Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления -- создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Содержание финансового контроля, его значение
и функции в условиях рыночной экономики.
1.1 Содержание и функции финансового контроля………………… 4
1.2 Значение финансового контроля………………………………….6
1.3 Новые тенденции в финансовом контроля,
появившиеся при переходе к рыночной экономике………………...7
2. Формы, виды и методы финансового контроля.
2.1 Виды финансового контроля…………………………………… 10
2.2 Формы финансового контроля………………………………… 12
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
2.3 Методы финансового контроля……………………………..… 15
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
3.1 Органы государственного финансового контроля………..… 19
3.2 Деятельность Счетной Палаты РФ……………………...……. 24
3.3 Контрольно-счетная палата Челябинской области…………... 28
4. Аудиторский финансовый контроль……………………………………30
Заключение………………………………………………………...….36
Список используемой литературы………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

Тема 5.docx курсовик ярик.docx

— 53.52 Кб (Скачать документ)

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций  руководителями соответствующих образований  и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

· выявление  случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений  финансовой дисциплины;

· разработка предложений по устранению условий  и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских  услуг. Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам РФ.

Общественный  финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятий, а также его  структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

Оперативный производиться главным бухгалтером  в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации  бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств.

Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах.

Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной  финансовой дисциплины и финансового  законодательства.

Стратегический  финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию  финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность  и максимизацию прибыли.

Страховой финансовый контроль осуществляется Государственным  Департаментом Страхового надзора  при министерстве финансов. Основными  задачами данного вида контроля является контроль за строгоцелевым использованием денежных средств страховых фондов, обоснованностью тарифов.

2.2 Формы  финансового контроля

Формы контроля принято классифицировать по следующим  критериям:

1) регламент  осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2) время  проведения - предварительный, текущий  (оперативный), последующий;

3) субъекты  контроля - президентский, законодательных  органов власти и местного  самоуправления, контроль исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, ведомственный  аудиторский;

4) объекты  контроля - бюджетный; контроль за  внебюджетными фондами, налоговый,  валютный, кредитный, страховой,  инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Обязательный  контроль финансовой деятельности юридических  и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных  ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской  отчётности предприятий и организаций  и т. д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для  достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и  организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных  документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного  нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а  также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления  финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью  могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в  условиях усиления ответственности  предприятий за своё финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение  законов и нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и т.п.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового  контроля предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  полноты и своевременности расчётов с бюджетом. Важное значение текущий  финансовый контроль имеет в изыскании  внутрихозяйственных резервов роста  накоплений. Он производится повседневно  финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой дисциплины в  процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов фин. органами, проверке документации по совершаемым  операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.п.

Последующий финансовый контроль осуществляется после  завершения отчётного периода и  финансового года в целом. Проверяется  целесообразность расходования государственных  денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведённых  мероприятий производиться в  результате анализа использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершённых хозяйственно-финансовых операций на основе проверенных отчётных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.

 

 

 

 

 

2.3 Методы  финансового контроля

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления.

Метод финансового  контроля можно сформулировать как  комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

 

Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами финансового контроля являются:

· проверки;

· обследования;

· надзор;

· анализ финансового состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизии.

Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных  документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого эко-номического  субъекта для определения его  финансового состоя-ния и возможных  перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой  отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.

Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Классификация ревизий:

1. По ведомственной  принадлежности ревизуемых органов

- ведомственные

- внутриведомственны 

- внутрихозяйственные

2. По полноте  охвата

- полные

- частичные

- комплексные

- тематические

3. По глубине  проведения

- сквозные

- локальные

4. По степени  охвата данных

- сплошные

- выборочные

- комбинированные

5. По характеру  материала

  - документальные

- фактические

6. По отношению  к плану

- плановые

- внеплановые

7. По очерёдности  исследования одних и тех же  документов

- первичные 

- дополнительные

- повторные.

 

Результаты  ревизии оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ

3.1 Органы  государственного финансового контроля

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью  органов исполнительной власти со стороны  органов представительной власти и  определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции  Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах  и правовых актах представительных органов местного самоуправления и  органов исполнительной власти.

Так, для  осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образует Счетную палату. Ее деятельность будет  рассмотрена далее.

Информация о работе Финансовый контроль