Теория принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание

Человек наделён сознанием, существо свободное и обречено на выбор решений, стараясь сделать всё наилучшим образом. В наиболее общем смысле теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных на нахождение наилучших вариантов из множества альтернатив и позволяющих избежать их полного перебора.

Содержание

Введение 3
1.Основы теории принятия решений 4
2. Процесс принятия управленческих решений 6
3. Методология и методы принятия решения 10
4. Постановка задач принятия оптимальных решений 15
5. Принятие решений в условиях неопределенности 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

теория принятия решений.docx

— 46.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Стр.

Введение            3

1.Основы  теории принятия решений       4

2. Процесс  принятия управленческих решений      6

3. Методология  и методы принятия решения      10

4. Постановка  задач принятия оптимальных решений    15

5. Принятие  решений в условиях неопределенности     18

Заключение           21

Список  использованной литературы       23

 

     

Введение

 

     Человек наделён сознанием, существо свободное  и обречено на выбор решений, стараясь сделать всё наилучшим образом. В наиболее общем смысле теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных  на нахождение наилучших вариантов  из множества альтернатив и позволяющих  избежать их полного перебора. Ввиду  того, что размерность практических задач, как правило, достаточно велика, а расчеты в соответствии с  алгоритмами оптимизации требуют  значительных затрат времени, то методы принятия оптимальных решений главным  образом ориентированы на реализацию их с помощью ЭВМ.

     Практическая  потребность общества в научных  основах принятия решений возникла с развитием науки и техники  только в XVIII веке Началом науки «Теория принятия решений» следует считать работу Жозефа Луи Лагранжа, смысл которой заключался в следующем: сколько земли должен брать на лопату землекоп, чтобы его сменная производительность была наибольшей. Оказалось, что утверждение «бери больше, кидай дальше» неверен. Бурный рост технического прогресса, особенно во время и после второй мировой войны, ставил все новые и новые задачи, для решения которых привлекались и разрабатывались новые научные методы.

 

     

1.Основы  теории принятия  решений

 

     Можно выделить следующие научно-технические  предпосылки становления «Теории принятия решений»:

     Удорожание  «цены ошибки». Чем сложнее, дороже, масштабнее планируемое мероприятие, тем менее допустимы в нем «волевые» решения и тем важнее становятся научные методы, позволяющие заранее оценить последствия каждого решения, заранее исключить недопустимые варианты и рекомендовать наиболее удачные;

     ускорение научно-технической  революции техники  и технологии. Жизненный цикл технического изделия сократился настолько, что «опыт» не успевал накапливаться и требовалось применение более развитого математического аппарата в проектировании;

     развитие  ЭВМ. Размерность и сложность реальных инженерных задач не позволяло использовать аналитические метода.

     Как часто это бывает, эта наука, с  одной стороны, стала определенной ветвью других более общих наук (теория систем, системный анализ, кибернетика  и т.д.), а с другой, стала синтезом определенных фундаментальных более  частных наук (исследование операций, оптимизация и т.д.), создав при  этом и собственную методологию.

     Инженерное  дело теснейшим образом связано  с совокупностями объектов, которые  принято называть сложными системами, которые характеризуются многочисленными  и разнообразными по типу связями  между отдельно существующими элементами системы и наличием у системы  функции назначения, которой нет  у составляющих ее частей. На первый взгляд каждая сложная система имеет  уникальную организацию. Однако более  детальное изучение способно выделить общее в системе команд ЭВМ, в  процессах проектирования лесной машины, самолета и космического корабля.

     В научно-технической литературе существует ряд термином, имеющих отношение  к исследованию сложных систем.

     Наиболее  общий термин «теория систем» относится ко всевозможным аспектам исследования систем. Ее основными частями являются

  • системный анализ, который понимается как исследование проблемы принятия решения в сложной системе,
  • кибернетика, которая рассматривается как наука об управлении и преобразовании информации.

     Здесь следует заметить, что понятие  управления не совпадает с принятием  решения. Условная граница между  кибернетикой и системным анализом состоит в том, что первая изучает  отдельные и строго формализованные  процессы, а системный анализ - совокупность процессов и процедур.

     Очень близкое к термину «системный анализ» понятие - «исследование операций», которое традиционно обозначает математическую дисциплину, охватывающую исследование математических моделей для выбора величин, оптимизирующих заданную математическую конструкцию (критерий). Системный анализ может сводиться к решению ряда задач исследования операций, но обладает свойствами, не охватываемыми этой дисциплиной. Однако в зарубежной литературе термин «исследование операций» не является чисто математическим и приближается к термину «системный анализ». Широкая опора системного анализа на исследование операций приводит к таким его математизированным разделам, как:

  • постановка задач принятия решения;
  • описание множества альтернатив;
  • исследование многокритериальных задач;
  • методы решения задач оптимизации;
  • обработка экспертных оценок;
  • работа с макромоделями системы.

 

     

2. Процесс принятия управленческих решений

 

     Менеджером  можно назвать человека тогда, когда  он принимает организационные решения  или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать  решения, это умение, развиваемое  с опытом. В управлении принятие решений представляет систематизированный процесс.

     Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь.

     Также управленческое решение можно рассматривать  как творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые  возникли в субъекте управления. Любое  управленческое решение проходит через  три стадии:

     1. Уяснение проблемы: сбор информации; анализ полученной информации; выяснение актуальности; выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.

     2. Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами; оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности; составление программ решения; разработка и составление детального плана решения.

     3. Выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

     Решение проблемы – это процесс, что подразумевает собой последовательность взаимосвязанных этапов.

     

     

       

     

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

       

       

     Рис. Этапы процесса принятия решений 

     Данная  схема наиболее подробно отражает процесс  принятия решений.

     Первый  этап на пути к разрешению проблемы – это диагностика проблемы(1). Диагностика – это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения (примером могут служить низкая прибыль, плохой сбыт, чрезмерные издержки). Результатом данного этапа являются: четкая речевая формулировка проблемной ситуации, определение смысла проблемы, условий и основных требований.

     Сбор  информации(2): на данном этапе необходимо собрать внутреннюю информацию (финансовые отчеты, компьютерный анализ, приглашение консультанта, т.е. внутри фирмы) и внешнюю информацию (необходимо собрать на основе формальных методов, используя внеорганизационный анализ рынка).

     На  этапе(3) в ходе наблюдений необходимо видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.

     Релевантная информация(4) (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся только конкретной проблемы.

     Следующим этапов в процессе принятия решения  будет выявление ограничений(5) при принятии решения. Ограничениями являются правила и законы. Руководитель должен знать ограничения до того как начнет выявлять альтернативы. В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

     Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив(6) или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернатив легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

     Все предложенные альтернативы на следующем  этапе должны быть сравнены друг с  другом или оценены для последующего выбора лучшей из них(7). При сравнении альтернатив существенную роль играют: системный анализ, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.

     Выбор альтернативы(8). Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

     Организация выполнения решения(9) предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремится избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

     Для этого, во-первых, необходимо составить  план мероприятий, превращающих решение  в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди  участников. Следует также построить  коммуникационную сеть для обмена информацией  и отрегулировать соответствующие  отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии для себя данного решения его  исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования.

     Еще одной фазой, входящей в процесс  принятия управленческого решения  и начинающейся после того, как  решение начало действовать, является установление обратной связи(10). На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

 

     

3. Методология и методы принятия решения

     Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений занимает центральный пункт в теории управления. Увеличение способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов способствует повышению эффективности организаций.

Информация о работе Теория принятия решений