Введение
 
Финансовый менеджмент - 
наука управления финансами предприятия, 
направленная на достижение его стратегических 
и тактических целей. И здесь 
главное - выбрать методы, соответствующие 
каждой цели, т.е. не противоречащие ей, 
и суметь их применить.
Основные вопросы финансового 
менеджмента связаны с формированием 
капитала предприятия и обеспечением 
максимально эффективного его использования.
В настоящее время понятие 
«финансовый менеджмент» подразумевает 
самые разные аспекты управления 
финансами предприятия.
Формирование рыночной экономики 
России вызвало потребность в 
специалистах по финансовому менеджменту. 
Цель данной курсовой работы 
научиться своевременно распознавать 
ненадежных партнеров, объективно оценивать 
ситуацию, отличая временные проблемы 
с ликвидностью от полной неплатежеспособности. 
Только с помощью комплексного, системного 
анализа можно объективно оценить положение 
дел у существующего или потенциального 
контрагента и принять правильное решение 
о путях дальнейшего взаимодействия с 
ним. 
Актуальность темы сейчас очень 
важна, т.к. при планировании долгосрочных 
отношений с предприятием, в частности, 
инвестирования средств в его ценные бумаги 
важно не только предусмотреть, но и достичь 
максимального результата в сотрудничестве, 
а так же мы сможем выявить основные признаки 
классификации информации, основные требования 
к информации, используемой в системе 
финансового менеджмента и другие факторы.
Объект изучения: информационная 
база финансового менеджмента.
Одной из важнейших задач 
настоящего времени можно назвать 
совершенствование процессов управления, 
в числе которых применение современных 
информационных технологий является залогом 
результативности работы практически 
любых организаций. Эффективное 
управление организацией сегодня невозможно 
без управления ее информационной деятельностью, 
всей системой корпоративной информации. 
Стремительное развитие и распространение 
новых информационных, а так же телекоммуникационных 
технологий приобретает сегодня характер 
глобальной информационной революции, 
которая оказывает возрастающее влияние 
на политику, экономику, управление, финансы, 
науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности 
общества в рамках национальных границ 
и в мире в целом.
В рыночной экономике для 
принятия обоснованных управленческих 
решений очень большое значение 
имеет составление и анализ финансовых 
(бухгалтерских) отчетов. Это важно 
как для улучшения деятельность 
данного предприятия, так и для 
оценки финансового состояния его 
партнеров при заключении различного 
рода сделок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Теоретические аспекты информационной системы
 
 
Содержание системы информационного 
обеспечения финансового менеджмента 
определяется отраслевыми особенностями 
деятельности предприятия, его организационно-правовой 
формой, масштабом и степенью диверсификации 
финансовой деятельности и рядом 
других условий.
Конкретные показатели этой 
системы формируются за счет внешних 
и внутренних источников, которые 
можно разделить на следующие 
группы:
  - показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности)
 
  - показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений)
 
  - показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений)
 
  - нормативно-регулирующие показатели
 
  - показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках)
 
  - нормативно-плановые показатели
 
Финансовый менеджмент как 
управленческая деятельность основывается 
на использовании разнообразной информации 
о предприятии и среде его функционирования.
Основой информационного 
обеспечения финансового менеджмента 
являются любые сведения финансового 
характера, в частности можно выделить 
данные финансового и управленческого 
учета, бухгалтерскую отчетность, сообщения 
финансовых органов, информацию учреждений 
банковской системы.
Информация – это сведения, уменьшающие 
неопределенность в той области, к которой 
они относятся. 
С одной стороны информация 
является предметом труда менеджера, 
а с другой продуктом его труда 
(управленческое решение)
Информационная 
система финансового менеджмента – взаимосвязанная совокупность 
средств, методов и персонала, необходимых 
для осуществления анализа, планирования 
и подготовки эффективных управленческих 
решений по всем аспектам финансовой деятельности 
предприятия.
Информационное 
обеспечение финансового управления – совокупность информационных 
ресурсов и способов их организации, необходимых 
и пригодных для реализации аналитических 
и управляющих процедур, обеспечивающих 
финансовую сторону деятельности компании.
В состав информационного 
обеспечения финансового менеджмента 
входят:
  - информация регулярно-правового и нормативно-справочного характера бухгалтерская отчетность
 
  - статистическая финансовая информация 
 
  - внеучетные данные 
 
Информационное обеспечение 
финансового менеджмента тесно 
связано со всей системой финансового 
менеджмента, куда входят и пользователи 
информации, которые на ее основе принимают 
управленческие решения, и источники информации, 
и процесс сбора, переработки и предоставления 
информации. 
В настоящее время информационная 
система менеджмента строится на 
основе использования персональных компьютеров. 
В зависимости от финансовых, технических 
и других запросов и возможностей предприятий 
создается собственная постоянно совершенствующаяся, 
информационная система, либо покупаются 
и используются программные продукты 
известных фирм по финансовому менеджменту.
 
  - Основные признаки классификации информации
 
 
В соответствии с 
периодом времени, к которому относятся 
полученные сведения различают следующие 
виды информации:
  - Историческая – формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде
 
  - Текущая – отражает оперативное состояние бизнеса
 
  - Прогнозная – представляет результат вероятностной оценки позиций предприятия в обозримой перспективе
 
В соответствии с 
отношением к этапам принятия управленческих 
решений выделяется:
  - Констатирующая информация – содержит данные о состоянии объектов управленческого воздействия
 
  - Поясняющая информация – дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обуславливающих те или иные изменения в системе управления
 
  - Плановая информация – применяется в ходе разработки и принятия управленческих решений
 
  - Контрольная информация – охватывает аспекты, связанные с контролем деятельности организации
 
По возможности 
числовой оценки полученных данных, различают 
такие виды информации, как количественная 
и качественная:
  - Количественная информация позволяет выразить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых объектов: объем выпуска, доля рынка, число занятых, размеры инвестиций и т.п.
 
  - Качественная информация позволяет описать состояние исследуемых объектов в качественных характеристиках: состав потребителей по полу и возрасту, социальному положению и месту жительства, способы приобретения и виды товаров и характер потребительского поведения, отношение специалистов к предмету исследования (рост – снижение, нравится – не нравится, красиво – не красиво и т.д.), описание приемов деятельности и пр.
 
  - Постоянная – отражает стабильные и длительное время не меняющиеся факторы среды
 
  - Переменная – показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как системы в целом, так и ее отдельных элементов
 
  - Эпизодическая – формируется по мере надобности, например, если понадобятся дополнительные данные о конкурентах и оценки возможности изменения цен реализуемых товаров
 
По назначению 
выделяется:
  - Справочная информация – носит ознакомительный, вспомогательный характер, отражает относительно стабильные признаки исследуемых объектов и представляется в виде системы справочников по организациям, технико-эксплуатационным характеристикам продукции, ценам, тарифам и т.п.
 
  - Рекомендательная информация – формируется в результате специальных исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных. Она содержит, например, прогнозы продажи продукции, приоритеты выбора рынков и т.п.
 
  - Сигнальная информация – возникает в ходе появления отклонений фактического поведения объектов среды от запланированного
 
  - Нормативная информация – включает нормы и нормативы различных элементов текущей деятельности организации, а также нормативные законодательные акты
 
  - Регулирующая информация – отражает соответствующие мероприятия, выполняющиеся после установления причин отклонений с целью их устранения
 
 
В соответствии с 
источниками получения различается:
  - Первичная информация – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Первичная информация формируется непосредственно в процессе «лабораторных» или «полевых» исследований, в результате опроса (интервьюирование или анкетирование) наблюдения, эксперимента или имитационного моделирования
 
  - Вторичная информация – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей
 
В соответствии со 
средой организации, из которой она 
была получена, информация делится на 
внешнюю и внутреннюю:
  - Внешняя – та, которая поступает из внешней среды, характеризуя её состояние
 
  - Внутренняя – поступает из внутренней среды, характеризуя её состояние
 
По степени 
открытости выделяется:
  - Открытая информация – та, которая находится в свободном доступе
 
  - Закрытая информация – та, доступ к которой ограничен
 
  - Официальная информация – та, которая содержится в официальном заявлении представителя организации, подкреплена подписью должностного лица и печатью организации, за её достоверность несут ответственность должностные лица организации
 
  - Нефициальная информация – та, которая заявлена в неофициальном порядке, личное мнение гражданина
 
По отношению 
к постоянно действующей системе 
учета можно выделить:
  - Учетные данные – получены в рамках официально действующей в организации системы учета (мониторинга)
 
  - Внеучетные данные – получены вне рамок официально действующей в организации системы учета (мониторинга), т.е. полученные случайным образом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Основные требования к информации, используемой в системе финансового менеджмента
 
 
  - полезность – можно использовать для принятия обоснованных решений
 
  - актуальность – реальное отражение в каждый момент времени состояния среды организации
 
  - своевременность – если информация получена позже необходимого срока, она уже не может повлиять на принятие решения
 
  - достоверность (правдивость, а для бухгалтерского учета точность) – достаточно точное воспроизведение объективного состояния среды. Учитывая условия конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных и отсутствия фальсификаций. Важным средством борьбы против дезинформации являются множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость
 
  - релевантность (избирательность) – отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными. Это требование к информации взаимосвязано с требованием целенаправленности данных – их ориентация их на конкретные цели и задачи
 
  - полнота (достаточность информации) – учет всех необходимых данных, необходима для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие среды
 
  - сопоставимость (согласованность и информационное единство) – возможность
 
  - эффективность
 
 
 
  - Внутренние и внешние пользователи финансовой информации
 
 
Внутренние пользователи: производители, персонал организации, 
партнёры по бизнесу и т.п.
Внешние пользователи: конкуренты, акционеры, кредиторы, 
прочие пользователи (налоговые службы, 
биржи, профсоюзы) и т.п. (Приложение 2)