Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность и функции финансового менеджмента………………….…4

1.1. Финансовый менеджмент: сущность и содержание ……………………… 4

1.2. Функции финансового менеджмента............................................................ 6

Глава 2. Структура и задачи банковского менеджмента ……..…………….. 10

2.1 Коммерческий банк, как элемент рыночной экономики. Устойчивость коммерческого банка …………………………………………………………...10

2.2. Функции и задачи банковского менеджмента …………………...……….12

2.3. Система банковского менеджмента………………………………………..15

Глава 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……………………………………………………………………………...20

3.1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке ………….……………20

3.2.Система управления в финансовом менеджменте коммерческого банка..21

3.3. Банковская операция, банковский продукт, банковская услуга…………25

3.4. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка………...28

3.5. Приемы финансового менеджмента………………………………………33

Заключение ………………………………………………………………..35

Список использованной литературы ……………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 602.00 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.

      3.1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке.

      Схематично  банковский менеджмент, как управление системой отношений, связанных с  оптимальной организацией взаимодействия финансово-экономических, организационных и технологических параметров, представлен на рис. 4.

      Рис. 4. Функционально-технологическая дифференциация банковского менеджмента. 

      Примечание: пунктиром показана организационно-административная связь по выполнению функций.

      Процессы  разработки и реализации комплексных  технологий по построению отношений, связанных  с формированием и использованием денежных потоков, комплексным решением задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка, решает система управления, которая и получила название «финансовый менеджмент».

      Одной из особенностей финансового менеджмента  в коммерческом банке в современных российских условиях является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главной же особенностью финансового менеджмента в коммерческом банке в условиях рыночной экономики является то, что банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

      Объект  деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке — процессы управления финансовыми операциями банка и денежными средствами банковской клиентуры.

      Предмет деятельности финансового  менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций.

      Цель  финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах.

        3.2. Система управления в финансовом менеджменте коммерческого банка.

      Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая система управления, состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления; управляющей подсистемы, или субъекта управления.

      Основным  объектом управления в финансовом менеджменте  в коммерческом банке являются денежные средства, находящиеся в деловом  обороте коммерческого банка  с помощью финансовых операций.

      Субъектом управления финансового менеджмента  в коммерческом банке является менеджмент банка (старшее руководство, аппарат управления, персонал банка), который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

      На  рис. 5 наглядно изображена концептуальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке на основе управления его устойчивостью. 

      Рис. 5. Принципиальная схема финансового менеджмента в коммерческом банке.

      Пояснения к рисунку 5:

      Объект  управления — денежные средства банковской клиентуры — осуществляют движение в коммерческом банке на основе оформления сделок (договоров). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк — как юридическое лицо. Экономическая сторона этого процесса осуществляется на основе финансовых операций банка (банковских продуктов, операций, услуг), которые отвечают потребностям объекта управления. Финансовый менеджмент в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности трансформирует денежные средства банковской клиентуры в финансовые операции банка и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка.

      Процесс трансформации денежных средств  в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому на рис. 5 выделено пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций:

Финансовая  устойчивость банка
1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка 2. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений 3. Текущая оценка экономических выгод и онерационно-стоимос-тной анализ банка
Организационная устойчивость банка
4. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка 5. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента) 6. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
Функциональная  устойчивость банка
7. Специализация банка 8. Универсализация банка
Коммерческая  устойчивость банка
9. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка 10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка)
Капитальная устойчивость банка
11. Кредитно-инвестиционная. 12. Эмиссионно-фондовая  политика банка
 

      Финансовый  менеджмент как система отношений  по управлению устойчивостью банка представляет собой непосредственно соподчиненную взаимосвязь:

 

      Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся (см. рис. 6): 

      Рис. 6. Схема взаимодействия функциональных подсистем субъекта управления.

      1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

      2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить старшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель — материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

      3 Оперативное планирование — определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

      4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

      5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

      6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

      Отсюда  вытекает важная особенность и еще  одна предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка.

      3.3. Банковская операция, банковский продукт, банковская услуга.

        В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие «банковская операция» и его взаимосвязь с понятиями «банковский продукт» и «банковская услуга». По целевому назначению различают следующие классы операций:

      • пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

      • активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

      • посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

      Место посреднических операций банка и  их краткое содержание отображены на рис. 7.

      Рис. 7. Классификация банковских операций. 

      Рассмотрим  более детально структуру посреднических операций банка. Для этого используем понятие «банковская триада», которое определяется следующим образом.

      Банковская  триада — это сочетание трех понятий «продукт — операция — услуга».

      Целесообразность  введения понятия «банковская триада»  определяется возможностью с её помощью уточнить содержание понятия «банковская технология обслуживания клиентов» и классифицировать множество этих технологий. Схема установления соответствия между понятиями «банковская технология обслуживания клиентов» и «банковская триада» следующая:

      Технология = (Материал + Инструмент + Набор действий) →

      → Удовлетворение потребности.

      Банковская  технология обслуживания клиентов =

      = (Потребности клиентов + Продукты + Операции) →Услуги =

      = Банковская триада + Взаимосвязи между ее элементами.

      По  степени сложности можно выделить три класса триад (рис. 8): 

Триады Продукты + Операции + Услуги
элементарные простые типовые массовые
комбинированные сложные комплексные групповые
интегрированные системные объединенные  в процесс индивидуальные

      Рис. 8. Классы банковских триад.

      Банковский  продукт — способ оказания услуг клиенту банка; регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т. е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

      Банковская  операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

      Банковская  услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

      Продуктовый ряд банка — банковская продукция. Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

      Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

      Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

      а) выявление потребностей клиентов в  новых банковских услугах;

      б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

      в) разработка регламента оказания требуемой  услуги;

      г) разработка методики информационного  обеспечения процесса оказания услуги;

      д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;

      е) решение вопросов по оценке стоимости  оказания услуги;

      ж) решение вопросов, связанных с  материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;

      з) разработка комплекта документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

      Таким образом, предмет финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда вытекает ОСНОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: НАДЕЖНЫЙ КЛИЕНТ- УСТОЙЧИВЫЙ БАНК.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке