Этапы формирования рынка в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание

Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
Понятие рынка……………………………………………………………..3
Функции рынка …………………………………………………….............7
Виды рынков………………………………………………………………...9
Типология рынка……………………………………………………….......12
Развитие рыночных отношений в России……………………………...14
Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа реформ………………………………………………………………………16
Внутренний и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний день…………………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………….46

Работа состоит из  1 файл

Этапы формирования рынка в России.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

РЕФОРМЫ ГАЙДАРА – ЧЕРНОМЫРДИНА.

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.                                                           В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.   Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%8. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.   Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.         Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд.9 долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер. В результате главная задача первого года реформ- макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из  государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. большинство перешло в частную собственность, а многие предприятия были преобразованы в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста премьер-министра. Новым главой правительства был избран

 бывший  руководитель газовой промышленности  СССР В. С. Черномырдин. С  его приходом в рыночные реформы  были внесены коррективы. Сохраняя  общее направление движения в  сторону рынка, новый премьер  сделал ставку на поддержку  государственных (в том числе  убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.                                             В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.  

Либерализация цен – важный элемент  в формировании рыночной экономики в истории  России. 

Либерализация экономики, то есть снятие многообразных административных ограничений на хозяйственную деятельность, сокращение вмешательства государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям, которые я рассмотрела выше, были предприняты в России в 1992 г. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен.

Контролируемые  цены влекут за собой действие закона «дать меньше – получить больше». Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ.

Возможны  два варианта либерализации цен: а) поэтапный – был предложен  в программе 500 дней; б) единовременный – разовый акт.

В итоге  либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли. Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера.

       Но  в конечном итоге решение о либерализации цен, является основным аккордом ключевого этапа рыночных преобразований. Наши же коммунистические лидеры не хотели перемен и, тем более не хотели брать на себя какие – либо непопулярные решения. 
 

Внутренний  и внешний рынки  России. Их состояние на сегодняшний день.

Рынок России делится на внешний и внутренний, где происходят продажа и обмен  товаров в пределах одной территории или за пределами страны, выходя на мировой уровень. На данном этапе экономика  России находится в состоянии кризиса, и это не могло не сказаться на внутреннем и внешнем рынках: внутри страны из-за разорения закрываются мелкие предприятия, появляется все больше товаров зарубежных марок, вывоз товаров за границу стал сильно ограничен, да и цены на товары оставляют желать лучшего… Но что же все-таки представляют из себя внешний и внутренний рынки?.. 

Внутренний  рынок - рынок, действующий внутри страны, в ее пределах. 

Внешний рынок - совокупность зарубежных рынков по отношению к рынку данного государства. Все внешние (по отношению к данному) национальные рынки взаимодействуют как между собой, так и с мировым рынком в целом. Одно из следствий этого - наличие у каждого национального рынка определенного импортного компонента (доли рыночного спроса, удовлетворяемого за счет импорта), а у национальной экономики - экспортного компонента, т.е. доли производимых товаров и услуг, реализуемых в счет экспортных поставок. 

Стратегия развития внутреннего  рынка России на сегодняшний  день.

Взгляд  на проводимые в стране реформы с  позиций сути самих рыночных преобразований приводит к неутешительному выводу. Выбрано неправильное (неэффективное) направление рыночных преобразований, ориентированное на создание модели экономики совершенной конкуренции и, так называемых, конкурентных рынков, конкурентность которых обуславливается, в основном, свободным входом и выходом (пакет нормативных актов, регулирующих свободу входа, представлен правительством). Эта модель, во-первых, не согласуется с существующими экономическими условиями экономики России, во-вторых, не характерна для развивающейся экономики, в-третьих, нацелена на макроэкономическую стабилизацию и, в - четвертых, не использует эффективные формы конкуренции (ценовую и качественную). Согласно экономической теории рынки разделяются на рынки совершенной (свободной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на рынках несовершенной конкуренции товаропроизводители могут управлять как ценами на товары и услуги, так и влиять на их качество, то есть проводить ценовую и качественную конкуренцию. Предлагаемая стратегия развития внутреннего рынка построена на модели экономики несовершенной конкуренции, что в наибольшей степени отвечает реалиям нашей экономической системы. Суть рыночных преобразований состоит в формировании конкурентной рыночной среды, базирующейся на условиях ценовой конкуренции и конкуренции товаров по качеству как основных движителей рыночных преобразований и обусловленного ими экономического развития. Само экономическое развитие с точки зрения рынка выражается в виде изменений в совокупном спросе и совокупном предложении, которые отражаются в важнейших экономических показателях - уровне цен и объёме реального национального продукта. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяет уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое состояние экономической системы.                                                                      В отличие от общепринятого подхода, связывающего экономический рост с инвестициями, обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением оборотного капитала, снижением цен и накоплением денежных средств. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества.                                                           Микроэкономический эффект предложения основывается на возможности предприятия увеличивать свою прибыль через увеличение товарооборота при понижении цены и росте объёмов выпуска (пока предельный доход превышает предельные издержки; уменьшение переменных единичных издержек с ростом объёмов выпуска даст большую эффективность.) Этап связан с жизненным циклом товара и основными стадиями пребывания товара на рынке: выведения товара на рынок, зрелости, насыщения, при этом последовательно с понижением цены товара, растёт прибыль и увеличивается товарооборот предприятия, создаются условия для производственного накопления денежных средств. Объёмы выпуска растут за счёт увеличения объёмов товарного спроса.                                Эффективное предложение, взаимодействуя с совокупным спросом, стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем перераспределения национального дохода через налоговую систему, при этом доходы перераспределяются от домохозяйств с высокими доходами к домохозяйствам с низкими доходами. Перераспределение доходов позволит в той или иной мере выровнять доходы и создать массового потребителя, тем самым, увеличив объем спроса на товары массового спроса. Рост объемов совокупного спроса связан с решением социально значимой задачи по увеличению количества потребляемых товаров и услуг на душу населения. Повышается прежде всего потребление хорошо известных покупателю потребительских товаров массового спроса. Эффективное предложение ориентируется на массового потребителя.                                                                                                                В условиях ценовой конкуренции совпадают интересы трех субъектов экономики государства, товаропроизводителей и населения: товаропроизводителей, поскольку при снижении цен на товары увеличивается с ростом товарооборота получаемая предприятиями прибыль; населения, поскольку оно может по пониженным ценам купить большее количество товара; государства, поскольку растет уровень национального продукта, а с ним улучшаются и все другие показатели социально-экономического развития.                                                                        На втором этапе экономическое развитие базируется на конкуренции товаров и услуг по качеству и связано с увеличением капитальных вложений путем производственного финансирования. В результате капитальных производственных вложений и обновления основного капитала производство становится способным создавать качественно новые товары, находящиеся на начальных этапах жизненного цикла и обладающие высоким потенциалом увеличения товарооборота. Эти товары формируют спрос в сторону его повышения, так как за товары более высокого качества потребитель готов заплатить более высокую цену. На данном этапе закладывается фундамент экономического роста.                                                                        Естественно, что предлагаемая модель экономического развития предполагает проведение совершенно иных (по отношению к нынешним) институциональных реформ. Остановимся на основных.                              Выполняя многочисленные, часто ненужные функции, государство не выполняет, пожалуй, самой главной своей функции: обеспечения экономической системы деньгами, что автоматически подрывает основу рыночных отношений. Часто недостаток денег связывают с монетаристской концепцией, что совершенно неправильно. В основе монетаристской концепции лежит увеличение денежной массы пропорционально росту национального продукта (денежная масса при этом соответствует стоимости товарной массы), а не просто ограничение денежной массы (как это у нас обычно понимается), что в корне отличается от политики, используемой в нашей экономике.                              В настоящее время многие отрасли обладают значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что снижает инвестиционную нагрузку на производственную систему и делает проблемы роста производства товаров и услуг зависимыми только от наличия оборотного капитала. Обеспечение оборотными денежными средствами позволит многим предприятиям, хотя и не без значительных трудностей, нарастить выпуск товаров в относительно короткие сроки, не связывая рост производства капитальными предварительными вложениями.    

 В  марте 2009 г. на внутреннем рынке наличной иностранной валюты продолжилось падение спроса населения как на доллары США, так и на евро. При сохранении высоких объемов предложения населением наличной иностранной валюты это привело к формированию, впервые за последние 10 месяцев, чистого предложения, объем которого составил 1,3 млрд. долларов США в долларовом эквиваленте (здесь и далее по тексту — долларов).   

  10В результате при перенасыщенности рынка внутренними ресурсами наличной иностранной валюты (на руках у населения и в кассах уполномоченных банков) уполномоченные банки свели к минимуму ее ввоз в страну.

  Март 2009 г. Март 2008 г. 
к февралю 2008 г., 
прирост, %
млн. долл. к февралю 2009 г., прирост к марту 2008 г., 
прирост, %
млн. долл. %
Емкость рынка 18 008 —1 132 —6 14 2
Обороты межбанковского рынка 3 391 —413 —11 —40 0
Обороты операций физических лиц 13 173 —1 842 —12 —5 1
 
 

    Емкость рынка  (суммарный объем наличной иностранной  валюты по всем источникам  поступления, включая ее остатки  в кассах уполномоченных банков  на начало периода) в марте 2009 г. по сравнению с февралем снизилась на 6% и составила 18 млрд. долларов. Обороты межбанковского рынка снизились на 11%, обороты операций физических лиц — на 12% — до 3,4 и 13,2 млрд. долларов соответственно.

Спрос физических лиц на наличную иностранную валюту   

 В  марте 2009 г. совокупный спрос населения на наличную иностранную валюту (сумма купленной в обменных пунктах, полученной по конверсии и снятой с валютных счетов наличной иностранной валюты) по сравнению с февралем уменьшился на 24% и составил около 6 млрд. долларов. Его объем превысил совокупный спрос в марте 2007 г. на 5%, но был ниже его уровня в марте 2008 г. на 14%.

   

 Спрос  на европейскую валюту снижался  более высокими темпами, чем  спрос на доллары США (на  32 и 17% соответственно). В результате доля доллара США в структуре совокупного спроса составила 59%, евро — 40% относительно 55 и 44% в феврале 2009 года.   

 В  марте 2009 г. населением было куплено в обменных пунктах и операционных кассах наличной иностранной валюты на треть меньше, чем в феврале. Объем покупки евро сократился на 44%, долларов США — на 26%. Количество операций по покупке физическими лицами наличной иностранной валюты снизилось на 11% — до 2 млн. сделок, средний размер сделки по покупке уменьшился на 28% — до 1343 долларов.

  Март 2009 г. Март 2008 г. 
к февралю 2008 г., 
прирост, %
млн. долл. структура, % к февралю 2009 г., прирост к марту 2008 г., 
прирост, %
млн. долл. %
Совокупный  спрос 5 957 100 —1 860 —24 —14 —15
доллар США 3 540 59 —738 —17 1 —2
евро 2 353 40 —1 089 —32 —29 —26
куплено в обменных пунктах и получено по конверсии 2 904 100 —1 508 —34 —40 —20
доллар  США 1 753 60 —601 —26 —22 —6
евро 1 109 38 —883 —44 —56 —30
снято с валютных счетов 3 053 100 —352 —10 46 —2
доллар  США 1 786 59 —137 —7 41 5
евро 1 244 41 —206 —14 53 —12
 

Информация о работе Этапы формирования рынка в России