Управление собственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание

В данной работе освещены вопросы, связанные со спецификой управления собственным капиталом организации .Собственный капитал представляет собой совокупность средств, принадлежащих хозяйствам предприятия на правах собственности, участвующих в процессе производства и приносящих прибыль в любой форме. Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Работа состоит из  1 файл

фин менеджмент.docx

— 89.04 Кб (Скачать документ)

Также собственный  каптал предприятия является главным  измерителем его рыночной стоимости, так как он определяет объем его  чистых активов. Наряду с этим, объем  используемого собственного капитала на предприятии характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных  финансовых средств, обеспечивающих получение  дополнительной прибыли. В совокупности с другими факторами - формирует  базу оценки рыночной стоимости предприятия. 

Собственный капитал  характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого  финансового состояния и снижения риска банкротства. Необходимость  в нем обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и  независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем, выше его доля в общей сумме  капитала и меньше доля заемных средств, тем выше защита кредиторов от убытков  и риска потери капиталов. 

Вместе с тем, ему  присущи следующие недостатки: 

1. Ограниченность  объема привлечения, а, следовательно,  и возможностей существенного  расширения операционной и инвестиционной  деятельности предприятия в периоды  благоприятной конъюнктуры рынка  на отдельных этапах его жизненного  цикла. 

2. Высокая стоимость  в сравнении с альтернативными  заемными источниками формирования  капитала. 

3. Неиспользуемая  возможность прироста коэффициента  рентабельности собственного капитала  за счет привлечения заемных  финансовых средств, так как  без такого привлечения невозможно  обеспечить превышение коэффициента  финансовой рентабельности деятельности  предприятия над экономической. 

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен  единице), но ограничивает темпы своего развития (т. к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного  объема активов в периоды благоприятной  конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли  на вложенный капитал. 

1.2. Финансовая политика  управления источниками формирования  собственных финансовых ресурсов 

В финансовой деятельности предприятия особое значение имеет  формирование и использование собственного капитала. 

В финансовой деятельности предприятия особое значение имеет  формирование и использование собственного капитала. 

Данная проблема рассматривается многими авторами и экономистами. 

Как утверждает Терехова В.А. [20], уровень эффективности хозяйственной  деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием  собственного капитала. Основной целью  формирования собственного капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования. 

Управление собственным  капиталом связано не только с  обеспечением эффективного использования  уже накопленной его части, но и с формированием собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием  собственных финансовых ресурсов они  классифицируются по источникам этого  формирования - это внутренние и  внешние. 

Основу управления собственным капиталом предприятия  составляет управление формированием  его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности  управления этим процессом на предприятии  разрабатывается обычно специальная  финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в  соответствии с потребностями его  развития в предстоящем периоде. 

В связи с этим, данная политика неразрывно взаимосвязана  с дивидендной, амортизационной  и эмиссионной политиками. 

Дивидендная политика представляет собой научное обоснование  пропорций распределения прибыли  на потребляемую (выплаты собственникам) и капитализируемую (финансирование развития) части, в целях максимизации рыночной стоимости предприятия. [27] 

Различают три основных подхода к формированию дивидендной  политики: агрессивный, умеренный, консервативный. Критериями определения типа дивидендной  политики являются применяемый организацией теоретический подход к обоснованию  возможности и необходимости  выплаты дивидендов и используемый метод дивидендных выплат (таблица 1) [12] 

Таблица 1. Типы дивидендной  политики 

Типы дивидендной  политики 

Признаки 

Теория дивидендной  политики 

Методы дивидендных  выплат 

Агрессивный 

Значимости 

Постоянного процента, постоянного рота 

Умеренный 

Значимости 

Экстра дивиденды, фиксированные дивиденды 

Консервативный 

Отсутствия значимости 

Остаточный 

Метод постоянного  процента предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению  к сумме прибыли (или норматива  распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). 

Метод постоянного  роста дивидендов предусматривает  стабильное возрастание уровня дивидендных  выплат в расчете на одну акцию. Возрастание  дивидендов при осуществлении такой  политики происходит, как правило, в  твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. 

Метод «экстра-дивиденда» заранее определяется минимальный размер дивидендов, и оговаривается возможность выплаты дополнительных дивидендов при получении высокой прибыли. 

Метод фиксированных  дивидендов - заранее определяется размер дивидендов на какой-либо период. [12] 

Остаточный метод  дивидендных выплат предполагает, что  фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли  удовлетворена потребность в  формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. [27] 

Суть теории отсутствия значимости заключается в том, что  дивиденды не играют роли при общей  оценке фирмы. В рамках теории отсутствия значимости выделяют теорию Миллера  и Модильяни, которая основывается на ряде ограничительных допущений, включающих совершенную информацию и отсутствие налогов и транзакционных издержек. ММ утверждают, что если средства, не выплаченные в виде дивидендов, инвестируются в проекты, то любое сокращение дивидендов, вероятно, будет переведено в доходы от прироста стоимости капитала. Если акционеры предпочитают наличные средства, то они могут продать часть своих акций. Таким образом, акционеры, если захотят, могут создать свои собственные дивиденды. 

Теория значимости является наиболее распространенной и  её сторонники (в частности, Гордон и Линтер) считают, что дивидендная  политика влияет на стоимость компании. Каждая единица дохода, выплаченная  в виде дивидендов, уже очищена  от риска и поэтому стоит больше чем доход, который будет получен  в будущем. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Кроме того, текущие дивидендные выплаты  снижают уровень неопределенности для инвесторов. Напротив, если дивиденды  не выплачиваются, неопределенность нарастает. [43] 

Таким образом, агрессивная  политика предусматривает рост выплаты  дивидендов вне зависимости от результатов  финансовой деятельности предприятия. Умеренная политика предполагает сбалансированность текущих интересов акционеров в  форме дивидендных выплат и ростом собственных финансовых ресурсов для  развития предприятия. При консервативной политике приоритетной целью является использование прибыли на развитие предприятия, а не на потребление  в форме дивидендов. Она направлена на рост чистых активов и повышение  рыночной капитализации предприятия. 

В формировании собственных  финансовых ресурсов вторым по значимости источником являются амортизационные  отчисления от используемых собственных  основных средств и нематериальных активов. Амортизационная политика предприятия представляет собой составную часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых собственных основных средств и нематериальных активов целью их реинвестирования в производственную деятельность. 

Формирование амортизационной  политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам: 

· Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования амортизационной политики; 

· Выбор соответствующих  методов амортизации (линейный или  нелинейный); 

· Обеспечение целевого направления средств амортизационного фонда; 

· Оценка эффективности  амортизационной политики. 

Следовательно, в  условиях ограниченного применения возможных методов амортизации  оценка эффективности амортизационной  политики основана на сравнении двух альтернатив: денежном потоке при линейной и при нелинейной амортизации  отдельных амортизируемых активов, что позволяет предприятию в  максимальной степени учесть условия  формирования этого вида собственных  финансовых ресурсов предприятия в  общей их совокупности. 

Эмиссионная политика предприятия представляет собой  часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся  в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций  с целью обеспечения развития активов в предстоящем периоде. 

В зависимости от организационно - правовой формы деятельности предприятия можно привлекать дополнительный индивидуальный, паевой или акционерный  капитал. 

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем  дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику  формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях. 

Не смотря на это, эмиссионная политика позволяет  привлечь на фондовом рынке необходимый  объем собственных финансовых средств  в минимально возможные сроки  для обеспечения расширения самофинансирования предприятия. 

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся  в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного  развития. 

Шермет А.В. [28] считает, что разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам: 

1. Анализ формирования  собственных финансовых ресурсов  предприятия в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление потенциала  формирования собственных финансовых  ресурсов и его соответствие  темпам развития предприятия. 

На первом этапе  анализа изучается общий объем  формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой  продукции предприятия, динамика удельного  веса собственных ресурсов в общем  объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде. 

На втором этапе  анализа рассматриваются источники  формирования собственного капитала. В первую очередь изучается соотношение  внешних и внутренних источников формирования собственного капитала, а также стоимость привлечения  собственного капитала за счет различных  источников. 

На третьем этапе  анализа оценивается достаточность  собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает  показатель «коэффициент самофинансирования предприятия». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми  ресурсами. 

2. Определение общей  потребности в собственных финансовых  ресурсах. Эта потребность определяется  по следующей формуле: 

Псфр = Пк * Уск: 100 - Ски + Пр (2) 

где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде; 

Информация о работе Управление собственным капиталом