Финансовое прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:45, реферат

Описание

Цель настоящей курсовой работы – рассмотреть финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть общее понятие финансового планирования, а именно цели и функции, организацию и виды финансового планирования;
- рассмотреть общее понятие финансового прогнозирования, а именно сущность и этапы прогнозирования, а также существующие методы прогнозирования;

Работа состоит из  1 файл

Заказ39.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

 

Наименование показателей

Отчетный период

Планируемый период

уточненный 

план

ожидаемое

исполнение

в ценах отчетного периода

в ценах планового периода

1. Доходы и  поступления

       

1. Общая прибыль

       

2. Амортизация

       

3. Прирост устойчивых  пассивов

       

Всего доходов и поступлений

       

2. Расходы  и отчисления

       

1. Производственное развитие (фонд накопления)

       

2. Социальное развитие (фонд потребления)

       

3. Резервный фонд

       

4. Другие расходы

       

Всего расходов и отчислений

       

Превышение доходов  над расходами

       

3. Платежи  в бюджет

       

1. Налог на прибыль

       

2. Налог на доходы

       

3. Налог на недвижимость

       

4. Другие налоги

       

Всего платежей в бюджет

       

Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета

       

4. Ассигнования из  бюджета

       

1.

       

2.

       

3.

       

Всего ассигнований из бюджета

       

Превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет

       

 

В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать  необходимость в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

Финансовый план с  расчетами к нему или выписка  из финансового плана о размере  финансовых ресурсов и платежах в  бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.

По решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться  ассоциации, концерну, отраслевому  министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.

В ряде случаев (при получении  кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

Для составления финансового  плана используются следующие источники информации:

  • бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
  • данные об объеме производства;
  • смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
  • данные об объемах капитальных вложений;
  • сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
  • отпускных цен;
  • анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
  • лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
  • нормы амортизационных отчислений;
  • нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.

Формой финансового  плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

    1. Доходы и поступления средств;
    2. Расходы и отчисления;
    3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).

Составление финансового  плана предполагает включение в  бюджет комплекса расчетов доходов  и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной  таблицы к финансовому плану  для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

Расчеты выполняются  по определенным формам. Формы рекомендуется  согласовывать с органами, которым  они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный  орган власти, финансовые и налоговые формы).

Состав показателей, их детализация по каждому разделу  финансового плана могут быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей  информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.

Документ, для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражается лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

Расчеты по планированию отдельных источников доходов и  расходов выполняются на основании  соответствующих методик, правил и  принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль, прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

Возможный вариант шахматной  таблицы приведен в табл. 1.3.2. [10, с. 234]

 

 

Таблица 1.3.2.
Проверочная таблица к балансу доходов  и расходов

 

Направление средств

Источники покрытия

Общая прибыль

амортизация

Прирост устойчивых пассивов

прочие

всего

1. Налог на прибыль

         

2. Отчисления в фонд накопления

         

3. Отчисления в фонд  потребления

         

4. Резервный фонд

         

5. Прочие расходы

         

Всего

         

 

Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.

Заполнение финансового  плана предполагает разноску показателей  «шахматки» по соответствующим разделом финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех  проверочных показателей:

    • превышение доходов над расходами;
    • превышение расходов над доходами;
    • превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
    • превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

 Финансовый план  считается правильно составленным, если величина превышения доходов  над расходами равна сумме  превышения платежей в бюджет над ассигнованиями в бюджете, в размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей. [10, с. 230]

 

1.3.3. Оперативные финансовые планы

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное  планирование, которое дополняет  текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]

Оперативный план необходим  для обеспечения финансового  успеха предприятия. Поэтому при  его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]

Платежный календарь  – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным  и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в  разрезе двух разделов:

  • предстоящие расходы и платежи;
  • предстоящие поступления денежных средств.

В первом разделе указываются  все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или  контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи  по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.

Во втором разделе  указываются планируемые источники  покрытия затрат: переходящие остатки  на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном  счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

В платежном календаре  денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

Информация о работе Финансовое прогнозирование и планирование