Управление денежными потоками предприятия (на примере ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:50, курсовая работа

Описание

В современных условиях хозяйствования многие предприятия поставлены в условия самостоятельного выбора стратегии и тактики своего развития. Самофинансирование предприятием своей деятельности стало первоочередной задачей.
В условиях конкуренции и нестабильной внешней среды необходимо оперативно реагировать на отклонения от нормальной деятельности предприятия. Управление денежными потоками является тем инструментом, при помощи которого можно достичь желаемого результата деятельности предприятия – получения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
1.1 Теоретическое представление категории "денежные потоки" 4
1.2. Классификация видов денежных потоков предприятия. 6
2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
10
2.1. Модель Баумоля
12
2.2. Модель Миллера-Орра. 14
2.3. Другие модели управления денежными потоками. 16
3.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ.
18
3.1. Методология анализа движения потоков денежных средств.
18
3.2. Анализ управления денежными потоками ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии».
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ENTERNET. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

думка.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

      Этому методу присущ серьезный недостаток, – он не раскрывает взаимосвязи  полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия, поэтому применяется косвенный метод анализа, позволяющий объяснить причину расхождения между прибылью и денежными средствами.

      Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах, на учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, то есть исходным элементом является прибыль.

      Косвенный метод позволяет показать взаимосвязь  между разными видами деятельности предприятия, устанавливает взаимосвязь  между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период. Его суть состоит в преобразовании величины чистой прибыли в величину денежных средств. При этом исходят из того, что имеются отдельные виды расходов и доходов, которые уменьшают (увеличивают) прибыль, не затрагивая величину денежных средств. В процессе анализа на сумму указанных расходов (доходов) производят корректировку чистой прибыли так, чтобы статьи расходов, не связанные с оттоком средств, и статьи доходов, не сопровождающиеся их притоком, не влияли на величину чистой прибыли.

      Не  вызывают оттока денежных средств хозяйственные  операции, связанные с начислением  амортизации основных средств, нематериальных активов, которые уменьшают величину финансового результата. В данном случае уменьшение прибыли не сопровождается сокращением денежных средств (для получения реальной величины денежных средств сумма начисленного износа должна быть добавлена к чистой прибыли). При анализе взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств следует учитывать возможность получения доходов, отражаемых в учете ранее реального получения денежных средств (например, при учете реализованной продукции по моменту ее отгрузки).

      Для целей анализа привлекается информация бухгалтерского баланса (Форма №1), "Отчет о прибылях и убытках" ( Форма №2), а также данные главной книги. С ее помощью отдельно определяется движение денежных средств в рамках текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Совокупный результат, характеризующий состояние денежных средств на предприятии, складывается из суммы результатов движения средств по каждому виду деятельности.

        Анализ начинают с оценки изменений  в отдельных статьях активов  предприятия и их источников.

      Затем делают корректировки к данным различных счетов, влияющих на размер прибыли. Это влияние может быть разнонаправленным. В основе корректировки лежит балансовое уравнение, связывающее начальное и конечное сальдо, а также дебетовый и кредитовый обороты.

      Анализ  движения денежных потоков, дает возможность сделать более обоснованные выводы о том:

  1. В каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства, каковы направления их использования.
  2. Достаточно ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности.
  3. В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам.
  4. Достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности.
  5. В чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств.

     Все это обусловливает значение такого анализа и целесообразность его проведения для целей оперативного и стратегического финансового планирования деятельности предприятия.

 

    3.2. Анализ управления денежными потоками

    ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии».

 

       Исследуемое предприятие - Открытое Акционерное Общество "Аэрофлот – российские авиалинии". Аэрофлот основан решением правительства 09 февраля 1923 года, является одной из старейших авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Аэрофлот в 1989 году первым из российских авиакомпаний вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). В 1993 году Аэрофлот был зарегистрирован как Открытое Акционерное Общество. Акции ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» торгуются на Московской фондовой бирже (MICEX) под символом AFLT. Базируется в аэропорту «Шереметьево».   В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане,  Красноярске, Калининграде и  Владивостоке. Приоритетное значение придает развитию внутреннего рынка, присутствию в Сибири и на Дальнем Востоке.

       ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» является коммерческой организацией, юридическим лицом, ведет самостоятельную бухгалтерию, находится на самостоятельном балансе и имеет собственный расчетный счет. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать банковские счета в рублях и иностранной валюте. Прибыль, оставшаяся у предприятия после уплаты налогов и иных платежей в бюджет поступает в полное его распоряжение и используется акционерным обществом самостоятельно.

       Учредитель - Правительство РФ - владеет 51% акций  ОАО «Аэрофлот». 49% акций принадлежит юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам компании (рис. 3).

       В рамках код-шеринговых соглашений Аэрофлот сотрудничает с 28 иностранными и российскими авиакомпаниями. Группа Аэрофлот включает ряд дочерних авиакомпаний (две крупнейшие «Донавиа» и «Нордавиа» базируются в Ростове-на-Дону и Архангельске).

