Управление прибылью и рентабельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание

Главная цель работы – исследование процессов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели автором сформулированы основные задачи дипломной работы:
раскрыть понятие прибыли и рентабельности,
выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,
представить краткую характеристику исследуемого предприятия,

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

 

2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ООО «Компания «СПРИНГ»»

 

2.1 Краткая  характеристика исследуемого предприятия

 

Анализ прибыли  и рентабельности как показателей  эффективности деятельности предприятия будет осуществлен на примере предприятия ООО «Компания «СПРИНГ»». Данное предприятие является ведущим производителем в области безалкогольных напитков в городе Омске.

Компания «СПРИНГ» в лице директора Цирикидзе Олега Олеговича начала свою деятельность с марта 1994 года. 10 марта 1994 г. Предприятие образовано как оптово-розничная торговая компания.

Основной целью  деятельности «СПРИНГ», согласно Уставу, является получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, расширение в регионе деятельности, создание новых рабочих мест.

Основными видами деятельности общества является реализация безалкогольной продукции. Ассортимент компании «СПРИНГ» включает более 40 наименований разнообразной продукции: минеральные и артезианские питьевые воды, традиционные безалкогольные газированные напитки, высококачественные натуральные 100% соки и морсы, напитки с содержанием сока и лимонады на лесных травах.

На данный момент продукция торговой марки «Spring» представлена во многих магазинах, преимущественно в центре города Омска, а также магазинах самообслуживания. Существенная часть выпускаемой заводом продукции идет на внутренний рынок и остальная на экспорт. Сейчас предприятие «СПРИНГ» известно в более чем 20 городах, как надежный партнер.

Филиалы компании есть в Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Кемерово, Тобольске, Ишиме. Но производством  занимается только филиал в Омске, где  у предприятия есть несколько  заводов по производству продукции. В ближайшее время планируется открытие дополнительного офиса в Омской и Тюменской областях.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников, в свою очередь, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Имущество общества формируется за счет вкладов участников в Уставный капитал Общества, самостоятельной предпринимательской деятельности и других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Основная масса прибыли организации  представляет собой прибыль от реализации изготовленной продукции. Она определяется как разность между договорной ценой  товара без налога на добавленную  стоимость и затратами на его производство.

Источником информации для анализа  финансовых результатов являются данные формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные формы 1 «Бухгалтерский баланс». Посредством которых определяется система показателей прибыли и рентабельности, а также делается общий анализ финансового состояния предприятия.

«Spring» – организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу – это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура – это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники. [25,248]

Функциональная  структура управления имеет как  положительные, так и отрицательные  моменты. К числу положительных  можно отнести: стимулирующую роль в активизации деловых качеств  и профессиональной специализации; устранение дублирования функций и уменьшение потребления материальных ресурсов в функциональных областях; улучшение координации действий. К недостаткам относятся: большая заинтересованность в выполнении целей и задач именно своего функционального подразделения, чем общих целей; усложнение выполнения управленческих решений сверху вниз.

Во главе «Компания «СПРИНГ»» стоит генеральный директор в лице Цирикидзе Олега Олеговича, которому подчиняются все работники предприятия. Решения генерального директора в отношении производства и выпуска продукции являются окончательными.

Для производства продукции  предприятие использует в основном сырье, оборудование и материалы отечественных производителей, и лишь некоторые виды оборудования завозятся из Германии и Италии.

Представим в таблице 4 основные экономические показатели ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг.

 

Таблица 4. Основные экономические показатели деятельности предприятия 2008–2009 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Абс. откл., тыс. руб.

Отн. откл., %

Объем реализованной продукции, тыс. шт.

2200

2500

300

113,64%

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и  других отчислений от выручки, тыс. руб.

50600

62500

11900

123,51%

Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

31900

37500

5600

117,56%

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

18700

25000

6300

133,69%


Таким образом, объем  реализованной продукции увеличился в 2009 г. На 300 тыс. шт. и составил 2500 тыс. единиц, это было вызвано выходом на новые рынки сбыта. Вследствие чего, произошло увеличение выручки на 23,51%, и она в 2009 г. оказалась равна 62500 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 возросла на 6300 тыс. руб., или на 33,69%.

Представим графически данные нашего анализа основных экономических показателей за 2008–2009 гг. (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Анализ экономических показателей за 2008–2009 гг.

 

2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ООО «Компания «СПРИНГ»»

 

Высокая роль прибыли и рентабельности в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления этими показателями.

Управление прибылью и рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений на всех этапах:

  1. этап формирования прибыли,
  2. этап распределения полученной предприятием прибыли,
  3. использование прибыли,
  4. анализ уровня рентабельности предприятия.

На предприятии ООО «Компания «СПРИНГ»» осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли связано с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности. Основой такого планирования является разработанная стратегия управления прибылью, требующая конкретизации на каждом этапе поступательного движения предприятия к поставленным стратегическим целям.

