Финансовое прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:45, реферат

Описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общее понятие финансового планирования, а именно цели и функции, организацию и виды финансового планирования;
- рассмотреть общее понятие финансового прогнозирования, а именно сущность и этапы прогнозирования, а также существующие методы прогнозирования;

Работа состоит из  1 файл

Заказ39.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

Если планируемые расходы  превышают ожидаемое поступление  средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.

В числе принимаемых  мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут  быть следующие:

  • изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;
  • получение коммерческого кредита у поставщиков;
  • продажа определенной партии продукции по пониженной цене;
  • выездная торговля;
  • выплата части заработной платы в натуральной форме;
  • использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;
  • получение овердрафта или иного кредита в банке;
  • решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;
  • обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;
  • решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита).

Названные меры целесообразно  использовать и в случае, если дебетовое  сальдо по контокоррентному счету превышает установленный максимальный размер кредита согласно договору банка с заемщиком.

Примерная форма платежного календаря приведена в таблице 1.3.3. [10, с. 238]

Таблица 1.3.3.

Платежный календарь  по расчетному счету на первую неделю месяца

Показатели

млн. р.

1. Расходы

 

1.1. Неотложные нужды

 

1.2. Заработная плата  и приравненные к ней платежи

 

1.3. Налоги

 

1.4. Оплата счетов продавцов  за товарно-материальные ценности

 

1.5. Просроченная кредиторская  задолженность

 

1.6. Погашение ссуд банка

 

1.7. Уплата процентов  за кредит

 

1.8. Прочие расходы

 

ИТОГО расходов

 

2.Поступления денежных  средств

 

2.1. От реализации продукции,  работ, услуг

 

2.2. От реализации ненужных  товарно-материальных ценностей

 

2.3. Поступления дебиторской  задолженности

 

2.4. Прочие поступления

 

ИТОГО поступлений

 

3. Балансирующие статьи

 

3.1. Превышение поступлений  над расходами

 

3.2. Превышение расходов  над поступлениями

 

 

Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно составление  более «узких» платежных календарей (рис.1.3.2, 1.3.3, 1.3.4).

Конкретный перечень видов платежных  календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.


 

 

 




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.2. Платежный календарь, составленный по видам основной деятельности [10, с. 238]



 





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.3. Платежный календарь, составленный по видам инвестиционной деятельности [10, с. 239]

 

 


 


 

 



 

 

 

 

 

Рис. 1.3.4. Платежный календарь, составленный по финансовой деятельности [10, с. 239]

 

Помимо платежного календаря  на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. [10, с. 239]

Финансовая служба предприятия  осуществляет контроль за движением  наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.

Кассовый план может  быть истребован коммерческим банком, выполняющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги.

Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех  разделов. В первом указывается поступление  наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это – торговая выручка, выручка  от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.).

В третье разделе кассового  плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе – сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

Заключительным  этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую  записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [9, с. 256]

1.4. Организация и методы планирования

 

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [1, с. 48]

Бюджеты подразделений  должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. [6, с. 273]

В литературе о  планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [5, с. 168]

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия  определяет цели и задачи, в частности  плановые показатели по прибыли. Затем  эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [3, с. 213]

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [5, с. 169]

Организация финансового  планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами. Они  вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

Принцип координации  выражается в том, что нельзя планировать  эффективную деятельность одного подразделения  предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия  независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.

Принцип непрерывности  заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные  планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок → план производства → план по маркетингу). В тоже время непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.

Принцип гибкости состоит  в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Эти общие положения  целесообразно дополнить специфическими принципами финансового планирования.

Это принцип соотношения  сроков получения и использования  средств – капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности – планирование денежных средств  должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных  средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств.

Принцип рентабельности капиталовложений – для капвложений  необходимо выбрать дешевые способы  финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага.

Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать  за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений).

Принцип приспособленности  к потребностям рынка – важно  учитывать конъюнктуру рынка  и зависимость предприятия от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать те капвложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Помимо принципов организация  финансового планирования требует  выбора методов планирования. Финансовые показатели могут планироваться  различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации  плановых решений, экономико-математическим моделированием).

Расчетно-аналитический  метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.

Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

Балансовый метод применяют  при прогнозировании поступлений  и выплат из денежных фондов (потребления  и накопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т. п.

Метод оптимизации  плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и планирование