Теория финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание

Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.
С определенной долей условности можно утверждать, что неоклассическая теория финансов базир

Содержание

Неоклассическая теория финансов и финансовый менеджмент 3
Форвардный контракт 5
Специальные методы финансового менеджмента 8
Сложная схема наращения капитала 11
Виды аннуитетов 12
ЗАДАЧИ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 93.11 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Неоклассическая теория финансов и финансовый менеджмент               3
  2. Форвардный контракт                                                                               5
  3. Специальные методы финансового менеджмента                                      8
  4. Сложная схема наращения капитала                                                       11
  5. Виды аннуитетов                                                                                       12

ЗАДАЧИ                                                                                                         15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неоклассическая теория финансов и финансовый менеджмент

 

Сороковые и пятидесятые годы ХХ в. можно назвать началом принципиально  новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и  содержания. Именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в  теоретическом осмыслении и обосновании  роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.

С определенной долей условности можно  утверждать, что неоклассическая  теория финансов базируется на четырех  исходных тезисах (посылках):

экономическая мощь государства, а  значит, и устойчивость его финансовой системы в значительной степени  определяются экономической

мощью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;

вмешательство государства в деятельность частного сектора минимизируется;

из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;

интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что  общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.

Все эти тезисы с очевидностью находят  подтверждение в современном  состоянии и тенденциях развития глобальной финансовой системы. Так, в  отношении последнего тезиса помимо примера с созданием европейской  денежной единицы евро можно привести и такой менее известный, но весьма значимый факт, как принятие в 2000 г. базового набора стандартов бухгалтерского учета и представления отчетности, которому будут следовать все фондовые биржи мира; иными словами, эти стандарты будут использоваться вместо национальных при подготовке отчетности в том случае, если компания намеревается попасть в листинг солидной фондовой биржи.

В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Ключевыми разделами, послужившими основой формирования этой науки и (или) вошедшими в нее составными частями, являлись: теория полезности, теория арбитражного ценообразования, теория структуры капитала, теория портфеля и модель ценообразования на рынке финансовых активов, теория ценообразования на рынке опционов и теория предпочтений ситуаций во времени.

 Обращения внимания на рынки  капитала и крупнейшие компании  не случайно. Как показывает мировой  опыт, в реальной рыночной экономике  особую роль играют акционерные  общества. Удельный вес их в  общем числе предприятий различных  форм собственности может быть  сравнительно небольшим, однако  значимость с позиции вклада  в создание национального богатства  страны исключительно высока. Так,  в США в настоящее время  10 % компаний являются акционерными  обществами, 10 % - товариществами, 80 % - небольшими  компаниями, находящимися в индивидуальной  собственности; вместе с тем  на долю каждой из выделенных  групп компаний приходится соответственно 80, 13 и 7 % общего объема реализации  продукции и услуг. Еще более  существен уровень концентрации  капитала и значимости отдельных  компаний в развитых странах  Азии (например, в Южной Корее), где  буквально считанное число суперкорпораций  контролирует, по сути, всю национальную  экономику. Точно так же велика  роль финансовых рынков; именно  эти рынки являются катализатором  многих экономических потрясений (например, Великая депрессия в  США в 30-е годы, недавние финансовые  кризисы в Южной Америке, Азии, Японии и др.).

  1. Форвардный контракт

 

Обычный форвардный контракт - это договор купли-продажи (поставки) какого-либо актива через определённый срок в будущем. Это срочный договор  с обязательным его исполнением  каждой из сторон договора, т.е. твёрдая  сделка.

Все условия такого форвардного  контракта согласовываются сторонами  сделки в момент её заключения. Цена актива, подлежащего поставке в будущем, или форвардная цена контракта, обычно устанавливается в момент заключения сделки. Однако возможны любые другие формы её определения, например, в  договоре может быть установлен механизм её определения или указано, что  она будет равна рыночной цене актива в момент исполнения контракта  и т.д. Обычный форвардный контракт заключается с целью купить-продать  лежащий в его основе актив (товар, валюту, ценную бумагу и др.) в будущем, но на условиях, определённых в момент его заключения.

Форвардные контракты  превращаются в производные инструменты  по мере стандартизации условий заключения, т.е. частичного отказа от их индивидуальности, уникальности каждого отдельного контракта, и при наличии рыночного посредника (посредников или дилеров), который  становится одной из сторон форвардного  контракта с любым другим участником рынка. Благодаря таким условиям появляется вторичный рынок соответствующих  форвардных контрактов, или, как ещё  говорят, последние становятся ликвидными контрактами.

Ликвидность форвардного  контракта превращает его в производный  инструмент рынка, т.е. позволяет получать с его помощью дифференциальную прибыль, или, иначе говоря, использовать для целей хеджирования и спекулирования.

Основными видами ликвидных  форвардных контрактов являются валютные форварды и форвардные контракты  на ставку процента.

В обоих случаях рыночными  посредниками (дилерами или маркет-мейкерами) являются крупные банки, обслуживающие  мировой рынок (валют и кредитов). Они устанавливают форвардные курсы  купли-продажи валют с любым  сроком исполнения и заключают форвардные сделки, как на покупку, так и на продажу валют с участниками  рынка - клиентами между собой.

В качестве актива процентного  форварда выступает не обычный актив (товар, валюта, ценная бумага), а банковская или иная процентная ставка. Доход  по этому контракту есть разница  между будущей (форвардной) процентной ставкой, зафиксированной в контракте, и фактической ставкой (ставкой  спот) на дату расчётов по контракту.

Тот, кто заключает контракт на условиях получения депозита (основной суммы), называется "покупателем", а процесс его заключения - "покупкой" контракта. Тот, кто заключает контракт на условиях внесения депозита (основной суммы), называется "продавцом" и "продаёт" контракт.

Если процентная ставка спот на момент исполнения (расчётов) контракта  превысит форвардную ставку, записанную в контракте, то покупатель получает дифференциальный доход, который выплачивает  ему банк, ибо покупатель как бы взял ссуду в банке под данный процент, а затем вернул её в банк под более высокий процент. И  наоборот, если ставка спот окажется ниже форвардной ставки по контракту.

Процентные форварды обычно заключаются на трех-, шести - и девятимесячные депозиты, но они могут быть заключены  и на любые другие сроки, не кратные  трём месяцам.

Процентные форварды заключаются  со сроками исполнения от одного месяца и далее.

Их обозначение состоит  из двух цифр: первая показывает срок исполнения, а вторая - срок окончания депозита, так что разность этих цифр и составляет временной период депозита в месяцах. Например, процентный форвард "3-9" (три умножить на девять) означает, что  он представляет собой контракт на шестимесячный депозит, вносимый (или предоставляемый) через три месяца от даты заключения контракта, а срок закрытия депозита отстаёт от этой даты на девять месяцев.

Процентный форвард используется как для получения спекулятивной  прибыли, так и для хеджирования операций, осуществляемых банком или  компаниями, вступающими в кредитные  отношения между собой или  со своими клиентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специальные методы финансового менеджмента

 

Метод, как инструмент, с  помощью которого изучается предмет  финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью  фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а  также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов  хозяйствования.

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий  осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без  применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых  отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур  управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные  средства обработки информации сделали  возможным осуществление множественных  расчетов в режиме имитационного  моделирования, а также выбор  наиболее эффективных вариантов  действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс  принятия управленческих решений финансового  характера в настоящее время  в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая  система, к каковым относится  и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих  субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами  можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания  неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового менеджмента  условно можно разделить на три  группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные  методы. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов  относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система  кассовых и расчетных операций, система  страхования, система расчетов, система  финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система  налогообложения и другие. Общая  логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно  в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование  и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента  являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим  их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В  ходе факторного анализа целью исследователя  является идентификация факторов, оказывающих  позитивное или негативное влияние  на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются  меры, способствующие усилению воздействия  одних и снижению воздействия  других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается  на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный  анализ, в основе которого лежит применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности  в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин. Следует отметить, что прогнозирование, как один из методов финансового  менеджмента, сводится не только к расчету  ориентиров для критериев, имеющих  количественное измерение, но также  понимается как метод выявления  оптимальных вариантов действий.

Наибольшее распространение  получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки  пространственных, временных и пространственно-временных  совокупностей; а также методы ситуационного  анализа и прогнозирования.

Далее рассмотрим группу методов  теории принятия решений, из общего названия которых видно, что их основное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых  используемым инструментарием и  условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного  моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.

Специальные методы по критериям  регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение  между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная  политика, финансовая аренда, факторинговые  операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.

Информация о работе Теория финансового менеджмента