Управление банковской ликвидностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов управления ликвидностью коммерческого банка.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
раскрыть понятие и значение банковской ликвидности;
раскрыть сущность оценки и управления банковской ликвидностью;
исследовать методику анализа ликвидности банка;
проанализировать ликвидность банка и оценить систему управления ликвидностью банка;
предложить пути повышения ликвидности банка.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты управления банковской ликвидностью……………………………………………….………………….…6
1.1 Основные понятия банковской ликвидности…………………………….…6
1.2 Оценка и управление банковской ликвидностью…………………………12
Глава 2. Оценка и управление банковской ликвидностью на примере
ОАО Росбанк..……………………………………………………………….…..18
2.1 Краткая характеристика банка…………………………………………..….18
2.2 Оценка показателей ликвидности банка………………………………..….19
Глава 3. Рекомендации по повышению ликвидности банка………..……….25
3.1 Управление мгновенной ликвидностью банка………………………….…25
3.2 Рекомендации по совершенствованию внутреннего финансового контроля в банке…………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

KursФБР_Лаврова И.А..docx

— 169.65 Кб (Скачать документ)

 

       3. Рекомендации по повышению ликвидности банка

       3.1. Управление мгновенной  ликвидностью банка

       При решении вопроса эффективного управления операционной деятельностью казначейства банка на первый план выходит задача управления мгновенной и краткосрочной  ликвидностью, основной целью которой  служат построение достоверного прогноза ожидаемых денежных потоков в  течение дня и минимизация  неработающих активов банка, не ставя  под угрозу его платежеспособность.

       Самой значительной составляющей избыточной ликвидности являются остатки на корреспондентских счетах. Высокие  остатки поддерживаются из-за риска  потери ликвидности, а также в  связи с необходимостью проведения текущих платежей. С другой стороны, высокий уровень ликвидности  отчасти вызван недостаточно эффективным  управлением банком собственной ликвидностью. Такая ситуация оказывает влияние на уровень ставок на межбанковском рынке.

       цель  методики - предложение подхода к  оптимизации величины остатков средств  на корреспондентских счетах и проведение клиентских платежей по схеме «день в день».

       В основе предлагаемой методики лежит  метод исторического моделирования  Value-at-Risk.

       Методика  состоит из двух вариантов расчета:

       - проведение платежей «день в день»;

       - проведение платежей на следующий  банковский день.

       Проведение  платежей «день в день» (схема T + 0)

       Очевидно, что необходимый минимальный  остаток средств на корреспондентском  счете для поддержания мгновенной ликвидности в случае проведения платежей «день в день» определяется неравенством:

       K + (P - S) - β ≥ 0,                                                                                      (4)

       где K - остаток средств на корсчете банка  на утро дня T;

       P - поступления на счет;

       S - списания со счета;

       β - некая случайная величина.

       Значение  величины β обусловливается изменчивостью клиентских остатков и задаваемой надежностью (вероятностью) проведения платежей.

       Общая схема расчета по формуле (4) представлена в таблице 8.

       Таблица 8

       Схема расчета платежей (схема T + 0)

Дата Гарантированное 
поступление   
(тыс. руб.)
Гарантированное 
списание     
(тыс. руб.)
Дисбаланс гарантированных 
списаний и поступлений 
(тыс. руб.)
1 530 000 559 981 -29 981
2 420 000 412 146 7 854
3 449 000 464 208 -15 208
4 481 000 385 037 95 963
5 473 000 492 159 -19 159
6 488 000 549 642 -61 642
7 500 000 415 251 84 749
8 515 000 671 482 -156 482
9 531 000 692 795 -161 795
10 543 000 830 495 -287 495
11 600 000 622 426 -22 426
12 600 000 600 646 -646
13 588 000 518 126 69 874
14 600 000 830 879 -230 879
15 612 000 873 401 -261 401
 

       Для расчета VAR проводится тест на соответствие изучаемых статистических данных нормальному  распределению.

       Основными показателями, характеризующими распределение  как нормальное, являются асимметрия и эксцесс.

       Первый  показатель определяет асимметрию изучаемого ряда данных, второй - наличие так  называемых толстых хвостов. Данный расчет не представляет труда, так как  для него можно воспользоваться  функциями, имеющимися в программном  пакете MS Excel.

       Если  асимметрия изучаемого ряда значительно  отклоняется от 0, а эксцесс намного  превышает значение 3, это свидетельствует  о несоответствии ряда параметрам нормального  распределения. В таком случае расчет VAR только на основании данного метода с высокой вероятностью может  привести к существенным отклонениям  расчетных значений от фактических.

       Помимо  вышеуказанного метода можно использовать специализированное статистическое программное  обеспечение, которое по динамическому  ряду может охарактеризовать распределение.

