Экономическая оценка деятельности предприятия обществнного питания ООО "Альбатрос -сервис" (кафе "Бульвар")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание

Объектом изучения в данной курсовой работе является предприятие общественного питания ООО «Альбатрос-сервис» (кафе «бульвар»).
Цель: изучить, проанализировать и дать экономическую оценку деятельности предприятия общественного питания.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия общественного питания……………………………………………................5

1.1 Современное состояние сферы общественного питания…….…5

1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания……………………..…9

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия..….15

2.1 Местоположение и специализация предприятия…………….…15

2.2гРесурсный потенциал предприятия и эффективность его использования………………………………………………………………...16

3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия….....31

3.1. Финансовые результаты деятельности предприятия……….….31

3.2 Динамика и структура товарооборота предприятия общественного питания. Ассортимент обеденной (основной) продукции…………………38

3.3 Издержки обращения и цены продажи обеденной продукции...39

3.4 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания…………………………………...…..42

Выводы и предложения…………….….…………………………………….44

Список литературы….………………………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

                     Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

       ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»                                

                                    Экономический факультет

            

                                          Кафедра экономики

 

 

 

 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

                               ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

             

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ООО «АЛЬБАТРОС -  СЕРВИС»  (КАФЕ «БУЛЬВАР»).

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: Тюкалова А.А.

                                                                                   группа ЭМ-310

                                                                                   очная форма обучения

 

 

                                                                               Руководитель: Ларинина Т.И.

 

 

 

 

                                             Киров 2011

                                                

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия общественного питания……………………………………………................5

    1.1 Современное состояние сферы общественного питания…….…5

    1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания……………………..…9

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия..….15

    2.1 Местоположение и специализация предприятия…………….…15

    2.2гРесурсный потенциал предприятия и эффективность его использования………………………………………………………………...16

3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия….....31

    3.1. Финансовые результаты деятельности предприятия……….….31

    3.2 Динамика и структура товарооборота предприятия общественного питания. Ассортимент обеденной (основной) продукции…………………38

    3.3 Издержки обращения и цены продажи обеденной продукции...39

    3.4 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания…………………………………...…..42

Выводы и предложения…………….….…………………………………….44                 

Список литературы….………………………………………………………..46

Приложения…..……………………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данного исследования заключается в следующем. Торговля и общественное питание занимают особое место в экономике страны в структуре формирования её ВВП. На их долю приходится 22% (при этом удельный вес всей промышленности составляет 32%). Численность работников составляет порядка пяти миллионов человек, и в основном это частный бизнес.

Рестораны и кафе играют довольно важную роль в жизни человека. Кроме удовлетворения физиологических нужд в питании, «выход» в заведение общественного питания несет важную социальную функцию. Следовательно, можно сказать, что данный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.

Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость. Таким образом, тема данной курсовой работы «Экономическая оценка деятельности предприятия общественного питания», которая освещает выше – упомянутые проблемы, видится достаточно актуальной.

Объектом изучения в данной курсовой работе является предприятие общественного питания ООО «Альбатрос-сервис» (кафе «бульвар»).

Цель: изучить, проанализировать и дать  экономическую оценку деятельности предприятия общественного питания. 

В работе поставлены и решены следующие задачи:

1.      Освещены теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия общественного питания;

2.      Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия;

3.      Проанализирована экономическая деятельность торгового предприятия.

В ходе исследования применялись следующие методы:

      Монографический

      Абстрактно-логический

      Расчетно-конструктивный

      Экономико-статистический

      Методы индукции и дедукции

В ходе выполнения курсовой работы применялись следующие источники информации:

1.      Бухгалтерские балансы

2.      Форма №2 (отчет о прибылях и убытках)

3.      Устав

Период исследования в курсовой работе представлен за 3 года (2007-2009)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы экономической оценки деятельности предприятия общественного питания

   1.1 Современное состояние сферы общественного питания

Термин «общественное питание» можно определить как «отрасль национального хозяйства, специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства, реализации и организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению с целью получения прибыли» [7] .

Предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий, их реализации и организации потребления. Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей [10].

В условиях дореформенного периода развития экономики общественное питание рассматривалось как отрасль, основной целью которой являлось удовлетворение потребности населения в услугах по организации питания.

Определенной спецификой советской системы общественного питания являлось одномоментное массовое обслуживание населения, как в общедоступных предприятиях общественного питания, так и при промышленных предприятиях.

В настоящее время миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения.

Меняется содержание функций, выполняемых общественным питанием. Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции.

  В настоящее время в России насчитывается свыше 950 тыс. предприятий питания и заполнение этой рыночной ниши еще далеко от завершения [17]. В современных условиях наиболее активно развиваются предприятия питания средней ценовой категории и предприятия быстрого обслуживания.

Переход экономики России к рынку самым непосредственным образом отразился на состоянии и развитии общественного питания, так как общественное питание в рыночных условиях становится более востребованным по ряду объективных причин [11]:

1) повышается уровень жизни населения, а следовательно, происходит рост материальных возможностей потребителей по покупке               услуг питания;             

2) увеличивается занятость, в том числе женщин, что приводит к

потребности экономии свободного времени, которую способно обеспечить общественное питание;

3)   происходит развитие культурных потребностей населения, а поэтому значительная часть предприятий питания становятся местами отдыха и проведения досуга;

4)   возрастает количество туристов, что приводит к формированию дополнительного спроса этой группы потребителей;

5) ряд предприятий питания начинает проводить направленное маркетинговое воздействие на характер и объемы спроса населения;

6) сохранено и развивается общественное питание социальной направленности: питание детей в школах, питание социально незащищенных слоев населения, питание военнослужащих и пр.

   К настоящему моменту общественному питанию присущи определенные характеристики, которые приведены ниже и были получены при сегментировании рынка общественного питания по отдельным классификационным признакам [19].

1. Кухня. После кризиса 1998 г. в существенном питании преобладала русская национальная кухня. Сегодня доля таких предприятий также значительна (42%). Однако произошел активный рост ресторанов восточной кухни (11%), особенно китайской и японской. Также в настоящее время стала пользоваться большим предпочтением европейская кухня (24%) с явным преобладанием итальянской и средиземноморской направленности. При этом характерной чертой именно российского рынка является предоставление смешанной кухни (17%), например, русской и европейской. Однако существуют также предприятия питания, строго специализирующиеся на какой-то конкретной национальной кухне. На долю прочих кухонь приходится всего 6% рынка общепита.

2. Средний чек. Он подвержен колебаниям от 10 до 100 долл., в зависимости от класса и кухни.

Стоимость чека:

- до 10 долларов (у 13% рынка - кафе и дешевые рестораны и бары);

-    10-20, 20-30 и 30-40 долл. (соответственно у 21, 25 и 23% рынка);

-    40-50 долл. (у 11% рынка - рестораны, ориентирующиеся на верхнюю границу экономичного класса);

-    50-100 долл. н выше охватывают 7% рынка (дорогие рестораны).

