Системы и методы финансового планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание

Основные виды финансового планирования, его структура, а также методика планирования финансов на конкретных примерах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие финансового планирования на предприятии 4
1.2. Системы финансового планирования 6
1.3. Методика планирования финансов 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИНАНСОВОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)
 

Московский  Городской Юридический Институт 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Финансовый менеджмент". 
 
 
 

Тема: "Системы и методы финансового планирования на предприятии". 
 
 
 
 
 
 

студент    

группа    

преподаватель    
 
 
 
 
 

Москва

2004

 
  СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ          3

  1.1. Понятие финансового планирования на предприятии   4

  1.2. Системы финансового планирования     6

  1.3. Методика планирования финансов      10

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ         18

  ЛИТЕРАТУРА         20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы.

    Доходы  от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают  расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей является необходимость планирования потребностей в финансировании.

    Второй  задачей финансового менеджмента  является планирование и поддержание  денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.

    Формирование  финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования и планирования на предприятии.

    Цель  реферата – рассмотреть основные виды финансового планирования, его структуру, а также методику планирования финансов на конкретных примерах.

 
 
 

    СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1.1. Понятие финансового планирования на предприятии

    Финансовое  планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

    Финансовое  планирование является важным элементом  корпоративного планового процесса. Каждый менеджер должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

    Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

    В рыночных условиях предприятию необходима эффективная система управления финансами, способная обеспечивать компромисс между интересами развития предприятия, наличием достаточного уровня денежных средств и обеспечением платежеспособности предприятия. Основными стратегическими целями фирмы являются:

  • максимизация прибыли;
  • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке.

В рамках данных целей в процессе планирования финансов решаются следующие задачи:

  • анализ финансово-экономического состояния предприятия;
  • анализ существующей и прогнозируемой иены капитала предприятия (определяет минимальную рентабельность деятельности предприятия, покрывающую затраты на привлеченный капитал);
  • анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции;
  • разработка ценовой политики;
  • разработка учетной и налоговой политики;
  • разработка кредитной политики предприятия;
  • управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
  • выбор дивидендной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Системы финансового планирования

    Система финансового планирования на предприятии  включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

  • бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;
  • бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;
  • бюджет потребления энергии;
  • бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;
  • бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);
  • бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;
  • налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

    Разработка  бюджетов структурных подразделений  и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл. 1.1. Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 1.

Таблица 1.1.

Система бюджетов предприятия

Бюджеты Производственные подразделения Функциональные  службы Непромышленная группа Итого сводный бюджет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Фонд  оплаты труда                    
2. Материальные  затраты                    
3. Энергопотребление                    
4. Амортизация                    
5. Прочие  расходы                    
6. Итого  (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)*                    
7. Кредитный  бюджет                    
8. Налоговый  бюджет                    
9. Итого  сводный бюджет (стр. 6 + стр. 7 + стр. 8)**                    

*Суммирование идет по каждому подразделению.

**Суммирование  идет по графе 10 "Итого сводный  бюджет".

    Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов. В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа, поставок по бартеру. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений. Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т. п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств. С другой стороны, получение авансов означает приток денежных средств, но не увеличение дохода и т. д. При этом определяются приток и отток денежных средств по трем направлениям: обычная (текущая) деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Структура сводного бюджета на предприятии

    В системе текущего планирования на предприятии  разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части. Доходная часть включает источники поступления средств:

  • выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
  • поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит;
  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
  • ссуды;
  • прочие поступления.

Информация о работе Системы и методы финансового планирования на предприятии