       Уставный  капитал ОАО «Аэрофлот» составляет 1 110 616 299 (один миллиард сто десять миллионов шестьсот шестнадцать тысяч двести девяносто девять) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Средневзвешенное количество акций в обращении – 1 029,6 млн шт (по состоянию на 30 сентября 2010 года). 

         

       Рис. 3 Структура акционерного капитала ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».

       Общество  осуществляет следующие основные виды деятельности, закрепленные в Уставе Общества:

       - авиационные перевозки пассажиров,  багажа,  грузов,  почты по международным и внутренним авиалиниям на коммерческой основе в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов Российской Федерации и Общества в области гражданской авиации, а также лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемыми в установленном порядке;

       - внешнеэкономическая деятельность;

       - организация летно-штурманского,  метеорологического и наземного обеспечения полетов с целью обеспечения их безопасности и регулярности;

       - обслуживание пассажиров и клиентуры, предоставление им различного рода услуг;

       - обслуживание грузов, их отправителей и получателей;

       - осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

       - выполнение функций таможенного авиаперевозчика в порядке,  предусмотренном законодательством Российской Федерации;

       - техническое обслуживание и ремонт воздушных судов отечественного и

       иностранного  производства;

       - предоставление на договорной основе услуг по наземному  (техническому и коммерческому)  обслуживанию воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний и предприятий;

       - бронирование мест  (емкостей воздушных судов),  издание,  оформление и продажа пассажирских, грузовых и других перевозочных документов;

       - подготовка,  переподготовка и повышение квалификации летного,  технического и другого персонала для работы,  связанной с выполнением международных и внутренних полетов и авиаперевозок,  а также другими видами деятельности Общества,  в том числе для других предприятий на договорной основе, а также для работы в представительствах и филиалах Общества в Российской Федерации и за границей;

       - осуществление профессиональной деятельности в области финансов и кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       - осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       - разработка,  внедрение и использование информационных технологий и услуг связи,  в том числе программного обеспечения,  в сфере авиационной и другой деятельности Общества;

       - издательско-полиграфическая деятельность, производство и реализация рекламной и сувенирной продукции,  производство,  реализация и использование фото-,  кино-, видеопродукции, в том числе для коммерческих целей;

       - обеспечение мер авиационной безопасности,  защищенности Общества от незаконного вмешательства в его деятельность;

       - противопожарное обеспечение полетов воздушных судов и объектов инфраструктуры Общества;

       - операции, в том числе посреднические, по экспорту и импорту услуг, оборудования и материалов,  ведение маркетинговых и иных исследований,  оказание платных консультационных и управленческих услуг в сфере международных и внутренних авиаперевозок;

       - осуществление аренды  (лизинга)  воздушных судов российского и иностранного производства,  оборудования,  зданий,  сооружений и иного имущества,  необходимых для обеспечения эффективной деятельности Общества;

       - организация гостиничной, туристической деятельности;

       - развитие материальной базы социальной сферы в целях более полного социально-экономического обеспечения трудового коллектива;

       - осуществление медицинской деятельности;

       - строительство и эксплуатация производственных и жилых зданий,  сооружений, гостиниц и других объектов, необходимых для деятельности Общества;

       - участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;

       - участие в организации и проведении расследований авиационных происшествий и инцидентов,  организация и проведение расследований производственных происшествий, разработка и реализация мероприятий по их предупреждению,  а также участие в организации и выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ;

       - поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов;

       - работа со сведениями, составляющими государственную тайну;

       - заключение от имени Общества договоров  (контрактов,  соглашений)  с российскими и иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам, необходимым для обеспечения эффективной деятельности Общества в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, других нормативно-правовых актов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации;

       - оказание услуг по перевозке оружия и патронов.

       Аэрофлот  осуществляет собственные рейсы в 96 пунктов назначения в 49 странах мира. Аэрофлот – член глобального альянса авиакомпаний SkyTeam. Совместная маршрутная сеть альянса насчитывает 841 пункт назначения в 162 странах мира, что дает пассажирам компаний – членов альянса практически безграничные возможности выбора направлений путешествий.

       На  начало 2010 года воздушный флот авиакомпании состоит из 116 авиалайнеров, из них 82 – производства Airbus и Boeing, средний  возраст которых не превышает 5 лет.

     Как отмечалось ранее - одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать денежные потоки. Наличие денег у предприятия определяет возможность его выживания и направления дальнейшего развития. Поэтому предлагаю перейти к рассмотрению и анализу управления денежными средствами на ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».

    Начинаем  исследование денежных потоков с анализа доли денежных средств в составе текущих обязательств (по состоянию на 01 января 2010 года) по формуле (6). Результаты отражены в следующей таблице 
 
 
 

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия (на примере ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»)