3.  Доставка еды в офис и еда на вынос. Предприятия питания, предоставляющие такие услуги, существенно увеличивают свои обороты. Предоставлением возможности заказать еду на вынос занимаются 62% ресторанов Москвы. Доставка еды в офис пока что менее популярна (24% всех ресторанов), однако очень перспективна.

4.  Бизнес-ланч. Предлагается значительным количеством ресторанов (55%). При этом бизнес-ланч до 5 долл. предлагают 42% ресторанов, занимающихся данным видом деятельности, а стоимостью 5-10 долл. -38% предприятий.

5.  Скидки. Этим маркетинговым инструментом пользуются 33% предприятий питания. Существуют несколько разновидностей: скидки для постоянных клиентов (25% от общего числа предоставляемых скидок), скидки на фиксированное время (66%) и скидки по членским картам (9%).

Таким образом, общественное питание сейчас находится в фазе интенсивного роста и есть предпосылки для продолжения этого процесса.

В настоящее время очень перспективными сегментами рынка общественного питания являются следующие [14]:

1)      создание дорогих ресторанов, концепция которых будет основана на уникальной идее;

2)  развитие сети предприятий быстрого питания;

3)  создание детских кафе, спрос на которые заметно превышает предложение;

4)  организация питания для автомобилистов, начало которому положили ресторанная сеть «Сабвей» и «Мак-авто», так как увеличивается количество владельцев машин;

6)  развитие семейных ресторанов, имеющих очень широкое распространение на Западе и слабо представленных у нас;

7)  открытие цехов по производству полуфабрикатов как для предприятий питания, так н для различных супермаркетов.

Развитие производства полуфабрикатов имеет историю своего развития в России, так как на решение подобной задачи направлялись усилия бывшего советского государства еще в период индустриализации страны начиная с

1931 г. Однако в настоящее время эта проблема не утратила своей актуальности, потому что с развитием производства полуфабрика­тов связаны основные возможности снижения издержек при производстве готовой кулинарной продукции и резервы экономии затрат потребления при питании в домашних условиях.  

 

1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания

На сегодняшний день, рынок общественного питания, является одним из самых быстрорастущих рынков России.

Уход российского общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования коммерческих предприятий. Предприятия, для того, чтобы выжить, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства [12].

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его возможность рационально использовать и рассчитывать сырье, продукцию, материалы и трудовые ресурсы.

Подобный эффективный подход к формированию и распределению ресурсов отражает состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие имеет возможность, свободно маневрировать распределением продукции, четко просчитывать товарный оборот и средства производства, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Определение границ формирования и распределения продукции, также анализ и учет товарооборота предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях стабилизации рыночных отношений. Поскольку недостаточное формирование и использование продуктового ассортимента может привести к отсутствию у предприятия конкурентоспособности, что, в конечном счете, ведет к вытеснению с рынка слабого предприятия и к банкротству. Соответственно рациональное отношение к использованию продукции и эффективному исчислению товарооборота будет формировать положительное отношение к предприятию у потребителей продукции, также обеспечит устойчивое финансовое положение, в том числе даст возможность конкуренции высокого уровня с другими предприятиями отрасли, и не будет препятствовать дальнейшему развитию, отягощая затраты производства излишними запасами и резервами.

Для оценки и анализа использования продуктового перечня, эффективность и рациональность распределения товарооборота, предприятию общественного питания необходимо руководствоваться научным подходом к исчислению этих показателей.

Не смотря на то, что сфера общественного питания в России играет все возрастающую роль в жизни современного общества, она имеет ряд проблем. Так, в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес.

Еще одна ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный рынок из других сфер бизнеса, - ставка на ту кухню, которую знают и понимают. Однако этого недостаточно. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории.

Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых [16]. Эксперты отмечают, что среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей других стран. К примеру, в 2007 году в России среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год [18]. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2005 год), Франции (25 тыс. руб. на 2005 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2005 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности [10]. Наблюдалась также тенденция активного роста рынка в регионах, поскольку наладить бизнес в Москве сейчас уже достаточно сложно из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров. Таким образом, Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста. В связи с этим, темпы роста московского рынка в 2007 году уже оказались ниже аналогичного показателя для России [20] По данным агентства "Бизнес Аналитика", в 2008 году оборот рынка общественного питания в городах с населением более 100 тыс. человек составил 420 млрд. руб. В последние годы одной из ведущих тенденций развития российского рынка общественного питания является консолидация. В настоящее время рынок сильно фрагментирован, значительную долю на нем занимают одиночные заведения общественного питания. По оценкам "РосБизнесКонсалтинг", на конец 1 полугодия 2008 г. на 10 крупнейших сетей приходилось около 30% от общего количества сетевых заведений общественного питания, работающих на территории России. Однако именно сетевые концепции имеют наибольший потенциал, и в дальнейшем будут усиливать свои позиции.

Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или, по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями. Главная тема сегодня - борьба за качество обслуживания. Катастрофически остро уже несколько лет стоит проблема подбора, воспитания и удержания персонала.

Помимо этого, перед рынком общественного питания встала проблема законодательства и защиты интересов бизнеса. И эта общая проблема, заставляет конкурентов, забывая о борьбе друг с другом, вспоминать о единстве задач и объединяться, как во всевозможные союзы и ассоциации, чьей задачей является защита интересов бизнеса, так и для проведения съездов и форумов, где есть возможность обсудить общие проблемы и наметить пути их решения, обменяться опытом и продемонстрировать реальную силу и вес сектора, с которым необходимо считаться при принятии решений, его затрагивающих. Так, в настоящий момент рестораторы ведут конструктивную работу с Министерством труда по вопросу формирования свода профессиональных стандартов индустрии, введение которых предусматривается вступлением России в ВТО. И то, что с представителями отрасли считаются и советуются - неплохой показатель, как для отрасли, так и для общества в целом.

Как уже говорилось ранее, настоящий ресторанный бум сегодня переживает столица России. Ежемесячно в Москве открывается с десяток новых кафе и ресторанов, а темпы роста ресторанного рынка достигают 40% в год. Между тем наиболее динамично сегодня развивается средний и дорогой сегмент, в то время как рынок фаст-фуда - наиболее востребованного и популярного вида общественного питания - растет крайне медленно. На протяжении двух последних лет этот рынок увеличивался на 10-15% ежегодно [2]. Если на Западе, по данным консалтинговой компании Maxpro, на фаст-фуд приходится порядка 60% всего ресторанного рынка в денежном выражении и подавляющая часть рынка в количественном выражении (по числу заведений, персоналу и т. д.), то в России рынок быстрого питания составляет около 30% всего общепита в денежном выражении и примерно 50% - в количественном. При этом развитие российского фаст-фуда идет в основном за счет западных игроков, в то время как отечественные сети ресторанов быстрого питания, ориентированные на национальную кухню, развиты очень слабо. Сегодня рынок ресторанов быстрого питания слабо насыщен. И тех немногочисленных сетей, которые сегодня действуют - недостаточно. Потенциал для развития отрасли громадный. Однако для этого должны сложиться благоприятные условия, при которых люди могли бы сходить в нормальное предприятие общественного питания без ущерба для своего здоровья и кошелька. Поэтому, появление на рынке любого сертифицированного, лицензированного, грамотно работающего предприятия надо только приветствовать.

Развитие потребительского рынка в целом и рынка услуг фаст-фуд можно уверенно отнести к задачам социально значимым. Уровень комфортности жизни зависит, в том числе, от того, насколько просто, быстро и недорого человек может, находясь в городе покушать, купить продукты, получить другие услуги. Поэтому крайне важно сегодня создание доступного, простого и понятного правового поля, обеспечения бизнесменов информацией по различным направлениям бизнеса и права, создания в стране положительного инвестиционного, финансового, налогового климата.

Основное условие эффективного управления любым бизнесом сегодня - это глобальный, по возможности, учет, требующий контроля на всех этапах технологической цепочки работы предприятия [5].

Современные информационные технологии предлагают решения, которые помогают эффективно организовать бизнес и искусно управлять им. Улучшить качество и скорость обслуживания посетителей, осуществить полный контроль над деятельностью всех подразделений, значительно уменьшить риск злоупотреблений - все эти возможности даёт информационная система управления кафе.

    Таким образом, можно сказать, что сфера общественного питания в России за годы реформ претерпела существенные изменения и доказала в целом свою высокую мобильность и конкурентоспособность. В последнее время наблюдается заметное повышение качества продукции и обслуживания потребителей в данном секторе.

В ближайшее время можно ожидать довольно жесткой конкуренции в борьбе за российского покупателя, и задача наших торговых предприятий - сохранить цивилизованную отечественную торговлю и национальную культуру питания. Для этого есть временной ресурс три-пять лет. Эта цифра объясняется тем, что по количеству магазинов, ресторанов и кафе в пересчете на душу населения Россия значительно отстает от мировых стандартов и здесь есть резерв для деловой активности. Так, анализ отечественного рынка в области общественного питания показал, что в ближайшие три года объем реализации только фаст-фуда может быть увеличен в пять раз и составит около 1,5 млрд. долларов в год. Это же касается и розничных магазинов.

Сейчас, согласно ряду печатных изданий и высказываниям специалистов в данной области, наиболее перспективным направлением развития предприятий питания является создание сетей под единой торговой маркой [3]. Это оказывается экономически наиболее целесообразным, т.к. позволяет экономить значительные средства (в пересчете на одну торговую точку) на заготовочном процессе (единый заготовочный цех для большого количества объектов фаст-фуда) и рекламе, а также обеспечить требуемый оборот с помощью большого количества малых предприятий, расположенных в разных, наиболее проходимых районах города. Вдобавок некоторое количество товара из магазина можно запустить в собственное мини-производство полуфабрикатов. То есть присутствует простор для творчества…

 

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

   2.1 Местоположение и специализация предприятия

Кафе «Бульвар» располагается по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д.165. Оно рассчитано на 80-100 посадочных мест. Данное кафе пользуется спросом у населения и имеет своих постоянных клиентов. Предприятие находится в спальном районе города и за счёт, небольших цен, блюд быстрого приготовления, а также, учитывая большую проходимость (так как кафе находится, на оживленной улице), кафе является рентабельным.

Миссия кафе «Бульвар» - это удовлетворение нужд современного человека в еде и отдыхе, максимум внимания каждому гостю с тем, чтобы его пребывание было приятным и комфортным. Основными целями кафе «Бульвар» являются качественный уровень обслуживания, поддержание и укрепление здоровья, удовлетворенности трудом и финансовым благосостоянием своих сотрудников.

Кафе «Бульвар» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО «Альбатрос-Сервис»). ООО является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации является деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности участников по долгам общества.

Нормативно - правовая база деятельности кафе «Бульвар»:

1. Устав предприятия;

2. Свидетельство о регистрации предприятия;

3. Лицензия на алкогольную продукцию;

4. Сведения о стабильности санитарно-гигиенического состояния предприятия;

5. Сведения о контроле качества на предприятии;

7. Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий.

10. Отраслевые стандарты (ОСТ)

12. Технологические инструкции (ТИ)

14. Сведения о соответствии предприятия требованиям строительных норм и пожарной безопасности;

15. Предоставление услуг в соответствии с общероссийским классификатором услуг населению ОКУН ОК 00293; и ряд других документов.

     Кафе является предприятием с полным производственным циклом, на котором выполняются все стадии технологического процесса приготовления пищи, организуются универсальные рабочие места, характерные для бесцеховой структуры предприятия.

Для создания обстановки, способствующей отдыху посетителей, организовано музыкальное обслуживание, бильярд и караоке. В кафе посетителей обслуживают официанты. Оплата отпущенной продукции производится за наличный расчёт по счёту и пластиковыми карточками. Время работы кафе с 1200 до 24°°.

    Производственные помещения располагаются в кафе в наземных этажах. В производственных помещениях создан оптимальный микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха). Данные микроклиматические условия в кафе создаются путем устройства приточно-вытяжной вентиляции. В цехах обязательно предусмотрено естественное освещение, чтоб не снижалось утомляемость работников и чтоб предотвратить травматизм. Производственные помещения имеют подводку горячей и холодной воды к моечным - ваннам, электрокипятильникам, пищеварочным котлам. Канализация обеспечивает удаление сточных вод при эксплуатации ванн, пищеварочных котлов.

 

2.2 Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования

 

  Ресурсный потенциал предприятия включает трудовые ресурсы и активы (имущество).

  Для начала оценим размеры исследуемого предприятия (таблица №1).

 

 

 

Таблица 1 – Показатели размера предприятия

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Товарооборот общественного питания, тыс. руб.

 

6533

 

8069

 

8093

 

123,9

Среднесписочная численность работников, чел.

 

20

 

18

 

19

 

95

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

 

405

 

490,5

 

531

 

131

 

По данным таблицы можно сказать, что предприятие ООО «Бульвар» является малым предприятием. Товарооборот имеет тенденцию увеличения на протяжении всего периода исследования. Особенно резко он возрос в 2008 году (по сравнению с 2007г.). В среднем товарооборот в месяц составляет примерно 500-700 тыс. руб., что является неплохим результатом деятельности предприятия. Среднесписочная численность предприятия в среднем составляет 19 человек и отличия по годам незначительные, что свидетельствует о некоторой стабильности кадров. Среднегодовая стоимость основных средств увеличивается из года в год, и прирост 2009 году по отношению к 2007 году составил 31%. Что свидетельствует о положительной тенденции.

Важными элементами ресурсного потенциала предприятия являются имущество и капитал. Их состав и структура представлены в таблице № 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Состав и структура имущества и капитала

Показатели

2007 г.

2008г.

2009г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Имущество предприятия:

1486

100

2930

100

3102

100

Внеоборотные активы

405

27,3

576

19,7

486

15,7

Оборотные активы, всего

1081

72.7

2354

80,3

2616

84,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

32

3

45

1,9

509

19,4

Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

443

41

1011

43

742

28,4

Запасы и затраты

606

56

1298

55,1

1365

52,2

Капитал, всего

1486

100

2921

100

3102

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Кредиторская задолженность и другие краткосрочные обязательства

472

31,8

77

2,6

83

2,7

Краткосрочные кредиты и займы

0

0

1000

34,2

0

0

Итого краткосрочные обязательства

472

31,8

1077

36,9

83

2,7

Долгосрочные обязательства

0

0

0

0

0

0

Собственный капитал

1014

68,2

1844

63,1

3019

97,3

  

    Имущество предприятия имеет тенденцию увеличения на протяжении всего периода исследования. В основном за счет оборотных активов, которые составляют основную часть в имуществе предприятия. Как видно из таблицы краткосрочные кредиты и займы предприятие брало только в 2008 году (возможно, это было связано с кризисной ситуацией в стране). А вот долгосрочных обязательств у  ООО «Бульвар» на протяжении всех трех лет не было и вовсе. Так как предприятие ограждает себя от возможного риска, и пытается развиваться на данном рынке в основном за счет собственных, а не заемных средств.

Основные производственные фонды (ОПФ) - это часть активов, которая рассчитана на использование их предприятием в течение длительного периода. Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния. Отчет по основным средствам ООО «Бульвар» представлен таблице №3.

Таблица 3 –Состав и структура основных средств

Виды фондов

2007г.

2008г.

2009г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Производственный и хозяйственный инвентарь

0

0

0

0

17,5

3,9

Машины и оборудование

291,6

81,7

339,8

83,9

371,5

81,8

Прочие основные фонды

65,3

18,3

65,3

16,1

65,3

14,3

Всего основных фондов

356,9

100

405

100

454,3

100

     

    Таким образом, наибольший удельный вес в структуре основных средств ООО «Бульвар» на протяжении всего периода исследования занимают машины и оборудование. Кроме того, их прирост, в 2009 году, по сравнению с 2007 годом составил 27,4%., что говорит об их увеличении. Прочие основные фонды занимают второе место в структуре основных фондов данного предприятия, и остаются неизменными на протяжении всего периода исследования. А такой вид фондов, как производственный и хозяйственный инвентарь, у предприятия появился только в 2009 году (предприятие закупило столешницу), и он занял наименьший удельный вес в данной структуре.

Для оценки эффективности применения ОПФ используется система показателей, которые характеризуют уровень использования всей совокупности основных производственных фондов в целом. Наиболее широко из общих показателей используется показатели фондоотдачи и фондоемкости. Уровень оснащенности организаций основными производственными фондами характеризуется показателями фондовооруженности. Расчет экономической эффективности основных фондов  представлен в таблице №4.

Таблица 4 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Фондовооруженность, тыс. руб.

20,3

27,3

27,9

137,4

Фондоотдача, руб.

16,1

16,5

15,2

94,4

Фондоемкость, руб.

0,06

0,06

0,07

116,7

Рентабельность ОПФ,%

180,2

160,6

153,7

-26,5

 

Анализ эффективности использования ОПФ показал, что ОПФ не достаточно эффективно используется на предприятии, так как фондоотдача за анализируемый период снизилась на 5,6%. Это обусловлено тем, что темп роста среднегодовой стоимости основных средств понижает темп роста денежной выручки. То есть в 2009 году предприятию необходимо вкладывать больше фондов по сравнению с 2007 годом, чтобы получить ту же выручку. А такой показатель, как фондоемкость,  наоборот повышается (прирост 2009г. по сравнению с 2007г. составил 16,7%), и это объясняется тем, что он является обратным по отношению к показателю фондоотдачи. Повышение данного показателя также свидетельствует о понижении эффективности.

  В то же время в течение трех рассматриваемых лет наблюдается рост показателя фондовооруженности. Его прирост в 2009г., по отношению к 2007 году составил 37,4%. Это обусловлено сокращением среднегодовой численности работников. Таким образом, в целом эффективность использования основных фондов предприятия ООО «Бульвар» снижается, что подтверждает понижательная динамика рентабельности. За анализируемый период она снизилась на 26,5 п.п.

Для оценки эффективности использования основных средств необходимо также провести анализ их движения и состояния (таблица №5, таблица № 6).

Таблица 5 – Движение основных средств

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Стоимость  введенных основных средств, тыс. руб.

70

216

34

48,6

Стоимость выбывших основных средств, тыс. руб.

39

45

124

317,9

Стоимость основных средств на начало года, тыс. руб.

374

405

576

154

Стоимость основных средств на конец года, тыс. руб.

405

576

486

120

Коэффициент обновления

0,173

0,375

0,069

-

Коэффициент выбытия

0,104

0,111

0,215

-

Коэффициент прироста

0,08

0,42

-0,16

-

Коэффициент роста

1,08

1,42

0,84

-

      Из данной таблицы видно, что показатели в 2009 году сильно отличаются от показателей 2007г. и 2008г. Так с 2007г. на 2008г. видна положительная динамика коэффициента обновления основных фондов (увеличение составило 216,8%). А в 2009 году идет резкое сокращение данного коэффициента. Это обуславливается тем, что в 2009 году произошло сильное сокращение стоимости введенных основных фондов (почти в два раза по сравнению с 2007 годом и в шесть раз по сравнению с 2008 годом). Коэффициент выбытия наоборот преследует тенденцию увеличения, в особенности в 2009 году (он вырос почти в два раза по сравнению с предыдущими годами). Это объясняется тем, что стоимость выбывших основных средств увеличивается на протяжении данных трех лет. И в особенности в 2009 году (почти в три раза по сравнению с предыдущими годами). Коэффициент роста и соответственно коэффициент прироста также снижаются в 2009 году по сравнению с предыдущими. Это обусловлено тем, что только в 2009 году стоимость основных средств на начало года превышает стоимость основных средств на конец года.

Таблица 6 – Показатели состояния основных фондов

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Коэффициент износа

0,1

0,3

0,2

Коэффициент годности

0,9

0,7

0,8

     

    Из данной таблицы видно, что коэффициент годности на протяжении всего периода исследования превышает коэффициент износа. Таким образом, доля неизношенных средств на предприятии ООО «Бульвар» превышает долю изношенных, что является положительным фактом.

Надо сказать, что степень загрузки основных фондов, размеры хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется наличием и составом оборотных активов. Оборотные активы - это та часть средств производства, стоимость которой полностью переносится на вновь создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. Подвергаясь обработке, сырье и вспомогательные материалы утрачивают свою прежнюю и получают новую потребительную стоимость. Размер оборотных средств зависит от объема производства продукции, срока ее реализации. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, длительности производственного цикла, качества и конкурентоспособности продукции. Состав и структура оборотных активов приведены в таблице №7.

Таблица 7 – Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных средств

2007г.

2008г.

2009г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Сырье и материалы

335

100

750

98

792

97,4

Затраты в незавершенном производстве

     0

0

0

0

17

2,1

Расходы будущих периодов

0

0

15

2

4

0,5

Итого оборотные фонды

335

31

765

32,5

813

31

Товары

271

25,1

533

22,6

552

21,1

Дебиторская задолженность

443

40,9

1011

42,9

492

18,8

Денежные средства

32

2,9

45

1,9

509

19,5

Итого фонды обращения

746

69

1589

67,5

1553

59,4

Прочие оборотные активы

0

0

0

0

250

9,6

Итого оборотные средства

1081

100

2354

100

2616

100

 

     В составе оборотных средств наибольшую долю занимают фонды обращения (превышение почти в два раза). В основном за счет дебиторской задолженности и товаров. В 2008 году дебиторская задолженность выросла в два раза, по сравнению с 2007 годом, что свидетельствует об ухудшении финансового положения предприятия в тот период. Возможно, это было связано с кризисом, в результате которого покупатели и заказчики не могли погасить задолженность предприятию ООО «Бульвар». Но в 2009 г. положение стабилизировалось и большая часть задолженности была погашена. Хоть и не полностью. Также прослеживается положительная тенденция увеличения денежных средств. Особенно в 2009 году (объем денежных средств по сравнению с 2007 годом увеличился в 16 раз). Это связано в основном с выходом предприятия из кризиса и возвращение долгов от дебиторов.

Одной из важных характеристик эффективности использования оборотных активов являются показатели материалоемкости и материалоотдачи, представляющие собой расход предметов труда и вспомогательных материалов на единицу произведенного продукта. Первостепенное значение для характеристики использования оборотных активов имеют также показатели оборачиваемости оборотных средств (длительность одного оборота, количество оборотов в году). Ускорение оборачиваемости достигается за счет более рациональной организации производства и реализации продукции, высвобождает часть оборотных средств и обеспечивает повышение эффективности производства. Показатели экономической эффективности использования оборотных средств в ООО «Бульвар» представлены в таблице №8.

Таблица 8 – Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Коэффициент оборачиваемости

5,389

4,698

3,257

6,4

Продолжительность одного оборота, дни

67

77

112

167,2

Рентабельность оборотных средств, %

102,9

39,3

35,6

-67,3

Материалоемкость, руб.

0,17

0,29

0,32

188,2

Материалоотдача, руб.

6,04

3,43

3,09

 

51,2

    Анализ эффективности использования оборотных средств показал, что они эффективно используется на предприятии. Рассмотрим основные показатели, такие как материалоотдача, материалоемкость (которые являются обратными по отношению друг к другу). Материалоотдача показывает сколько рублей (денежной выручки) принесет вложение одного рубля фондов. И, наоборот , материалоемкость показывает сколько нужно вложить оборотных фондов для получения одного рубля выручки. При этом в 2009 году материалоотдача составила 3,09, а в 2007 году 6,04, то есть за анализируемый период материалоотдача уменьшилась на 2,95 пункта, материалоемкость наоборот увеличилась на 0,15 пункта. Это произошло потому, что темпы роста валового товарооборота отстают от  темпов роста оборотных средств.

Как уже было отмечено ранее, ресурсный потенциал предприятия включает трудовые ресурсы. Численность предприятия общественного питания определяется на основе его мощности, условий и режима его работы. Штат предприятия включает административно-управленческий персонал, работников производства и работников зала. Анализ показателей по труду представлен в таблице № 9. А организационная структура предприятия ООО «Бульвар» и  структура управления представлены в приложениях (соответственно приложение А и приложение Б) Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9 – Состав и структура персонала предприятия

Категории персонала

2007г.

2008г.

2009г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Среднесписочная численность работников, всего

20

100

18

100

19

100

В том числе:

- управленческий персонал

- торгово-оперативный персонал

    6

 

 

 

    14

30

 

 

70

5

 

 

13

27,8

 

 

72,2

5

 

 

14

26,3

 

 

73,7

Из него:

- продавцы (официанты) - вспомогательный персонал

 

9

 

5

 

64,3

 

35,7

 

 

8

 

5

 

61,5

 

38,5

 

9

 

5

 

64,3

 

35,7

       В составе персонала предприятия ООО «Бульвар» преобладает торгово-оперативный персонал. Это можно объяснить тем, что они непосредственно они работают с клиентами. Недостаток официантов может негативно отразиться на работе предприятия, так как обслуживание будет длиться медленно, отсюда будет расти негатив посетителей, плохая репутация и, следовательно, потеря потенциальных клиентов. Также официанты работают посменно, и это тоже требует увеличения их численности.

Оценка экономической эффективности использования персонала представлена в таблице №10.

Таблица 10 – Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Товарооборот на одного продавца, тыс. руб.

725,9

1008,6

899

123,8

Товарооборот на одного работника, тыс. руб.

326,7

448,3

426

130,4

 

     Фонд заработной платы за 2007 год составил 1280 тыс. руб., а за 2009 год составил 1374 тыс. руб., при этом средняя зарплата за месяц увеличилась с 5750 руб. в 2007 году до 6026 руб. в 2009 году. Товарооборот на одного работника увеличился на 30,4%, а на одного продавца на 23,8%, что говорит об эффективной работе персонала. Во многом этому способствовало то, что к 2009 году само предприятие и страна в целом почти вышла из кризиса. Это способствовало повышению доходов населения и соответственно способность посещать заведения общественного питания.

  Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов необходимо также проследить их движение (таблица № 11).

 

 

 

Таблица 11 – Показатели движения персонала

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Численность работников на начало года, чел.

24

23

20

Принято в течение года, чел.

3

2

4

Выбыло в течение года, всего, чел.

4

5

3

в том числе:

 

 

 

в связи с сокращением численности персонала

0

3

0

переведено на другие предприятия

2

0

0

уволено по собственному желанию

1

0

1

уволено за нарушение трудовой дисциплины

0

1

1

уволено в связи с уходом на военную службу, учебу, пенсию

1

1

1

Численность работников на конец года, чел.

23

20

21

Коэффициент оборота рабочей силы по приему

0,15

0,11

0,21

Коэффициент оборота рабочей силы по выбытию

0,2

0,28

0,16

Коэффициент текучести кадров

0,05

0,06

0,11

Коэффициент стабильности кадров

0,95

0,94

0,89

     Коэффициент оборота рабочей силы по приему в 2009 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 0.06 пунктов, что свидетельствует об увеличении доли принятых (в среднесписочной численности работников) за анализируемый период. Сокращение данного коэффициента наблюдалось только в 2008 году (когда предприятие не могло себе позволить увеличение численности работников). Однако и коэффициент оборота рабочей силы по выбытию также увеличивается на протяжении трех лет. И особенно сильно в 2008 году (в период, когда предприятие из-за кризиса было вынуждено сократить численность работников). Это свидетельствует об увеличении доли выбывших в среднесписочной численности. Текучесть кадров с каждым годом увеличивается, особенно в 2009 году, а кадры становятся менее стабильными. Однако это не является серьезной проблемой. Ведь в целом за все года коэффициент стабильности близок к единице, что свидетельствует о высокой стабильности кадров на данном предприятии.

