Финансовый менеджмент в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 02:02, курсовая работа

Описание

целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами страховой компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические основы и значение страхования;

2. изучить особенности финансового менеджмента в страховой организации;

3. дать общую характеристику и провести анализ финансовой деятельности страховой компании ОАО «Росгосстрах»;

4. проанализировать проблемы и рассмотреть перспективы совершенствования управления в ОАО «Росгосстрах».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………………….3

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………………………………………………………...5
1.1 Стратегическое планирование и контроль финансовой деятельности страховой компании…………………………………………………………………………………..6
1.2 Показатели оценки эффективности управления в страховой компании…………11
1.3 Особенности управления финансами страховой компании в период финансового кризиса…………………………………………………………………………………….13

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»………………………………..15
2.1 Оценка и анализ эффективности деятельности ОАО «Росгосстрах»…………….17

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОССТРАХ»……………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

фюв1.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  управления производственными и  инновационными программами 
 
 

Кафедра управления финансами

Дисциплина: Финансовый менеджмент 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Финансовый менеджмент в страховых организациях 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

студент 4 курса

Группа 714

Шифр 8701111999

Фаткуллина  Юлия Винировна

ПРОВЕРИЛА:

Погребная Надежда Петровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010                                                 

                                                       СОДЕРЖАНИЕ                                                          С.

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………………….3 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………………………………………………………...5

1.1 Стратегическое  планирование и контроль финансовой деятельности страховой компании…………………………………………………………………………………..6

1.2 Показатели  оценки эффективности управления в страховой компании…………11

1.3 Особенности  управления финансами страховой  компании в период финансового  кризиса…………………………………………………………………………………….13 

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»………………………………..15

2.1 Оценка  и анализ эффективности деятельности  ОАО «Росгосстрах»…………….17 

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОССТРАХ»……………………………………………...24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….26 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Необходимость обезопасить себя при наступлении  неблагоприятного случая создает потребность  в страховании, а возможность  покрытия ущерба инициирует страховой интерес у лица, стремящегося к страховой защите. Так появляется потребность в страховой услуге, которую может оказать страховая организация, имеющая свой интерес – доходы от страховой деятельности.

    Страхование с позиций рынка менеджмента означает процесс, при котором физические и юридические лица вкладывают определенные средства (страховые взносы) в страховые компании, а в случае непредвиденных потерь (ущерба их имущественным интересам) получают определенную договором страхования компенсацию в виде страховых выплат.

    Согласно  действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такое определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование – это отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре страхования.

    Кроме того, предоставление страховой защиты – вид финансовых услуг, которые  производят и продают страховые  предприятия. Занимаясь этим специфическим  производством, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.

    Актуальность  темы обоснована тем, что в условиях рыночных отношений и мирового экономического кризиса страхование занимает не последнюю роль, как в экономической  жизни населения, так и в повседневной. Именно поэтому ему необходимо уделять больше внимания, понять его сущность и необходимость в современной жизни.

    Объектом  исследования моей курсовой работы является страховая компания ОАО «Росгосстрах».

    Исходя  из выявленной актуальности темы, целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами страховой компании.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть теоретические основы  и значение страхования;

    2. изучить особенности финансового менеджмента в страховой организации;

    3. дать общую характеристику и провести анализ финансовой деятельности страховой компании ОАО «Росгосстрах»;

    4. проанализировать проблемы и  рассмотреть перспективы совершенствования управления в ОАО «Росгосстрах».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

     Страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.1

   Экономическая сущность финансов страховой организации обусловлена прежде всего основными задачами данного вида организаций, среди которых выделяют:

    • оказание страховых услуг предприятиям, учреждениям и населению в индивидуальном и групповом порядке;
    • обеспечение своевременных гарантированных выплат страхового возмещения;
    • осуществление страховой деятельности на принципах финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

   Все вышеперечисленные задачи подчиняются, в свою очередь, главной цели страхования как экономической категории, имеющей своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

     Одним из необходимых условий для успешного  существования организации является наличие эффективного контроля за финансовыми средствами. Именно решению данной задачи посвящена система управления финансами, которая позволяет спланировать, проконтролировать доходы и расходы предприятия, максимально эффективно использовать как свои собственные оборотные средства, так и привлеченные со стороны инвестиции, что не может не сказаться положительно на рентабельности всего предприятия. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

     В системе управления финансами можно  выделить следующие конкретные методы:

    • финансовое планирование;
    • финансовый контроль;
    • финансовое прогнозирование.
 

     1.1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

     Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе компания должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии:

    • разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование);
    • определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

     Для страховой организации объективность  и необходимость планирования очевидна, как для любого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, оно характеризуется  некоторыми особенностями, обуславливающимися спецификой страховой деятельности: трудно буквально разграничить понятия стратегического и тактического планирования; велико влияние вероятностных факторов в прогнозировании результатов деятельности; ограничена возможность прямого воздействия на факторы, влияющие на финансовые результаты страховой организации.

     Финансовое  планирование в страховой организации  представляет собой комплекс мероприятий  по анализу, оценке, прогнозу результатов  деятельности по прямому страхованию, перестрахованию; деятельности, связанной с операциями по управлению временно свободными средствами страховых резервов; прочей деятельности, не запрещенной законодательством. Именно оперативное финансовое планирование в страховой организации является одним из методов реализации экономической стратегии.

     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

     Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством компании. Руководители среднего и высшего звена участвуют в этой работе,  предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.  Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире страхового бизнеса, компания должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Также немаловажным является и то, что стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными  в  течение длительных периодов времени,  но  и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить  их модификацию и переориентацию.

     Существуют  следующие виды стратегического  планирования:

    • Долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные планы отражают долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываются на срок от 5 до 10 лет и больше.
    • Среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем  будущем, перестройка технологии производства, финансовые  ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 3 до 5 лет.
    • Краткосрочное планирование. Такое планирование, которое охватывает  период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование  текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления  материальными запасами.

     При стратегическом финансовом планировании страховой организации составляют прогноз развития на 3 года, с ежегодными коррективами плана. В этом плане должны быть указаны следующие показатели:

    • размер собственных денежных средств;
    • количество договоров (по личному страхованию – количества застрахованных);
    • средний страховой тариф;
    • сумма страховых взносов;
    • сумма страховых выплат;
    • размер образуемых страховых резервов;
    • расходы на проведение страховой деятельности, в том числе комиссионные вознаграждения агентам и за перестрахование;
    • размер ожидаемой прибыли, в том числе размер свободных резервов и чистая прибыль.

Информация о работе Финансовый менеджмент в страховых организациях