       Определив с помощью MS Excel (или приняв в качестве допущений), что распределение нормально, поступления и списания независимы друг от друга, а заданная надежность определена в 99%, неравенство (4) получает вид:

                                                                               (5)

       где и  -   выборочные   стандартные   отклонения поступлений и списаний;

       2,33 - обратное значение одностороннего  стандартного нормального распределения,  соответствующее вероятности 99%.

       Далее определяется доверительный уровень  или интервал, дающий количественную характеристику точности прогноза. Каждому  доверительному уровню соответствует  свой коэффициент (множитель). Наиболее часто применяемый - уровень 95%, широко используемый в зарубежной практике при оценке рыночных рисков по стандартам RiskMetrics (коэффициент 1,65), уровень 97,5% (коэффициент 1,96) и принятый в качестве стандарта Базельским комитетом по банковскому надзору уровень 99% (коэффициент 2,33). Указанные уровни означают вероятность превышения расчетного VAR.

       Поскольку часть платежей известна достоверно, то неравенство (5) целесообразно развернуть окончательным образом:

                                                                            (6)

       где D - дисбаланс между поступлениями  и списаниями, причем индекс g обозначает дисбаланс гарантированных потоков, а индекс o - ожидаемых;

         и      -   выборочные    стандартные    отклонения нетто-поступлений и нетто-списаний.

       Гарантированные поступления/списания - это достоверно известные управляющему ликвидностью потоки от его собственных сделок и операций (подкрепление счета, поступление  средств за проданную на межбанковском  рынке валюту, возврат/привлечение  МБК и т.п.). За достоверность гарантированных  поступлений/списаний отвечает управляющий  ликвидностью, ему принадлежит право  классификации потоков на гарантированные и ожидаемые.

       Ожидаемые поступления/списания - это потоки, не известные управляющему ликвидностью с такой степенью достоверности, что он готов нести за них ответственность; ожидаемые потоки являются, таким  образом, вероятностными. Ожидаемые  потоки, ставшие историей, для удобства разграничения будем называть нетто-поступлениями  и нетто-списаниями; они определяются по итогам каждого дня как разница  между общими (брутто) и гарантированными потоками (нетто-поступления - это разница  между совокупным приходом (всего) и  гарантированным приходом; нетто-списания - разница между совокупными списаниями (всего) и гарантированными списаниями).

       Таким образом, негарантированные (ожидаемые) клиентские поступления - это поступления  средств в валюте Российской Федерации за операционный день T на корреспондентский счет головного офиса банка или подчиненного ему структурного подразделения в пользу клиентов (физических и юридических лиц) головного офиса банка или подчиненных ему структурных подразделений.

       Информация  о негарантированных клиентских поступлениях операционного дня T становится известной головному офису банка  или подчиненному ему структурному подразделению непосредственно  в день T. И сотрудники, ответственные  за управление мгновенной ликвидностью, получают информацию по факту прихода  средств на соответствующие корреспондентские  счета.

       Таким образом, негарантированные (ожидаемые) клиентские списания операционного  дня T - это списания средств в валюте Российской Федерации за операционный день T с корреспондентского счета головного офиса банка или подчиненного ему структурного подразделения по поручению клиентов (физических и юридических лиц) головного офиса банка или подчиненного ему структурного подразделения.

       Информация  о негарантированных клиентских списаниях операционного дня T становится известной сотрудникам головного  офиса банка или подчиненного ему структурного подразделения  непосредственно в день T.

       В дальнейшем необходимо определить ожидаемые  поступления, списания и их стандартные  отклонения. Неплохие цифры для практики может давать использование десятидневных  исторических скользящих средних: скользящее среднее - метод сглаживания показателей, накопленных за некоторый период, называемый порядком скользящего среднего. Скользящее среднее не предназначено  для прогнозирования, оно сигнализирует  о начале новой тенденции только после ее появления.

       Для определения ожидаемых поступлений, списаний и их стандартных отклонений строится специальная таблица (табл.9). В ней рассчитываются такие показатели, как прогнозируемый приход; прогнозируемый расход; скользящая средняя прихода; скользящая средняя расхода; стандартное отклонение прихода; стандартное отклонение расхода.

       Таблица 9

       Расчет  стандартных отклонений поступлений  и списаний (тыс. руб.) 

Дата Прогнозируемый 
приход
Прогнозируемый 
расход
Скользящая 
средняя  
прихода
Скользящая 
средняя  
расхода
Стандартное 
отклонение 
прихода
Стандартное 
отклонение 
расхода
1 530 000 559 981     61 022 158 453
2 420 000 412 146        
3 449 000 464 208        
4 481 000 385 037        
5 473 000 492 159        
6 488 000 549 642        
7 500 000 415 251        
8 515 000 671 482        
9 531 000 692 795        
10 543 000 830 495 493 000 547 320    
11 600 000 622 426 500 000 553 564    
12 600 000 600 646 518 000 572 414    
13 588 000 518 126 531 900 577 806    
14 600 000 830 879 543 800 622 390    
15 612 000 873 401 557 700 660 514    

Информация о работе Управление банковской ликвидностью