  Производительность труда является важным показателем эффекитвности использования рабочей силы (таблица 12).

Таблица 12 – Показатели производительности труда

показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

6533

8069

8093

Среднесписочная численность персонала, чел.

20

18

19

Производительность труда (выручка от реализации продукции в расчете на 1 работника), тыс. руб.

326,7

448

426

      В течение трех рассматриваемых лет наблюдается положительная динамика производительности труда. Однако в 2009г. по сравнению с 2008г. производительность труда снизилась на 4,9%. Но по отношению к 2007 году имеется прирост, который составил 30,4%. Что свидетельствует о повышении эффективности работы сотрудников предприятия и в целом самого предприятия за анализируемый период.

3. Экономическая оценка деятельности торгового предприятия

     3.1 Финансовые результаты деятельности предприятия

 

Размер прибыли, полученной предприятием в результате производственной деятельности, является основой для определения рентабельности вложения средств и эффективности хозяйственной деятельности в целом по предприятию. Успешная работа предприятия зависит от устойчивости его финансового положения и рациональной организации финансов. 

Проанализируем, как менялась финансовое положение ООО «Альбатрос-Сервис» (таблица 13).

Таблица 13 – Динамика активов и финансовых результатов

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Величина активов на конец года, тыс. руб.

1486

2930

3102

208,7

Выручка от продаж, тыс. руб.

6533

8069

8093

123,8

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

1112

925

930

83,6

   

В течение исследуемого периода наблюдается тенденция увеличения выручки от продаж (прирост в 2009г. по сравнению с 2007г. составляет 23,8%) и роста величины активов (прирост 8,7%). В тоже время прибыль от продажи продукции в отчетном году ниже на 16,4% по сравнению с базисным годом.

 

Проанализируем финансовые результаты OOO «Бульвар» (таблица № 14).

Таблица 14 – Финансовые результаты от реализации продукции

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

2613

2900

3118

119,3

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

6533

8069

8093

123,9

Валовая прибыль тыс. руб.

3920

5169

4975

126,9

Рентабельность затрат, %

42,6

31,9

29,8

-12,8

Рентабельность продаж, %

17

11,46

11,49

-5,51

   

   Рентабельность затрат на протяжении всего периода исследования имеет понижательную динамику.  В 2009 году она снизилась на 12.8 п.п. по сравнению с 2007 годом. То есть сумма прибыли, которая приходится на 1 рубль затрат уменьшается. Кроме этого снижается и рентабельность продаж. В 2009 году она снизилась на 5,51 п.п. по сравнению с 2007 годом. То есть снижается сумма чистой прибыли по отношению к выручке от продаж.

Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия  - стабильность ее деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Она связана прежде всего с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Анализ представлен в таблице № 15.

Таблица 15 – Коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия

Показатель

Оптимальное значение

2007г.

2008г.

2009г.

Изменение

Коэффициент автономии (финансовой независимости)

0,5…0,6

0,7

0,6

0,9

0,2

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансового левериджа)

≤1

0,465

0,584

0,027

-0,438

Коэффициент финансовой устойчивости

≥0,7

0,7

0,6

0,9

0,2

Коэффициент соотношения оборотных активов и внеоборотных активов

>Кфл

2,7

4,1

5,4

2,7

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

1,0…2,0

2,3

2,2

28,5

26,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2…0,5

0,07

0,04

6

5,93

Коэффициент общей платежеспособности

>2

0,3

0,4

0,03

-0,27

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей

0,9…1,0

0,9

11,7

6

5,1

 

   На протяжении всех трех исследуемых лет, коэффициент автономии увеличивается. И его изменения составили 0,2 по сравнению с базисным годом. Это свидетельствует об усилении финансовой независимости предприятия, об увеличении доли собственных источников в величине имущества. Предприятие тем самым имеет благоприятный имидж для кредиторов, так как они имеют достаточные гарантии своих средств.

   Коэффициент финансового левериджа на протяжении всего исследуемого периода меньше 1. Кроме того, имеет тенденцию уменьшения. Это говорит о том, что величина заемных средств у предприятия не превышает величину собственных средств, и нет угрозы собственному состоянию.

Анализ коэффициента финансовой устойчивости данного предприятия показал, что на протяжении всех трех лет больше 50% активов ООО «Бульвар» финансируется за счет слабозависящих от рыночной конъюнктуры источников, что говорит о высокой финансовой устойчивости предприятия.

   Коэффициент соотношения оборотных активов и внеоборотных активов в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличился в два раза, что свидетельствует об увеличении оборота предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) в 2007 и 2008 годах соответствуют нормативу. Это означает, что оборотных средств в этом периоде было достаточно, чтобы покрывать краткосрочные обязательства. А вот в 2009 году наблюдается многократное превышение данного норматива, что свидетельствует о нерациональном вложении организации своих средств и неэффективном использовании.

  Анализ коэффициента абсолютной ликвидности данного предприятия показал, что краткосрочная задолженность в 2007 году могла быть погашена за 14 дней, в 2008 году – за 25 дней, а в 2009 году в течении нескольких часов. Повышение уровня абсолютной ликвидности в 2009 году произошел в основном за счет равномерного и своевременного погашения дебиторской задолженности. Анализ коэффициента общей платежеспособности показал, что срок возможного погашения задолженности организации перед кредиторами в отчетном году по сравнению с базисным увеличился.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей в 2007 году был равен нормативу, что свидетельствовало о рациональном соотношении дебиторской и кредиторской задолженностей. Однако в 2008 году этот показатель многократно увеличился, это обуславливается тем, что в этот период сильно возросла дебиторская задолженность по сравнению с кредиторской. Таким образом, финансовое положение предприятия ухудшилось. В 2009 году данный показатель уменьшился в два раза, однако дебиторская задолженность по-прежнему многократно превышает кредиторскую.

  В зависимости от соотношения величин показателей материально-производственных запасов, собственных оборотных средств и иных источников формирования запасов можно с определенной степенью условности определить тип финансовой устойчивости исследуемого предприятия (таблица 16).

Таблица 16 –  Определение типа финансовой устойчивости предприятия

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2007г. к 2009г., +/-

Реальный собственный капитал

1014

1844

3019

2005

Внеоборотные активы

405

576

486

81

Наличие собственных оборотных средств

609

1268

2533

1924

Долгосрочные пассивы

0

0

0

0

Наличие долгосрочных источников формирования запасов

609

1268

2533

1924

Краткосрочные займы и кредиты

0

1000

0

0

Общая величина основных источников формирования запасов

609

2268

2533

1924

Общая величина запасов

606

1298

1365

759

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

3

-30

1168

1165

Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных средств

3

-30

1168

1165

Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат

3

970

1168

1165

Тип финансовой устойчивости

I

III

I

-

   

     В 2007 году предприятие ООО «Бульвар» обладало абсолютной финансовой устойчивостью. Для формирования запасов и затрат достаточно было собственного оборотного капитала.

Однако в 2008 году состояние организации резко ухудшилось. Оно оказалось в предкризисном финансовом состоянии. И обладало минимальной финансовой устойчивостью. Появился недостаток постоянного капитала для формирования запасов и затрат и предприятию пришлось взять краткосрочные кредиты и займы. Но в 2009 году состояние фирмы снова стабилизировалось. Фирма смогла выйти из кризиса и вернуть себе абсолютную финансовую устойчивость за счет грамотной политике руководства, которое не стало брать долгосрочные кредиты и займы, и старалось выйти из кризиса в основном собственными силами.

 

     3.2 Динамика и структура товарооборота предприятия общественного питания. Ассортимент обеденной (основной) продукции.

  

В кафе приготовляются и реализуются для потребления на месте горячие и холодные блюда, блюда и кулинарные изделия, холодные и горячие напитки, а также реализуются некоторые покупные товары.

   Товарооборот предприятия общественного питания характеризует объем его производственной и торговой деятельности. Он является одним из основных показателей характеризующих хозяйственную деятельность предприятия общественного питания. Товарооборот кафе включает в себя две основные части:

1.      реализация продукции собственного производства;

2.      реализация покупных товаров.

Товарооборот по продукции собственного производства рассчитывается исходя из определения продажной стоимости всей продукции собственного производства, предусмотренной ассортиментным перечнем кафе, а также на основе данных о расходе сырья на приготовление продукции собственного производства.

На закупочные цены сырья и товаров в кафе «Бульвар» устанавливается наценка размером 100-150%. Основываясь в основном на цены конкурентов, а также основываясь на рекомендуемую наценку. Ставка НДС в размере 10% применяется к перечню товаров, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.00 г. № 117-ФЗ. По другим продовольственным товарам применяется ставка НДС в размере 18%.

Ставка налога с продаж составляет 5%. Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость: хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания. Товарооборот и его состав рассмотрен в таблице № 17. 

Таблица 17 Товарооборот и его состав

Наименование

Сумма, руб.

Удельный вес,%

Продажа продукции собственного производства в день

16629

75

Продажа покупных товаров в день

5543

25

Итого товарооборот за день

22172

100

 

Как мы видим товарооборот за один день сырья, расходуемого на изготовление продукции собственного производства, составляет - 16629 руб., покупных товаров - 5543 руб. При этом товарооборот за день составляет  22172 руб.

 

 

 

3.3 Издержки обращения и цены продажи обеденной продукции

 

Издержки производства и обращения кафе определяются с помощью метода технико-экономических расчетов, предполагающего прямые расчеты издержек по статьям расходов с использованием установленных нормативов затрат, ставок и тарифов.

Совокупность затрат труда, материальных ресурсов на производство реализацию и организацию потребления продукции общественного питания представляет собой издержки производства и обращения. Расчет расходов на предприятиях общественного питания производится с учетом валового дохода и получения необходимой прибыли. Сущность издержек общественного питания определяется спецификой дельности кафе, который не только производит и реализует продукцию, но организует ее потребление.

Расходы на автомобильные перевозки. Согласно договору с организацией, предоставляющей услуги по транспортным перевозкам, транспортные расходы составляют 250 руб/ч. Потребность в транспорте в 2007, 2008 и 2009 году составляла примерно 3 часа в день.

Итого: 250 * 3 * 30=22500 руб. в месяц или 2250*12=270000 руб. в год

Кафе «Бульвар» помещения берет в аренду. Стоимость аренды 90000 руб. плюс расходы на содержание помещений в чистоте, которые определены в размере 3000 руб. в месяц.

Расходы на отопление, водоснабжение и электроэнергию определяются на основе действующих тарифов:

Расходы на отопление.1 г кал стоит 470 руб. Например, в 2009 году израсходовано 57,5 гкал. Расходы за год составили: 27025 руб.

Расходы на водоснабжение: 1 м3 стоит 6,86 руб. Для сравнения: в 2008 году израсходовано 1290 м3, т.е.8849,4 руб., а в 2009 году израсходовано 1480 м3. Расходы за год составили: 10152,8 руб.

Расходы на электроэнергию: 1 кВт = 1,3 руб., в 2008 году потреблено 3900 кВт. Т.е. 5070 руб., а в 2009 году потреблено 4140 кВт. Расходы за год составили: 5382 руб.

Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и другого инвентаря. Для расчета используют эксплуатационные нормы потерь.  За 2008 год данная статья расходов составила 43 тыс.руб., а в 2009 - 51 тыс.руб.

Расходы на хранение, переработку и упаковку товаров. Расходы по данной статье предусмотрены в размере 0,2% к товарообороту. Итого и в 2008 году и в 2009 году 16 тыс. руб.

Расходы на рекламу. Расходы по статье предусмотрены в размере 0,4% к товарообороту, то есть 2008 году 32 тыс. руб. В 2009 году 33 тыс. руб.

Прочие расходы включают: расходы на содержание и устройство комнат отдыха, раздевалок, шкафов для спецодежды; оплата услуг связи; расходы на покупку канцелярских товаров и бланков; расходы на экспертизу и лабораторный анализ продуктов; расходы на ведение кассового хозяйства. Расходы определены 0,4% к товарообороту. Общая сумма издержек кафе «Бульвар» за 2008 год составила 1552,3 тыс. руб., а в 2009 году составила 1570,8 тыс. руб. Увеличение издержек на связано с расширением производства, а также с увеличением численности персонала.

Ценовая политика является важным элементом системы управления. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль.

Тактика цен кафе «Бульвар» обеспечивает оптимальную реакцию как устоявшейся, так и перспективной групп потребителей в условиях достаточно жесткой конкуренции. При определении цены аналитики исходят из научно обоснованной структуры отпускной цены, особенно в тех случаях, когда в кафе появляется новый продукт. Также используется многоступенчатый подход формирования отпускной цены. Он позволяет достигать оптимальные результаты по сегментации рынка и планированию рыночного ассортимента оказываемых услуг.

Можно отметить следующие основные моменты при определении цены в кафе «Бульвар»:

  1. На основе себестоимости оценивается минимально возможная цена продукции, которая соответствует наименьшим издержкам производства.

  2. На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен на блюда, напитки.

  3. Максимально возможная цена устанавливается для блюд, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.

  4. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка данной продукции, могут колебаться во всем диапазоне от минимальных до максимальных. Эти цены меняются в различные периоды жизненного цикла продукции.

Важным с точки зрения маркетинга является разработка руководством кафе своей ценовой политики. Целенаправленная ценовая политика заключается в следующем: надо устанавливать на свои услуги такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить желаемый объем прибыли.

В целом, кафе ориентируется на посетителей с высоким и средним уровнем дохода. Ценовая политика в кафе достаточна гибкая и сочетает в себе возможности для удовлетворения взыскательного вкуса посетителей, не особенно обращающих внимание на стоимость чашки действительно хорошего кофе, так и для удовлетворения потребностей посетителей, обладающих средним уровнем дохода.

 

3.3 Показатели экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания.

Эффективность общественного  питания - это экономическая категория, выражающая отношения участников торгово-производственного процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей [7]. Экономическая эффективность общественного питания отражает результативность торгово-производственной деятельности субъекта рынка в процессе использования ресурсов и получения прибыли как конечного результата хозяйствования.

Эффективность общественного питания выражается показателями характеризующими соотношения между достигнутыми результатами и совокупными затратами, с которыми связано получение этого результата.

          Чистая продукция (ЧП) представляет собой разность между доходами от реализации (Д) и расходами общественного питания, кроме расходов на оплату труда ( Р без ФЗП). Она отражает интерес трудового коллектива.

Проанализируем динамику чистой продукции ООО «Бульвар» (таблица №18).

Таблица 18 – Чистая продукции предприятия

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Чистая продукция (ЧП), тыс. руб.

730

788

816

    

      По данным в таблице видно, что ЧП за анализируемый период имеет тенденцию увеличения, что говорит о повышении доходов от реализации над расходами.

     Для оценки эффективности общественного питания используется система показателей, включающая обобщающие показатели эффективности использования применённых ресурсов и текущих затрат, а также может служить инструментом оптимизации планов развития общественного питания на различных уровнях управления отраслью. Данные показатели уже были рассчитаны ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

Давая экономическую оценку деятельности предприятия общественного питания ООО «Бульвар» можно сделать следующие выводы.

Данное предприятие имеет малые размеры для сферы общественного питания. Товарооборот имеет тенденцию увеличения на протяжении всего периода исследования. В среднем в месяц он составляет примерно 500-700 тыс. руб., что является неплохим результатом. Среднесписочная численность предприятия небольшая, но зато стабильность кадров достаточно высокая.

   Имущество предприятия имеет тенденцию увеличения на протяжении всех трех лет. В основном за счет оборотных активов, которые составляют основную часть в имуществе организации. ООО «Бульвар» пытается развиваться данном рынке в основном за счет собственных, а не заемных средств и прибегает к кредитам и займам только в критических ситуациях (как это было сделано в 2008 году).

    Анализ эффективности использования ОПФ показал, что они не достаточно эффективно используется на предприятии, что подтверждает и понижательная динамика рентабельности. Также снижается и обновление основных фондов. Однако доля неизношенных основных средств на предприятии ООО «Бульвар» превышает долю изношенных, что является положительным фактом.

А вот оборотные активы, напротив, используются организацией достаточно эффективно.

       Что касается персонала предприятия, то в его составе преобладает торгово-оперативный персонал, в точности продавцы. Фонд заработной платы возрос за анализируемый период на 7,3%. При этом товарооборот на одного работника увеличился на 33%, а на одного продавца на 25%, что говорит об эффективной работе персонала. Также в течение трех рассматриваемых лет наблюдается положительная динамика производительности труда и выручки от продаж. Что свидетельствует о повышении эффективности работы сотрудников предприятия. В то же время рентабельность затрат и рентабельность продаж на протяжении всего периода исследования имеет понижательную динамику.  И это является негативным фактом. 2009г. предприятие нерационально вкладывало и использовало свои средства, и в этом же году срок возможного погашения задолженности организации перед кредиторами увеличился. Кроме этого, надо сказать, что дебиторская задолженность у данного предприятия стабильно превышает кредиторскую.

    Но несмотря на это на протяжении всех трех исследуемых лет усиливалась  финансовая независимости предприятия. Также за этот период был увеличен оборот предприятия.

   Таким образом, можно сказать, что ООО «Бульвар» как и любое другое предприятие, имеет свои сильные и слабые стороны. И в целом имеет нормальные темпы развития, хотя ему и необходимо более рационально и эффективно использовать свои основные средства, а также стремиться повышать рентабельность продаж и затрат. Но в тоже время, не смотря на то, что в 2008 году состояние организации резко ухудшилось, и оно оказалось в предкризисном финансовом положении, уже к 2009 году фирма смогла выйти из кризиса и вернуть себе абсолютную финансовую устойчивость. Во многом благодаря политике руководства, которое не стало брать долгосрочные кредиты и займы, и старалось держать фирму «на плаву» в основном собственными силами.

    Подводя итог, можно сказать, что у ООО «Бульвар» имеется хороший ресурсный потенциал и если он будет использоваться более рационально, то данное предприятие будет работать более эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // Консультант Плюс.

2.      Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности : Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006.

3.      Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2009. – 768с.

4.      Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2007.

5.      Грибов В.Д., Леонов А.А. Экономика предприятий сервиса. – М.: КноРус, 2010. – 276с.

6.      Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. - М.: Новое знание, 2005.

7.      Ефримова О.П. Экономика общественного питания.- М.: Новое Знание, 2008. – 352с.

8.      Иванова Л., Клименко Н. Всегда готовят // Карьера. - 2005. - №1 (75).

9.      Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2007.

10. Кара А.Н., Спиридонова Е.Е., Воронина Н.А. Экономика сферы обслуживания. – М.: Академия, 2010. – 320с.

11. «Маркетинговое исследование и анализ российского рынка общественного питания в демократичном сегменте», http://www.marketbaza.ru/product896/product_info.html

12. Марченко А. Современные тенденции развития торговли, общественного питания и рынка оборудования в России //Российская торговля, N 8 (14), 2002.31 октября 2002 г.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая" от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс.

14. Назаров О. Как раскрутить ресторан // Деловая неделя. - 2006. - №11.

15. Панкрухин А.П. Маркетинг: Основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности. - М.: РАГС, 2004.

16. «Радости простого блюда», «КоммерсантЪ-Деньги», http://www.sostav.ru/articles/2009/04/13/ko2/

17. «Российский рынок общественного питания: текущие состояние и перспективы развития», данные DISCOVERY Research Group, http://marketing.rbc.ru/research/562949953426032.shtml

18. «Рынок общественного питания в России под влиянием кризиса: текущее состояние и перспективы развития», http://www.foodservice-info.ru/news/2752.html

19. «Рынок общественного питания Москвы 2007-2011», http://marketing.unipack.ru/323/

20. «Рынок общественного питания России: консолидация продолжается», http://www.advertology.ru/article66857.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

                                                   Приложение А

 

 

Рисунок А1 – Структура управления ООО «Бульвар»

 

 

 

 

                     

 

                                       Приложение Б

 

 

      

 

 

 

 

 

Рисунок Б1 –  Организационная структура предприятия ООО «Бульвар»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 

Информация о работе Экономическая оценка деятельности предприятия обществнного питания ООО "Альбатрос -сервис" (кафе "Бульвар")