Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:18, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование организации управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая фм.docx

— 68.66 Кб (Скачать документ)

     Оценка  реального состояния дебиторской  задолженности, т.е. оценка вероятности  безнадежных долгов – один из важнейших  вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам  дебиторской задолженности с  различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии  статистику, а также прибегнуть к  услугам экспертов-консультантов.

     Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным  капиталом является определение  разумного соотношения между  дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий  кредитования покупателей, но и условий  кредита поставщиков сырья и  материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного  дохода, получаемого предприятием при  использовании скидок.

     Система скидок способствует защите предприятия  от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует  ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

     Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в  этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности  объясняются возможным увеличением  безнадежных долгов и вложением  денежных средств в дебиторскую  задолженность на более продолжительный  период времени.[9, c.80]

 

     2.2. Управление кредиторской  задолженностью

 

     Для того чтобы, эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые.

     Вторым  шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

     На  третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

     Стратегический  подход

     Для того, чтобы отношения с кредиторами  максимально соответствовали целям  обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала.

     Первый  основополагающий вопрос, который в  связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

     Принято считать, что предприятие, которое  пользуется в процессе своей хозяйственной  деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне  не верно.

     С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница  может заключаться в различиях  стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать  чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал  не является "бесплатным", так  как вложения производятся в надежде  получить прибыль, выше той, которую  платят банки по депозитным счетам.

     С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

     Следовательно, менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:

  • максимизации прибыли компании,
  • минимизации издержек,
  • достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство),
  • утверждения конкурентоспособности,

     которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

     Тактические особенности

     Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько  потенциальных возможностей привлечения  заемных средств:

     1) средства инвесторов (расширение  уставного фонда, совместный бизнес);

     2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);

     3) товарный кредит (отсрочка оплаты  поставщикам);

     4) использование собственного "экономического  превосходства".

     Средства  инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе изначально собственный капитал может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору.

     Отсюда  следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных  инвесторов: в общем случае их не должно быть больше первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

     Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей.

     Несмотря  на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского  кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией  на все 100%. Если проект, реализуемый  компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень  рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита  всегда будет превышать необходимый  к уплате процент. Банки хотя и  дают предпочтение такому виду обеспечения  предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией  третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также  обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей  стороной. Наличие презентабельных  отчетных показателей, хотя и выступает  обязательным условием для банковского  служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком  финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

     Товарный  кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций).

     В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего  представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи  с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется  бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости  начисления и уплаты процентного (или  какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег  во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной  выгоды" от торможения оборачиваемости  активов, замороженных в дебиторской  задолженности предприятия. Поэтому  компенсация таких потерь закладывается  в цену товаров, которая может  колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

     Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании. [10, c.45]

     Экономическое превосходство  очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

     Экономическое превосходство заемщика перед кредитором может возникать в силу следующих  обстоятельств:

  • монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);
  • различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;
  • маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);
  • покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

     Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических  платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ  без предварительной оплаты и  т. д. Данный вид кредиторской задолженности  нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в  собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

     Как следствие всего вышесказанного, можно сделать вывод, что менеджеры  компаний в своем стремлении максимально  использовать возможности всех доступных  кредитных средств, в том числе  и в виде задержек по зарплате, нарушения  сроков плановых платежей поставщикам  и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью