Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Сущность и функции финансового менеджмента………………….…4

1.1. Финансовый менеджмент: сущность и содержание ……………………… 4

1.2. Функции финансового менеджмента............................................................ 6

Глава 2. Структура и задачи банковского менеджмента ……..…………….. 10

2.1 Коммерческий банк, как элемент рыночной экономики. Устойчивость коммерческого банка …………………………………………………………...10

2.2. Функции и задачи банковского менеджмента …………………...……….12

2.3. Система банковского менеджмента………………………………………..15

Глава 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке……………………………………………………………………………...20

3.1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке ………….……………20

3.2.Система управления в финансовом менеджменте коммерческого банка..21

3.3. Банковская операция, банковский продукт, банковская услуга…………25

3.4. Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка………...28

3.5. Приемы финансового менеджмента………………………………………33

Заключение ………………………………………………………………..35

Список использованной литературы ……………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 602.00 Кб (Скачать документ)

      Коммерческий  банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка  состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны. Поэтому коммерческий банк представляет собой: во-первых, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции; во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов), выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между юридическими и физическими лицами.

      Важным качеством кредитно-банковской системы является ее устойчивость из-за объективного экономического содержания основных функций денег (как средства обращения, меры стоимости, средства накопления, средства платежа), которые (функции) обеспечивают поддержание устойчивости кредитно-банковской системы до тех пор, пока существует денежное обращение. Банковская система не подвергается сужению процесса воспроизводства в рамках денежного обращения: объем денежных агрегатов постоянно растет, потому что увеличиваются обороты участников свободного рынка из-за естественной эволюционной структуризации экономики страны. Но это качество — устойчивость — автоматически не распространяется на отдельно взятый коммерческий банк. Поэтому перейдем к рассмотрению этого вопроса.

        Чтобы дать характеристику категории «устойчивость коммерческого банка» необходимо рассмотреть структурные составляющие ее общеэкономического содержания:

      Рис. 2. Факторы, влияющие на устойчивость коммерческого банка

      Деятельность  коммерческого банка проходит на фоне постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально-политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на общеэкономическую устойчивость кредитной организации. В связи с этим основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг бизнес-процессов банка), комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками), на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий (информационно-аналитическое и функционально-технологическое обеспечение). Поэтому далее речь пойдет о банковском менеджменте, который и призван обеспечивать устойчивую деятельность коммерческого банка.

      2.2. Функции и задачи  банковского менеджмента

      Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управление персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент — это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, т. е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

      Разделение  банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (см. табл. 2).

      Таблица 2. Функции банковского менеджмента

Финансовый  менеджмент Управление  персоналом
1. Управление активами и пассивами 1. Администрирование системы

организации и оплаты труда

2. Управление ликвидностью 2. Организация подбора и расста-

новки персонала

3. Управление собственным капиталом 3. Организация системы подготов-

ки персонала

4. Управление заемным капиталом  
 
5. Управление банковскими рисками  
 
6. Управление кредитным портфелем  
 
7. Организация внутрибанковского контроля  
 
 

      Банк — это организация, которая осуществляет управление капиталом: собственным и заемным. При этом капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие «капитал» можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально-экономических процессов. Это определение капитала представляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Поэтому управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, понимание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.

      Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме таблицы (см.табл. 3).

      Таблица 3. Задачи банковского менеджмента

Задача Содержание  решаемых задач
1 2
Банковская

политика

1. Постановка  главных задач, выделение основной
  цели  существования банка
2. Разработка  комплексных программ и проектов,
  обеспечивающих достижение основных целей существования банка
3. Разработка  методологии управления деятельно-
  стью  банка
4. Разработка  организационной структуры банка  в
  соответствии  с выбранной политикой развития
  банка
5. Стратегия управления персоналом банка:
  • в области организации работы персонала;
  • в области определения эффективности работы
  персонала;
  • в области мотивации персонала;
  • в области стимулирования инновационного
  потенциала  персонала;
  • в области продвижения персонала.
Банковский

маркетинг

1. Установление  существующих и потенциальных
  рынков  банковских услуг
2. Выбор конкретных рынков и выявление потреб-
  ностей  банковской клиентуры
3. Установление  долго- и краткосрочных целей  для развития существующих и создания новых видов банковских услуг
4. Внедрение новых видов услуг в практику и кон-
  троль банка  за реализацией программ внедрения
Создание

банковских

продуктов

1. Разработка  методов изменения состояния,
  свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка
2. Внедрение новых банковский технологий обслу живания клиентов
Формирование

клиентской  базы

банка, обслужи-

вание клиентов,

продажа услуг

1. Укрепление  позиций на освоенных сегментах
  рынка банковских услуг (кредитных, операци-
  онных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)
2. Завоевывание  новых рынков банковских услуг
3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков
4. Получение прибыли
Экономика и финансы  
 
 
 
 

Ипформацион-но-аналитичес-кое  обеспечение  

Администрирование

1. Приращение капитала

2. Управление прибылью и ликвидностью

3. Максимизация управленческого вознаграждения

4. Обеспечение стабильности развития банка

5. Обоснование финансовых решений

6. Управление издержками банка  

1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций  

1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

 

      2.3. Система банковского  менеджмента.

      В свою очередь, банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 3).

      Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:

      1. Программирование деятельности банка — формирование целевой программы деятельности банка.

      2. Планирование деятельности банка — разработка перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны изменяться на интервале планирования деятельности.

      3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.

      4. Экономика и финансы — обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за слу- чайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.

      5. Технология — разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.

      6. Маркетинг — выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.

      7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.

      8. Экспертиза и консультации — экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.

      9. Обеспечение — материально-техническое и кадровое обеспечение.

      10. «Паблик рилейшнс» — информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы «банковский продукт — клиент» на рынок.

      Основное  назначение банка — посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике и не является собственником привлеченных денежных средств, а клиент — наоборот, как правило, владелец произведенных товаров и услуг, которые в основном имеют материальное наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам — увеличение объемов производительных активов. Эти две цели должны быть увязаны для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике. Результаты сравнительного анализа экономических интересов коммерческого банка и участника свободного рынка — клиента банка представлены в рис. 3.

      Рис.3. Принципиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке.

        Банки постоянно должны удовлетворять новые потребности рынка и банковской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конкуренции с небанковскими финансовыми организациями. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на слабый взаимообмен информацией и плохую координацию этих направлений деятельности. Именно из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главной задачей банковского менеджмента является задача построения системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамической системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, и определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке