Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс. Для каждого направления использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал - чистые источники. Для действующего предприятия реально не существует начальной и конечной точки. Конечный продукт - это совокупность затрат сырья, основных средств и труда, в конечном счете оплачиваемых денежными средствами. Продукция затем продается либо за наличные, либо в кредит

Содержание

Введение 3

1.Сущность и основные этапы управления дебиторской

задолженностью 4

2.Методы управления дебиторской задолженностью 11

3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью на ООО «Татнефть-Азнакаевскбурнефть» 18

Заключение 29

Библиография 31

Работа состоит из  1 файл

Управление дебиторской задолженностью.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.

      Главными  задачами управления дебиторской задолженностью являются:

      - содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита и тем самым росту прибыли;

      - повышение конкурентоспособности  с помощью отсрочки платежей 

      - расчет прогнозного размера резерва  по сомнительным долгам;

      - предоставление рекомендаций по  работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

      Процесс управления дебиторской задолженностью включает следующие этапы:

      1 этап – Определение политики  предоставления кредита и инкассации  для различных групп покупателей  и видов продукции;

      2 этап – выработка кредитной политики предприятия;

      2 этап – анализ и ранжирование  покупателей в зависимости от  объема закупок, истории кредитных  отношений и предлагаемых условий  оплаты;

      3 этап – принятие решения о  предоставлении кредита, страхование  дебиторской задолженности;

      4 этап – контроль за отгрузкой  продукции, выписка счета и  его отправкой покупателю; составление  картотеки дебиторов;

      5 этап – контроль за финансовым  состоянием дебиторов;

      6 этап – при непогашении долга  или его части установление  оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;

      7 этап – обращение в арбитражный  суд с иском о взыскании  просроченной задолженности;

      8 этап – возбуждение дела о  банкротстве;

      9  этап – компенсация убытков  из фонда компенсаций безнадежных  долгов.

      Дефицит денежных средств, массовые неплатежи и обусловленный этим рост дебиторской задолженности определяют значимость анализа расчетов с дебиторами. Проблема анализа дебиторской задолженности и обеспечение на этой основе эффективного управления системой взаимоотношений организации с ее контрагентами осложняются несовершенством нормативной и законодательной базы в части  востребования задолженности. Вместе с тем при всей объективной сложности управления дебиторской задолженностью, на ее величину существенное влияние оказывают специфические условия деятельности организации, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Методы управления дебиторской  задолженностью

      На  величину дебиторской задолженности  предприятия влияют:

      - общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с ростом объема продаж растут и остатки дебиторской задолженности);

       - условия расчетов с покупателями  и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке  надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);

      - политика взыскания дебиторской  задолженности (чем активнее предприятие  во взыскании дебиторской задолженности,  тем меньше ее остатки тем  выше “качество ” дебиторской  задолженности );

      - платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;

      - качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии  создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого, в основном, к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающего целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Главная угроза для большинства предприятий  в условиях переходного периода  с высоким уровнем неплатежей и сжатой денежной массой – это  рост дебиторской задолженности  и недостаток собственных ресурсов. Связанное с этим снижение поступлений в свою очередь ограничивает расходы и ведет к увеличению текущей кредиторской задолженности.[12, c 63]

Ключевыми методами нормализации дебиторской  задолженности являются:

  1. реструктуризация клиентской базы с жестким отбором платежеспособных покупателей и ориентацией на ее минимизацию;

    2) обеспечение полного соответствия  условий договоров требованию  нормализации задолженности;

    3) постоянный мониторинг и жесткий  контроль соблюдения условий  договоров с прекращением поставок  при непогашенных долгах (при этом формируется и отслеживается список непогашенных счетов в порядке их убывания с анализом сроков каждой задолженности с точностью до месяца, недели и даже дня, в зависимости от типа должника);

    4) активизация использования системы  скидок с продажной цены за быструю оплату;

    5) постоянный контроль уровня дебиторской  задолженности с принятием незамедлительных  мер при ее повышении или  отсутствии тенденций к нормализации;

    6) введение автоматизированной системы  учета и контроля счетов дебиторов  с индивидуальным отслеживанием задолженности дебиторов с

    большими  счетами;

      Одной из главных рекомендаций управления дебиторской задолженности является предоставление скидок покупателям  за сокращение срока возврата платежа. При осуществлении расчетов между  хозяйствующими субъектами за поставленную продукцию часто возникают вопросы о сроках погашения задолженности. При простых формах расчетов должник заинтересован в максимальном оттягивании сроков возврата платежей. Для кредитора эти средства изъяты из оборота.

      В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие – производитель реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.

      Предприятие, принимающее меры по сокращению срока  возврата платежа, при эффективном  использовании их в обороте будет иметь дополнительный источник увеличения прибыли в виде отдачи от вложений в оборот досрочно полученных сумм.

      Уменьшение  сроков денежных поступлений приводит к уменьшению потребности в получении  кредитов в банке.

      Однако  меры по ускорению расчетов требуют определенные затраты и важно, чтобы доходы, получаемые от этих мер, превышали суммы таких затрат. Иначе такие меры приведут к убыткам.

      Существует  три основных метода ускорения расчетов:

  1. предоставление скидок дебиторам при досрочной оплате;
  2. использование векселей в расчетах с дебиторами с учетом задолженности в банке  для ускоерния получения средств от дебиторов с уплатой коммиссионных банку;
  3. предоставление отсрочки платежей с получением процентов то пользования коммерческим кредитом.

