Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:05, контрольная работа
Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Введение……………………………………………………………………...2
Понятие рынка……………………………………………………………..3
Функции рынка …………………………………………………….............7
Виды рынков………………………………………………………………...9
Типология рынка……………………………………………………….......12
Развитие рыночных отношений в России……………………………...14
Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа реформ………………………………………………………………………16
Внутренний и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний день…………………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………….46
РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА.
Реформа
Гайдара исходила из того, что вначале
произойдет либерализация цен, а уже затем
начнется приватизация. Это было прямо
противоположно программе «500 дней». В
результате освобождения цен с 1 января
1992 г. денежные средства населения были,
по существу, конфискованы. Соответственно
покупать акции приватизируемых предприятий
оказалось не на что. В этих условиях летом
1992 г. была утверждена программа приватизации,
согласно которой с 1 октября 1992.г. началась
выдача приватизационных чеков (ваучеров)
всем россиянам. С 1993 г. было разрешено
вложение этих ценных бумаг в акции предприятий,
которые в перспективе должны были обеспечить
получение прибылей. Однако одновременно
с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая
скупка у населения новыми предпринимателями,
банкирами, иностранцами.
бывший
руководитель газовой
Либерализация
цен – важный элемент
в формировании рыночной
экономики в истории
России.
Либерализация экономики, то есть снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям, которые я рассмотрела выше, были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен.
Контролируемые цены влекут за собой действие закона «дать меньше – получить больше». Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ.
Возможны два варианта либерализации цен: а) поэтапный – был предложен в программе 500 дней; б) единовременный – разовый акт.
В итоге либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли. Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера.
Но
в конечном итоге решение о либерализации
цен, является основным аккордом ключевого
этапа рыночных преобразований. Наши же
коммунистические лидеры не хотели перемен
и, тем более не хотели брать на себя какие
– либо непопулярные решения.
Внутренний и внешний рынки России. Их состояние на сегодняшний день.
Рынок
России делится на внешний и внутренний,
где происходят продажа и обмен
товаров в пределах одной территории
или за пределами страны, выходя
на мировой уровень. На данном этапе
экономика России находится в состоянии
кризиса, и это не могло не сказаться на
внутреннем и внешнем рынках: внутри страны
из-за разорения закрываются мелкие предприятия,
появляется все больше товаров зарубежных
марок, вывоз товаров за границу стал сильно
ограничен, да и цены на товары оставляют
желать лучшего… Но что же все-таки представляют
из себя внешний и внутренний рынки?..
Внутренний
рынок - рынок, действующий внутри страны,
в ее пределах.
Внешний
рынок - совокупность зарубежных рынков
по отношению к рынку данного государства.
Все внешние (по отношению к данному) национальные
рынки взаимодействуют как между собой,
так и с мировым рынком в целом. Одно из
следствий этого - наличие у каждого национального
рынка определенного импортного компонента
(доли рыночного спроса, удовлетворяемого
за счет импорта), а у национальной экономики
- экспортного компонента, т.е. доли производимых
товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных
поставок.
Стратегия развития внутреннего рынка России на сегодняшний день.
Взгляд
на проводимые в стране реформы с
позиций сути самих рыночных преобразований
приводит к неутешительному выводу. Выбрано
неправильное (неэффективное) направление
рыночных преобразований, ориентированное
на создание модели экономики совершенной
конкуренции и, так называемых, конкурентных
рынков, конкурентность которых обуславливается,
в основном, свободным входом и выходом
(пакет нормативных актов, регулирующих
свободу входа, представлен правительством).
Эта модель, во-первых, не согласуется
с существующими экономическими условиями
экономики России, во-вторых, не характерна
для развивающейся экономики, в-третьих,
нацелена на макроэкономическую стабилизацию
и, в - четвертых, не использует эффективные
формы конкуренции (ценовую и качественную).
Согласно экономической теории рынки
разделяются на рынки совершенной (свободной)
конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.
Принципиальное отличие между ними состоит
в том, что на рынках несовершенной конкуренции
товаропроизводители могут управлять
как ценами на товары и услуги, так и влиять
на их качество, то есть проводить ценовую
и качественную конкуренцию. Предлагаемая
стратегия развития внутреннего рынка
построена на модели экономики несовершенной
конкуренции, что в наибольшей степени
отвечает реалиям нашей экономической
системы. Суть рыночных преобразований
состоит в формировании конкурентной
рыночной среды, базирующейся на условиях
ценовой конкуренции и конкуренции товаров
по качеству как основных движителей рыночных
преобразований и обусловленного ими
экономического развития. Само экономическое
развитие с точки зрения рынка выражается
в виде изменений в совокупном спросе
и совокупном предложении, которые отражаются
в важнейших экономических показателях
- уровне цен и объёме реального национального
продукта. Взаимодействие между совокупным
спросом и совокупным предложением определяет
уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое
состояние экономической системы.
В марте 2009 г. на внутреннем рынке наличной иностранной валюты продолжилось падение спроса населения как на доллары США, так и на евро. При сохранении высоких объемов предложения населением наличной иностранной валюты это привело к формированию, впервые за последние 10 месяцев, чистого предложения, объем которого составил 1,3 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов).
10В результате при перенасыщенности рынка внутренними ресурсами наличной иностранной валюты (на руках у населения и в кассах уполномоченных банков) уполномоченные банки свели к минимуму ее ввоз в страну.
|
Емкость рынка
(суммарный объем наличной
Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту
В марте 2009 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем уменьшился на 24% и составил около 6 млрд. долларов. Его объем превысил совокупный спрос в марте 2007 г. на 5%, но был ниже его уровня в марте 2008 г. на 14%.
Спрос
на европейскую валюту
В марте 2009 г. населением было куплено в обменных пунктах и операционных кассах наличной иностранной валюты на треть меньше, чем в феврале. Объем покупки евро сократился на 44%, долларов США — на 26%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты снизилось на 11% — до 2 млн. сделок, средний размер сделки по покупке уменьшился на 28% — до 1343 долларов.
|