Процесс формирования прибыли  на ООО «Компания «СПРИНГ»» включает в себя прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе каждого вида её деятельности, формирования критериев нормы прибыли и рентабельности на предприятии и обеспечение их достижения. Именно на этом этапе происходит управление доходами, затратами, рисками, ресурсами.

Во время реализации этапов распределения и использования прибыли обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли; формируется система пропорций распределения прибыли (отчисления в резервный фонд, выплаты учредителей, производственное развитие); обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности.

Наконец, на последнем  этапе происходит анализ изменения  уровня рентабельности предприятия.

На ООО «Компания «СПРИНГ»»» управление прибылью и рентабельностью предприятия обеспечивается в результате следования основным принципам:

1) Ориентированность на основные цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты, они должны будут быть отклонены, если не соответствуют миссии предприятия или стратегическим целям.

2) Использование каждый раз нового подхода в области формирования и использования прибыли на предприятия. Управляющие ООО «Компания «СПРИНГ»» прекрасно понимают, что даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.

3) Постоянный мониторинг  за изменением факторов внешней  среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия, т.е. за теми сферами деятельности, которые влияют на прибыль и рентабельность предприятия.

4) Подготовка каждого  управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии других проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что на ООО «Компания «СПРИНГ»» управление прибылью и рентабельностью является приоритетной задачей. На реализацию, которой направлена организованная деятельность всего предприятия, всех его элементов. Это и естественно, ведь основной задачей любой организации является получение максимальной прибыли с минимальными затратами.

 

 

2.3 Анализ прибыли

 

Анализ прибыли ООО «Компания «СПРИНГ»» будет проведен на основе методик авторов Ковалева К.В., Панкова Д.А. и Савицкой Г.В.

Прибыль до налогообложения характеризует конечные результаты всей производственно-хозяйственной деятельности и непромышленных хозяйственных объектах предприятия без учета текущего налога на прибыль. Перед началом анализа прибыли до налогообложения подсчитаем ее значение за два анализируемых периода. Для наглядности, результаты расчета покажем в таблице 5 и используем формулы из таблицы 1.

 

Таблица 5. Формирование прибыли до налогообложения ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг., т.р.

Показатель

Расчет и  значение

2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Нетто-выручка  от продажи товаров, работ, услуг

50600

62500

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

31900

37500

Валовая прибыль

50600–31900=18700

62500–37500=25000

Коммерческие  расходы

2300

2000

Управленческие  расходы

300

200

Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг

18700–2300–300=16100

25000–2000–200=22800

Прочие доходы

287

155

Прочие расходы

42

12

Финансовый  результат от прочей деятельности

287–42=245

155–12=143

Прибыль (Убыток) до налогообложения

16100+245=16345

22800+143=22943


 

Из таблицы 5 видно, что прибыль до налогообложения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась. Чтобы оценить на сколько увеличилась чистая прибыль в ее абсолютном и относительном значении исследуем ее динамику, как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам – так называемый горизонтальный анализ. Для этого составим таблицу 6 и диаграмму на основе получившихся данных (рисунок 4).

 

Таблица 6. Горизонтальный анализ прибыли до налогообложения ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг., т.р.

показатели

Базисный период сумма, т.р.

Отчетный период сумма, т.р.

Абс. откл., т.р.

Отн. откл, %

1. Финансовый результат от основной деятельности

16100

22800

6700

141,61

2. Финансовый результат от неосновной деятельности

245

143

-102

58,36

3. Итого прибыль до налогообложения

16345

22943

6598

140,4


 

Рисунок 4. Сравнение результатов прибыли от реализации продукции и прибыли до налогообложения

 

Как видно из таблицы 6 и рисунка 4 прибыль до налогообложения в 2009 г. увеличилась на 6598 т.р., что составляет 40,4%.

Таким образом, прибыль до налогообложения 2009 г. значительно возросла, благодаря увеличению прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 6700 т.р., что составляет 41,61% по сравнению с 2008 г. Чтобы выяснить причины такого роста прибыли от реализации проведем ее горизонтальный и факторный анализ.

Для начала в  таблице 7 покажем, как формировалась прибыль от реализации товаров, работ, услуг.

 

Таблица 7. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Компания «СПРИНГ»» за 2008–2009 гг., т.р.

Показатель

Расчет и  значение

Отклонение

2008 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Абс., т.р.

Отн., %

Нетто-выручка  от реали – зации товаров, работ, услуг

50600

62500

11900

123,5

Полная себестоимость  реализованных товаров, работ, услуг, в т.ч. материальные затраты

расходы на оплату труда

прочие расходы

коммерческие  расходы

управленческие  расходы

 

31900

23000

3300

3000

2300

300

 

37500

27000

4700

3300

2000

500

 

5600

4000

1400

300

-300

200

 

117,6

117

142

110

87

167

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

50600–31900= 18700

62500–37500= 25000

6300

133,7

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью предприятия