      Рассмотрим  и проанализируем возможности предоставления скидок

      дебиторам при досрочной оплате. Сопоставим результат ускорения с расходами  по его обеспечению. То есть сравним  отдачу вложенных в производственный оборот средств со ставкой предлагаемой скидки за день ускорения расчетов от дебиторов. Для этого определим рентабельность условно – переменных затрат на производство, так как именно переменные издержки являются средствами, вложенными в производственный оборот и тесно связанными с объектами производства и реализации.

      Рентабельность переменных издержек определяет отдачу единицы стоимости вложенных в оборот средств и рассматривается отношением прибыли от реализации товаров (П) к величине переменных затрат (Ипер). При этом переменные затраты следует увеличить на среднюю величину дополнительных вложений в запасы и МБП, если увеличение средств в обороте требует увеличения запасов и МБП. 

                                                Ипер= П / Ипер * 100 %.   (1)

      Это означает, что на каждый рубль вложенных  в производство средств при данном техническом оснащении предприятие получает “ X ” копеек за месяц, или теряет их при задержке платежей за тот же период.

      Рентабельность  переменных затрат отражает критический  процент скидки дебиторам за отчетный месяц ( период ). То есть при скидке в “Y” % от суммы платежей, поступивших на месяц раньше, предприятие не получит ни прибыли, ни убытка.

      Прибыльность  на единицу вложенных в оборот средств от снижения срока расчетов будет равна разности между критической  скидкой и скидкой, фактически установленной на каждый месяц расчетов.

      Ставка  предлагаемой скидки дебиторам за срочность  расчетов – не постоянная величина. Она зависит от того, в какой  мере тот или иной размер ставки оказывает стимулирующее воздействие  на дебиторов. Можно сказать что  процент скидки выражает цену ускорения оборачиваемости затрат. Он зависит также от ставки процентов за использование кредитов банка.

      При использовании системы скидок также  необходимо, чтобы размер скидки был  ниже критического размера Ипер на величину, гарантирующую достаточный доход, полученный от сокращения сроков поступления средств на счета предприятия, с учетом возможного риска. Риск может быть связан с вероятностью отклонений в отдаче средств, поступивших досрочно и др.

      Таблица 1

      Анализ  операций по сокращению сроков поступления средств на счета предприятия

п/п       Наименование  показателя Величина
1       2       3
1       N p – объем продаж, тыс. руб.        
2       ДЗ  – сумма дебиторской задолженности  от реализации        
3       Т отч – число дней в отчетном периоде        
4       Т – период погашения дебиторской задолженности        
5       И – издержки производства        
5.1       В том числе Ипер – переменные        
6       П – прибыль от реализации        
7       R пер – рентабельность переменных затрат, %        
8       Р – ставка предоставляемой скидки дебиторам за поступление средств  без отсрочки, %        
9       Р м – ставка предоставляемой скидки дебиторам за каждый месяц ускорения расчетов от суммы, полученной досрочно, %        
10       Р ДН – ставка скидки за каждый день ускорения расчетов с дебиторами от суммы, полученной досрочно, %        
11       S – сумма уменьшения долга (экономия) дебиторов от поступлений без отсрочки        
12       S ДН – сумма уменьшения долга дебиторов за каждый день сокращения срока возврата платежей        
13       Р ДОП – дополнительная прибыль предприятия от суммы поступлений без отсрочки        
14       Р ДН ДОП – дополнительная прибыль, полученная за каждый день сокращения сроков поступления средств на счета предприятия        

                  

        Предположим, что рыночная коньюктура  позволяет предприятию установить  исходную скидку дебиторам в  размере 35 % за поступление средств без отсрочки от суммы досрочной оплаты. Немедленное погашение сократит сумму задолженности дебиторов на величину, определяемую выражением:

      S = , где (2)

      S – сумма сокращения долга (экономия) дебиторов от поступлений средств без отсрочки;

      R – сумма поступлений;

      р – ставка предоставляемой скидки за поступление средств без отсрочки.

      Предприятие при этом получит дополнительную прибыль, определяемую по формуле:

      рДОП = (ДЗ – S) * R ПЕР / 100 – S, где   (3)

      R ПЕР – рентабельность переменных расходов.

      Далее определим сумму уменьшения долга  за каждый день сокращения срока возврата платежей. Для этого используется выражение:

      S ДН = ДЗ * p / T *100, где   (4)

      Т – число дней в периоде погашения  задолженности дебиторами.

      При этом за каждый день сокращения срока  поступления платежей предприятие  получит дополнительную прибыль. Ее величину определим по формуле:

      рДН ДОП = ( ДЗ – S) * R ПЕР / Т / 100 – S ДН .    (5)

      При 3,5% - ной ставке сокращения задолженности  дебиоров за поступление средств  без отсрочки, ставка за каждый день сокращения срока поступлений определяется отношением:

      рМ = р * 360 / Т;   (6)

      В результате предприятие имеет запас прочности для ускорения расчетов, равной разности между рентабельностью переменных затрат и ставкой уменьшения задолженности дебиторов за каждый месяц ускорения расчетов от суммы досрочно поступивших средств:

        R ПЕР - р М = запас прочности.  (7)

      Запас прочности отражает величину максимально  возможного увеличения процента за ускорение  поступлений средств при наилучших  условиях среды.

      Ставка  за каждый день ускорения расчетов с дебиторами от сумм полученной досрочно составит:

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью