2.2.2. Межличностные 
переменные: сплоченность группы, групповая 
совместимость, групповой восприятие 
социальной власти.
2.2.3. Экологические 
переменные (влияние окружающей 
среды): территориальность, личное 
пространство, организация пространства.
2.3. Определение 
размера фокус-групп.
2.4. Отбор 
участников фокус-групп. Принцип 
внутригрупповой гомогенности. Ограничения 
на участие в фокус-группах. 
Основные техники отбора респондентов: 
случайный отбор, метод "снежного 
кома", использование готовых 
списков, формирование специальных 
выборок.
Список 
обязательной литературы:
  - Андреева 
  Г.М. Социальная психология. М., 1994, С. 
  163-230, 265-278.
 
  - Krueger R.A. Focus 
  Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., New Delphi, 
  The International Professional Publishers, 1994, P. 75-98.
 
  - Merton R.K., Fiske 
  V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. 
  New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
 
  - Morgan D.L. Focus 
  Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International Professional 
  Publishers, 1988, P. 41-48.
 
Список 
дополнительной литературы:
  - Белановский 
  С.А. Метод фокус-групп. М., 1996, С. 75-95, 
  123-137.
 
  - Богомолова 
  Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы 
  как метод социально-психологического 
  исследования, М., 1997,С. 21-41.
 
  - Дмитриева 
  Е. Фокус-группы в маркетинге 
  и социологии. М., 1998, С. 20-4, 45-51.
 
  - Донцов А.И. О 
  понятии “группа” в 
  социальной психологии// Социальная 
  психология. Хрестоматия. М., 1999 С.175-182.
 
  - Кричевский 
  Р.Л., Дубовская Е.М. Психология 
  малой группы. М., 1991.
 
  - Кричевский 
  Р.Л., Дубовская Е.М. Исследования 
  малой группы в отечественной 
  и зарубежной социальной 
  психологии// Социальная психология. 
  Хрестоматия. М., 1999 С.209-229.
 
  - Левин К. Теория 
  поля в социальных науках. Пер. с англ., 
  СПб. 2000.
 
  - Майерс Д. Социальная 
  психология, Пер. с англ. М., 1997, С. 269-398.
 
  - Робер М.-А., 
  Тильман Ф. Групповая 
  динамика. Руководство 
  и лидерство в малой 
  группе// Хрестоматия по социальной 
  психологии, М., 1994, С.142-156.
 
  - Baron R., Kerr 
  N., Miller N. Group Process, Group Decision, Group Action. Buckingham, 
  Open University Press, 1992.
 
  - Lift J. Groups 
  Processes: An Introduction to Group Dynamics. 3e ed., Mayfield Publishing 
  Company, 1984.
 
  - Napier R.W., Gershenfeld 
  M.K. Groups: Theory and Experience, Houghton Mifflin Company, 
  1993.
 
  - Raiffa H. Decision 
  Analysis: Introductory Lectures on Choices Under Uncertainty. McGraw-Hill, 
  Inc, 5e ed., 1976, P.188-239.
 
2.1. 
Понятие малой 
группы.
· Определения:
“Под малой 
группой понимается немногочисленная 
по составу группа, члены которой 
объединены общей социальной деятельностью 
и находятся в непосредственном 
личном общении, что является основой 
для возникновения эмоциональных 
отношений, групповых норм и групповых 
процессов”.
“Двое или 
более лиц, которые взаимодействуют 
друг с другом, влияют друг на друга 
дольше нескольких мгновений и воспринимают 
себя как “мы” в отличие от “они”.
· Классификация 
малых групп:
  - Номинальные 
  и реальные.
 
  - Лабораторные 
  и естественные.
 
  - Открытые 
  и закрытые.
 
  - Формальные 
  и неформальные.
 
  - Группы 
  членства и референтные 
  группы.
 
· Основные 
направления исследования 
малых групп:
  - Социометрическая 
  школа (Дж.Морено).
 
  - Социологическая 
  школа (Э.Мэйо)
 
  - Школа 
  групповой динамики (К.Левин)
 
2.2. 
Динамические процессы 
в группе.
Групповая 
динамика- совокупность динамических 
процессов, которые одновременно происходят 
в группе в определенную единицу 
времени.
1. 
Процесс образования 
групп.
· Феномен 
группового давления (феномен 
конформизма).
Виды 
группового влияния:
- нормативное 
(влияние большинства);
- информационное 
(влияние меньшинства).
· Феномен 
групповой сплоченности.
· Лидерство 
и руководство.
2. 
Процесс принятия 
группового решения.
1. Групповая 
дискуссия позволяет столкнуть 
противоположные позиции и тем 
самым увидеть разные стороны 
проблемы, уменьшить их сопротивление 
новой информации.
2. Если решение 
инициировано группой, то оно 
является логическим выводом 
дискуссии, его значение возрастает, 
так как оно превращается в 
групповую норму.
· Факторы, 
влияющие на эффективность 
групповых решений.
  - Феномен 
  “сдвига риска”.
 
  - Феномен 
  групповой поляризации.
 
  - Феномен 
  огруппления мышления.
 
2.3. 
Факторы влияния 
на групповую динамику.
1). 
Внутриличностные 
переменные: демографические, 
физиологические и личностные 
характеристики участников 
фокус-группы.
· Требования, 
связанные с полом респондентов.
  - Обязательное 
  соблюдение принципа половой сегрегации 
  с респондентами моложе 25 лет.
 
  - В смешанных 
  группах не обсуждаются предметы, связанные 
  с интимной или сексуальной жизнью.
 
  - При проведении 
  смешанных групп следует строго соблюдать 
  принцип гомогенности по возрасту и уровню 
  образования.
 
  - Принцип половой 
  сегрегации следует строже соблюдать 
  среди менее образованных слоев населения.
 
  - В группах 
  профессионалов признак пола не оказывает 
  влияния на ход обсуждения.
 
· Требования, 
связанные с возрастом респондентов.
  - Необходимо 
  всегда обращать внимание на то, что возраст 
  скоррелирован с определенными социальными 
  характеристиками (наличие детей, трудоспособный 
  возраст, пенсионный возраст, семейное 
  положение и т.п.).
 
  - В 
  группах до 20 лет возрастная разница 
  между участниками дискуссий не должна 
  превышать 2-х лет, среди детей и подростков 
  (до 12 лет) - одного года.
 
  - Группа 
  от 17 до 25 лет (“молодежь”) обычно плохо 
  вписывается в дискуссии, в которой принимают 
  участие люди старшего возраста. В этой 
  группе особенно существенны социальные 
  характеристики (респондент учится или 
  работает, имеет или не имеет семью. имеет 
  или не имеет детей и т.п.), поэтому при 
  отборе участников упор рекомендуется 
  делать на них.
 
  - Группу 
  от 25 до 55 лет (“население трудоспособного 
  возраста”) либо разбивают на две подгруппы 
  (от 25 до 40 лет и от 40 до 55 лет)), либо составляют 
  “среднюю” группу (от 30 до 50 лет и т.п.).
 
  - Группа 
  старше 55 лет (“пенсионеры”), как и в 
  случае с “молодежью”, здесь очень существенные 
  социальные характеристики. группа не 
  легко взаимодействует с другими возрастами.
 
· Требования, 
связанные с образованием и социальным 
статусом респондентов.
В целях 
повышения качества дискуссии, получения 
широкого спектра различных мнений 
рекомендуется подбирать участников 
с одинаковым уровнем образования 
и социально-экономическим статусом.
· Личностные 
характеристики.
Блоки 
личностных черт, значимых 
с точки зрения 
группового общения (по 
М.Шоу):
  - Межличностная 
  ориентация
 
  - Социальная 
  сензитивность.
 
  - Стремление 
  к власти.
 
  - Надежность.
 
  - Эмоциональная 
  стабильность.
 
2). 
Межличностные переменные.
Сплоченность 
группы.
Групповая 
совместимость.
Социальная 
власть.
3). Экологические 
переменные.
Территориальность.
Личное 
пространство.
Организация 
пространства.
2.5. 
Отбор участников 
фокус-групп.
· Основные 
стратегии формирования 
групп респондентов:
  - Охват 
  широких целевых групп.
 
  - Охват 
  активных потребителей.
 
  - Охват 
  потенциальных потребителей.
 
· Основные 
техники отбора респондентов:
  - Случайный 
  отбор.
 
  - Включение 
  фильтрующих вопросов 
  в анкету.
 
  - Метод "снежного 
  кома".
 
  - Использование 
  готовых списков.
 
  - Формирование 
  специальной выборки.
 
  - Отбор 
  в местах потенциального 
  скопления респондентов.
 
· Ограничения 
на участие в фокус-группах:
  - Лица, знакомые 
  с процедурой фокус-групп, 
  принимавшие в них участие 
  ранее.
 
  - Лица, 
  знакомые друг с другом 
  или с модератором.
 
  - Лица, 
  профессионально знакомые 
  с предметом обсуждения.
 
  - Лица, связанные 
  с маркетинговыми исследованиями 
  и рекламой.
 
Тема 3. 
планирование и Организация 
фокус-групп.
3.1. 
Планирование фокус-группы. 
Определение цели, 
объекта и предмета 
исследования. Определение 
числа фокус-групп. 
Выбор техники 
рекрутмента участников 
фокус-группы. Формализованные 
и неформализованные 
фокус-группы.
3.2. 
Подготовка топик-гайда. 
Выбор тем для 
обсуждения. Типология 
вопросов топик-гайда.
3.3. 
Выбор места и 
времени проведения 
фокус-группы. Обеспечение 
явки участников 
фокус-групп. Техническое 
обеспечение фокус-групп: 
видео- и аудиозапись, 
организация наблюдения 
за фокус-группой.
Список 
обязательной литературы:
  - Белановский 
  С.А. Метод фокус-групп. 
  М., 1996, С. 9-123, 137-144.
 
  - Богомолова 
  Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы 
  как метод социально-психологического 
  исследования, 
  М., 1997, С. 37-46, 56-59.
 
  - Мертон 
  Р., Фиске М., Кендалл 
  П. Фокусированное 
  интервью. М., 1991. 
  С. 33-35, 39-43, 45-77, 142-146, 173-179.
 
  - Morgan D.L. Focus 
  Groups As Qualitative Research, New Delphi, The International 
  Professional Publishers, 1988, P. 38-53.
 
  - Krueger R.A. Focus 
  Groups: A Practical Guide For Applied Research, 2nd ed., 
  , New Delphi, The International Professional Publishers, 1994, P.39-74.
 
Список 
дополнительной литературы:
  - Веселкова 
  Н.В. Методические 
  принципы полуформализованного 
  интервью// Социология 4М, 1995, N 5-6, 
  С. 28-48.
 
  - Веселкова 
  Н.В. Полуформализованное 
  интервью// Социологический 
  журнал, 1994, N 3, С.
 
  - Дмитриева 
  Е. Фокус-группы 
  в маркетинге и социологии. 
  М., 1998, С. 44-61, 69-71.
 
  - Bradburn N.M., 
  Sudman S. Improving Interview Method and Questionnaire Design. 
  San Francisco, Jossey, 1979.
 
  - Merton R.K., 
  Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems 
  and Procedures. New York, 2nd edition, The Free Press, 1990.
 
  - Stewart D.W., 
  Shamdasani P.N. Focus Groups. Theorie and Practice. 
  L.-N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
 
3.1. 
Планирование фокус-группы
Определение 
целей исследования
· Перед 
разработкой целей ФГ 
необходимо “глубинное 
интервью с заказчиком”. 
Его основные вопросы:
Какую 
проблему хочет решить 
заказчик?