов предприятия определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия (формула 1.19)

(1.19) 

где ЧП – чистая прибыль;

ВБ – валюта баланса.

5) Рентабельность финансовых вложений определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений (формула 1.20).

 

где Пфв – прибыль предприятия от финансовых вложений за период;

ФВ – величина финансовых вложений

6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции (формула 1.21).

1.21) 

где ВП – валовая прибыль;

СС – себестоимость продукции.

Период окупаемости  собственного капитала. Находится путем  деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль  анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.

Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле 1.22.

 

где СК – средняя стоимость собственного капитала;

ЧП – чистая прибыль.

 

Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности  работы отдельных предприятий и  отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль  по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

 

1.3 Способы повышения рентабельности

 

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:

– факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

– факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего порядка относят  количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства [30].

Количество  реализованной продукции зависит  от объёма валовой продукции и  уровня её товарности. При росте  объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего  потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что  создаёт условия для повышения  уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние  на величину прибыли так же через  денежную выручку, так как продукция  более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и  рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более  высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и  в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской  кооперации, на колхозном рынке.

Важным фактором прибыли является себестоимость  продукции. Снижение или повышение  издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию, предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения  количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости  продукции [31].

Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения [32].

Абсолютные  показатели рентабельности – это  валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли  и валового дохода не позволяют в  полной мере сравнить экономические  результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность  может быть разной, так как она  зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому  для характеристики экономической  эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.

Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении  или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

В свою очередь, определение резервов повышения  рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению  резервов увеличения денежной выручки  от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ рентабельности производства предприятия на примере ОАО «Казанский хлебозавод №7»

2.1 Оценка коэффициентов рентабельности на предприятии

 

Изменения в уровнях рентабельности происходят под действием различных  факторов, оказывающих влияние как на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы. Для выявления сильных сдвигов составим агрегированный баланс и проведем вертикальный и горизонтальный анализ по нему. (Приложение 1)

По вертикальному и горизонтальному анализу мы наблюдаем что структура оборотных и внеоборотных активов поделена поровну, но к 2009 году доля внеоборотных активов начинает преобладать. По активам на 2009 год увеличивается доля запасов, а именно расходов будущих периодов на 228%, что является отрицательным показателем и показывает нам предположить, что у ОАО «Казанский хлебозавод №7» снижаются уровни продаж. На период с 2008 – 2009 гг. уровень краткосрочной дебиторской задолженности вырос на 105 %.

По пассивной части баланса наблюдается изменение структуры баланса, а именно снижение доли собственного капитал предприятия в валюте баланса. Происходит увеличение пятого раздела. Увеличение кредитов и займов произошло на 12%, кредиторской задолженности, а именно задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 26%. В целом валюта баланса увеличилась на 5% с 2008 на 2009 год. Проведенного горизонтального и вертикального анализа для определения состояния предприятия недостаточно, для более подробного изучения ситуации необходимо рассчитать показатели рентабельности.

Рассчитаем показатели рентабельности и представим их в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1.

Показатели рентабельности работы ОАО «Казанский хлебозавод №7» за 2007–2009 гг.

Показатель

2007 г

2008 г

2009 г

Рентабельность продукции

-4,78%

-8%

0

Рентабельность основных средств

-51,17%

53%

0

Рентабельность продаж

-8,44%

0,58%

-12,09%

Рентабельность базовой прибыльности активов

-9,42%

-1%

0

Рентабельность собственного капитала

-128,6%

-381%

0


 Из таблицы 2.1. мы видим что у предприятия ОАО «Казанский хлебозавод №7» практически все показатели рентабельности находятся на очень низком уровне. Рентабельность продаж варьируется от -12,09% до 0,58%. Это вызвано отрицательным значениями прибыли от продаж. Рентабельность продукции так же варьируется в отрицательных значениях, а именно от -8% до 0.

Рис 2.1.

Показатели рентабельности работы ОАО «Казанский хлебозавод №7» за 2007–2009 гг., %

 

В целом за 2007 год все показатели рентабельности показали отрицательные значения, что  связано с получением убытка предприятием в размере 3566 тыс.руб. В 2008 году чистая прибыль положительная, что положительно повлияло на некоторые показатели. На 2009 год чистая прибыль равна 0, а следовательно показатели рентабельности которые рассчитываются по ней тоже равны 0.

 

2.2. Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

 

Для более  подробного рассмотрения рентабельности применим факторный анализ на ОАО «Казанский хлебозавод №7».

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается  в создании конкретной математической зависимости между факторами. Применим факторный анализ по методике Дюпона на ОАО «Казанский хлебозавод №7».

Данный анализ предусматривает  создание зависимой модели между  показателями оборачиваемости активов, рентабельностью продаж, структуры  авансового капитала. Модель представлена в формуле 2.1.

(2.1)

Рассчитаем  при помощи данной модели рентабельность собственного капитала предприятия  ОАО «Казанский хлебозавод №7»

Таблица № 2.2

Расчет  показателя рентабельности собственного капитала

Показатель

2007

2008

2009

ЧП/ВР

-0,04945

0,078263

0

ВР/А

0,971456

0,509666

0,142913

А/СК

75,06067

105,2429

33,28316

Рск

-3,60566

-3,81

0


 

Из таблицы  № 2.2 мы видим что в разрезе рассмотренного периода показатель рентабельности находится на очень низком уровне. Применим факторную модель подставив показатель чистой прибыли 2008 года. Результаты подстановки представлены в таблице 2.3.

 

  Таблица № 2.3

Расчет  показателя рентабельности при замене чистой прибыли

Показатель

Перед подстановкой

После подстановки

ЧП/ВР

0

0,284789

ВР/А

0,142913

0,142913

А/СК

33,28316

33,28316

Рск

0

1,354623


 

После подстановки  показателя чистой прибыли базисного 2008 года мы получаем увеличение показателя рентабельности собственного капитала на 1,35, и увеличение рентабельности продаж на 0,28 пунктов.  

Показатель  рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность  использования активов, ценовую  политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие. В нашем примере показывается как показатель чистой прибыли имеет сильное влияние на рентабельность собственного капитала.

Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности  работы отдельных предприятий и  отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль  по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

 

 

 

3. Разработка путей повышения рентабельности производства

 

Предлагаем ряд мероприятий  по улучшению показателей рентабельности:

- снижение затрат.

- сдача в аренду свободных  помещений.

Для снижения затрат  на предприятии применим процедуру факторинга. Рекомендуется передать на операцию факторинга «без финансирования» 10% суммы дебиторской задолженности размером 2721 тысяч рублей.

В Казани услуги факторинга предоставляются банком «Татбондбанк» на следующих условиях:

– 20% резерв дебиторской задолженности;

– комиссионные – 2,5% на среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;

Информация о работе Увеличение рентабельности на предприятии