Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:05, контрольная работа
Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью выбора той или иной формы организации для решения основных проблем макроэкономики: что? как? и для кого производить? В процессе исторического развития рыночного, (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Введение……………………………………………………………………...2
Понятие рынка……………………………………………………………..3
Функции рынка …………………………………………………….............7
Виды рынков………………………………………………………………...9
Типология рынка……………………………………………………….......12
Развитие рыночных отношений в России……………………………...14
Государственные реформы 1991-1994 гг. Программа реформ………………………………………………………………………16
Внутренний и внешний рынки. Их состояние на сегодняшний день…………………………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………45
Список используемой литературы………………………………………….46
По видам субъектов рыночных отношений:
По степени соблюдения законности:
По степени насыщенности:
По степени развитости экономической свободы:
Рабочий механизм рынка.
В рынке действует Рабочий механизм, т.е порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих законов:
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Типология рынка.
История
развития рынка позволяет выделить
следующие типы рынка: неразвитый, свободный,
регулируемый и деформированный.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3. Полная мобильность факторов производства; неограниченная • свобода передвижения капитала.
4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.
5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции.
8. Отсутствуют монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Преимущества свободного рынка заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей: повышение качества товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Регулируемый
рынок – это когда государство стремится
смягчить удары рынка по интересам отдельных
членов общества, но не настолько, чтобы
свести на нет мотивацию к творческому,
инициативному труду и риску в хозяйственной
деятельности.
Рынок должен быть регулируемым, чтобы
снять или как-то ограничить отрицательные
его последствия.
К основным чертам деформации рынка можно отнести: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; несбалансированность спроса и предложения, с каждым годом возрастающую; расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; отсутствие у потребителя права выбора товара.
Развитие рыночных
отношений в России.
В нашей
стране развитие товарно-денежных отношений
прошло несколько этапов. В 1921 г. в Советской
России был введен НЭП. В этот период были
проведены меры по развитию частного предпринимательства.
Крупномасштабные преобразования были
осуществлены в финансовой сфере, в области
денежного обращения. Подразверстка была
заменена продналогом, введена сводная
торговля. В промышленности было осуществлено
трестирование производства, а новые производственные
образования переведены на самоокупаемость
и самофинансирование. Предпринятые меры
позволили быстро восстановить равновесную
рыночную систему.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
РЕФОРМЫ 1991-1994гг. ПРОГРАММА
РЕФОРМ.
Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.
Обострившийся
экономический кризис сдерживал
рыночные преобразования, а нерешительность,
непоследовательность реформ и сопротивление
консерваторов еще более
Кризис
усугублялся тем, что Россия традиционно
была экономическим донором
Огромный внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов4, невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т5, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд6. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.7 долларов.
В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий.
В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям; постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.
Второй
вариант предполагает глубокую и
резкую, сконцентрированную на коротком
отрезке времени ломку всех сложившихся
структур, единовременное снятие всех
ограничений рыночного
Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.
Второй
вариант был сложен и малопонятен как
для населения, так и для хозяйственных
руководителей. Экономика страны должна
была очень быстро переходить к совершенно
новым методам хозяйствования, к чему
никто не был подготовлен и был связан
с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен
и с обязательным скачком цен, связанным
с существованием огромного инфляционного
«денежного навеса». Конечно же, такие
мысли сразу отбрасывали романтическую
«перестроечную» иллюзию о всесильном
и популярном правительстве.