Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание финансового контроля, его значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1 Содержание и функции финансового контроля………………… 4
1.2 Значение финансового контроля………………………………….6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроля,
появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7
2. Формы, виды и методы финансового контроля.
2.1 Виды финансового контроля…………………………………… 10
2.2 Формы финансового контроля………………………………… 12
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
2.3 Методы финансового контроля……………………………..… 15
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
3.1 Органы государственного финансового контроля………..… 19
3.2 Деятельность Счетной Палаты РФ……………………...……. 24
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области…………... 28
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30
Заключение………………………………………………………...….36
Список используемой литературы………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Тема 5.docx курсовик ярик.docx

— 53.52 Кб (Скачать документ)

 В-пятых,  относящиеся к контролируемому периоду итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе.

В-шестых, результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.

Информация  о ходе исполнения федерального бюджета  обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет  об исполнении федерального бюджета  текущего года за три, шесть, девять и  двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в  соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной  палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с Советом Федерации  и утвержденной Государственной  Думой.

После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе -- комплексной  документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии -- на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете  В этой связи определяются объем  и структура поступивших доходов  и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.

В структуре  Счетной палаты функционирует специальная  аудиторская служба, осуществляющая контроль за доходами от управления и  распоряжения государственной собственностью, за эффективностью и целесообразностью  ее использования.

Объектами контроля за использованием федеральной  собственности являются прежде всего  государственные предприятия и  учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия  Российской Федерации, федеральная  недвижимость и зарубежная собственность.

По закону деятельность Счётной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

3.3 Контрольно-счетная  палата Челябинской области

Контрольно-счетная  палата Челябинской области является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым законодательным (представительным) органом области. Контрольно-счетная  палата осуществляет контроль за исполнением  областного бюджета, бюджетов областных  внебюджетных и валютных фондов, за расходованием иных финансовых ресурсов области.

Для решения  задач, определенных действующим законодательством, контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Контрольно-счетная  палата является юридическим лицом.

Контрольно-счетная  палата состоит из председателя, заместителя  председателя, аудиторов контрольно-счетной  палаты.

Структура контрольно-счетной палаты утверждается законодательным (представительным) органом  области.

Председатель, заместитель председателя контрольно-счетной  палаты назначаются на должность  законодательным (представительным) органом  области по согласованию с Губернатором области сроком на 5 лет.

Аудиторы  контрольно-счетной палаты назначаются  на должность законодательным (представительным) органом области по представлению  председателя контрольно-счетной палаты сроком на 5 лет.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты не могут  быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа области и представительных органов местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Финансирование  контрольно-счетной палаты области  осуществляется за счет средств областного бюджета.

Правовое  положение контрольно-счетной палаты области, полномочия, порядок ее деятельности определяются Уставом и законом  области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АУДИТОРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КАНТРОЛЬ

Аудиторский контроль является новым видом финансового  контроля, возникшим в РФ в конце 80-х годов, когда было принято  постановление правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе  управления экономикой и появления  различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности  при оценке финансового состояния.

Аудиторский контроль - независимый финансовый контроль. Его могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные), которые  могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения  лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Аудиторские  фирмы и аудиторы не имеют права  одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные  задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и  финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим  в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований проверяемых экономических  субъектов. Аудиторские службы могут  оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и  прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются  договором с оплатой услуг  по договорным ценам. Если аудиторская  проверка проводится на основе поручения  судебных органов при наличии  уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг  производится за счёт проверяемой организации  по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счёт средств бюджета, с последующим  возмещением из имущества проверяемой  организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению  самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке  во всех случаях, предусмотренных законом  РФ от 7 августа 2001 г 119-ФЗ «об аудиторской  деятельности».

Обязательной  аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме  открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера  уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных  и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и  по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой  службы и налоговой полиции.

Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

 

  • Заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
  • Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

 

  • Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
  • Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

 

Выделяются  два вида аудита - внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной  аудиторской службой, функционирующей  как на уровне центрального руководства  фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение  эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными налоговыми и другими  органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности  финансовой отчетности проверяемых  объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  в деятельности хозорганов, улучшению  их финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские  фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий  и организаций; контроль за правильностью  определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности  избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации  учёта и управления, составления  отчётности, проблемам налогообложения; проверка правильности и эффективности  внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом  область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести  также: постановку и организацию  бухгалтерского учёта; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве, учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня  услуг чётко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в  предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных  нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность  анализа: подбор и систематизацию необходимых  материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей  отчётности. На втором этапе выполняется  большое количество различных аналитических  расчетов. Третий этап сводится к обобщению  результатов и формулированию экспертно-аудиторской  оценки.

Выполняя  предусмотренные программой аудиторские  процедуры, профессионалы проверяют  полноту отражения важнейших  хозяйственных операций в бухгалтерском  учёте и отчётности; своевременность  и правильность фиксирования результатов  инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств  и расчётов, сохранность в течение  установленного срока первичных  учётных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение  в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности, выполняется, как правило, на базе специальных  тестов. Чаще всего они имеют форму  вопросника по сбору данных и исчислению показателей.

Информация о работе Финансовый контроль