Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых
операций и т.п.

Содержание

. Введение.
Стр.3
2. Классификация дебиторской и кредиторской задолженности
в структуре оборотных средств предприятия.
Стр.4
3. Методы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью.
Стр.6
4. Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на
финансовую устойчивость предприятия.
Стр.15
5. Заключение.
Стр.20
6. Расчетная часть (вариант 2).
Стр.22
7. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

фин мен2.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

                                                      СОДЕРЖАНИЕ.

     1. Введение.

Стр.3

     2. Классификация дебиторской  и кредиторской  задолженности

     в структуре оборотных  средств предприятия.

Стр.4

     3. Методы управления  дебиторской и  кредиторской

     задолженностью.

Стр.6

     4. Влияние дебиторской   и  кредиторской  задолженности на 

     финансовую устойчивость  предприятия.

Стр.15

     5. Заключение.

Стр.20

     6. Расчетная часть  (вариант 2).

Стр.22

     7. Список использованной  литературы.

Стр.42

    

    

                                                        Введение.

Стабильность экономики  невозможна без финансовой устойчивости организации.

Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой  прочного положения

предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение

предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом  сотрудничестве;

степень зависимости  от внешних кредиторов и инвесторов; наличие

неплатёжеспособных  дебиторов; эффективность хозяйственных  и финансовых

операций и т.п.

Они могут различаться  по структуре (простые и сложные), по важности

результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и

временные). Но все  эти факторы можно разделить  в зависимости от места их

возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого

предприятия, и  внешние, не подвластные воле организации.

Наибольшее влияние  на деятельность предприятия оказывают  внутренние факторы.

Среди них особое место занимает наличие дебиторской  и кредиторской

задолженностей.

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих

предприятий сделали  вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне

функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей  и

специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в

значительной степени  осложняется еще и несовершенством  нормативной и

законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели

к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по

сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно  сведено у нас к

поиску цепочек  взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных

суррогатных платежей.

Рассмотрим подробнее  влияние дебиторской и кредиторской задолженности на

финансовую устойчивость предприятия.

     1.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в

структуре оборотных средств  предприятия.

В наиболее общем  виде структура оборотных средств  и их источников показана в

бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность

между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-

КЗ), поэтому любые  изменения в составе его компонентов  прямо или косвенно

влияют на его  размер и качество. Как правило, разумный рост чистого

оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут

быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных

дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Под

дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и

физических лиц  данной организации (например, задолженность  покупателей за

приобретенный товар  или оказанные услуги, задолженность  подотчетных лиц за

выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица,

являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Когда одно предприятие  продает товары другому предприятию  или организации,

совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за

поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть

дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской  задолженности -

векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие

ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской

задолженностью  являются определение степени риска  неплатежеспособности

покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а

также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально

неплатежеспособными покупателями.[1]

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной

организации другим организациям и физическим лицам  – кредиторам

(платежи за  приобретенную продукцию, потребленные  услуги, задолженность по

платежам в бюджеты  всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может

возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила.

В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему

трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед  органами социального

и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и

платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие  платежи)

банковские ссуды  и неоплаченные счета других предприятий  и пр.

В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие

банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения

обеспеченности  запрашиваемых кредитов товарно-материальными  ценностями

заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже  предприятием части

своей дебиторской  задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему

возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни

предприятия могут  решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем

залога имеющихся  у них текущих активов, другие - за счет частичной их

продажи.

    

    

     2.Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность

компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных

покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных

долгов, а также  выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное

поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов,

оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди

подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие  особого внимания,

например необходимость  поиск путей сокращения среднего промежутка времени

между завершением  операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры

покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с

дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования

средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени -

на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это

количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что

компании следует  отправлять счета одновременно с  товаром. Время почтовой

доставки - между  подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время

почтового прохождения  документов может быть сокращено  за счет децентрализации

выписки счета-фактуры  и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых

отправлений для  крупных счетов-фактур с вручением  в предусмотренные сроки либо

предоставляя скидки за авансовые платежи).[2]

     Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является

определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают

влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более

продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем  продаж. Сроки

кредита имеют  прямое отношение к затратам и  доходу, связанным с дебиторской

задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше

инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от

безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж,

уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если

сроки кредита  неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж

и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных  долгов и большими

затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают

оплату. Сроки дебиторской  задолженности следует либерализовать, когда вы

хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей

продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой

предназначены для  сезонных продаж (например, купальные  костюмы). Если ваш

товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную

дебиторскую задолженность  и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать

честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение.

Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами

анализа регресса, который рассматривает изменение  зависимой переменной,

имеющей место  при изменении независимой (информативной) переменной. Этот

метод особенно полезен, когда вам требуется оценить  большое количество

некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать  возможные потери по

безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и

длительное время  не меняет свою кредитную политику.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью