Финансовое планирование деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей финансового планирования деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Раскрыть основные понятия финансового планирования и его необходимость.
Изучить методы финансового планирования.
Рассмотреть виды финансовых планов.
Определить роль финансовых планов в управлении предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3


ОСНАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИ В ОРГАНИЗАЦИИ………………..………………………..4

Необходимость, содержание и задачи финансового
планирования……………………………………………………………………. 4
1.2. Этапы и методы финансового планирования………………………….….8


КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ………………………..13

2.1. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……………………………..…………………………………….13
2.2. Финансовый план в составе бизнес-плана ………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………........27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финанс.план.docx

— 74.47 Кб (Скачать документ)

 


 

Оперативное планирование характеризуется  тем, что:

  • определяет финансовые планы для средних и низших уровней менеджмента;
  • обеспечивает надежность и стабильность выполнения различных бюджетов;
  • детализирует планы, обеспечивая наглядность задач исполнителей;
  • ограничивает спектр альтернатив.

Финансовое планирование в организации осуществляется заместителем директора по экономике или финансовым директором. Для организационно-методического обеспечения процесса финансового планирования, мониторинга реализации финансовых планов создается постоянно действующее экономическое или специализированное финансовое подразделение.

В крупных организациях финансовый отдел является разработчиком финансовых планов, осуществляющим процесс подготовки и принятия решений по вопросам финансового планирования. Деятельность финансовой службы подчинена миссии и целям, связанным с обеспечением финансовой стабильности. Финансовая служба разрабатывает проекты финансовых и кредитных планов, определяет потребности в собственном и оборотном капитале, выявляет источники финансирования, принимает участие в разработке бизнес-планов, кассовых планов, планов капитальных вложений и инвестиций.

Политика — это общее руководство при принятии управленческих решений для достижения цели. Политика определяется высшими управляющими на длительный период времени, они устанавливают ориентиры, которым необходимо следовать. В правилах определены гарантии выполнения конкретных действий конкретными способами. Процедуры описывают действия, которые необходимо применять в конкретных ситуациях, последовательность их выполнения. Бюджеты - это эффективное распределение и использование ресурсов для достижения поставленных целей.

В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или будущем финансовом состоянии различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления финансового планирования. Это третий признак классификации финансовых планов организации.

Реактивное финансовое планирование направлено в прошлое, его называют «возврат к прошлому» - исследование проблем с позиции их возникновения и развития в прошлом. Инактивное финансовое планирование это приспособление к настоящему, стремление движения вперед. Преактивное планирование предполагает оценку будущих событий с использованием экономико-математических методов прогнозирования. Интерактивное планирование - это максимальная мобилизация интеллектуальных способностей специалистов, проектирование будущего с применением модернизации (например, замена одновариантного проектирования будущего финансового состояния многовариантным прогнозированием). Модернизированное интерактивное финансовое планирование предусматривает возможность выбора исходя из конкретных условий одного из прогнозируемых вариантов.

Финансовое планирование бизнеса - особый вид профессиональной деятельности, характеризующийся применением определенных методов, приемов и технических средств. Конечными результатами финансового планирования являются:

  • системы стратегии, тактики, политики, правил, процедур, бюджетов;
  • социально-экономические, технические прогнозы развития объекта управления;
  • краткосрочные, средне- и долгосрочные целевые программы.

План - это документ, отражающий цель и задачи, пути, способы и средства их достижения, конкретизированные взаимосвязи в направлениях деятельности, показателях, пропорциях, технологиях и иной информации.

Финансовое планирование основывается на статистической информации, использовании аппарата математического моделирования, учитывающего взаимосвязь факторов, составлении оптимального финансового плана на основе альтернатив. После изучения альтернатив управленческие решения принимаются на основе профессионального опыта, знаний и интуиции руководителей.

Таким образом, финансовое планирование определяет, как пользоваться деньгами и активами с тем, чтобы обеспечить расходы ниже доходов. Мероприятия  по оперативному финансовому планированию для организации высоких достижений предполагают:

  • оплату текущих счетов;
  • отсрочку оплаты по некоторым счетам;
  • использование финансовых средств в соответствии с оплатой к определенному сроку;
  • установление ограничений на закупки;
  • исключение закупок, не предусмотренных производственной необходимостью, осуществляемых подразделениями с низкими показателями работы;
  • регулирование оплаты труда работников;
  • установление цен на произведенные товары (работы, услуги);
  • принятие решений по крупным покупкам и переводу денежных средств;
  • эффективную продажу оборудования и имущества (7; с.300).

 

2.2. Финансовый план в  составе бизнес-плана

 

С развитием рыночной экономики в России планирование деятельности стало основой финансовой работы организаций. Характерным примером этого является бизнес-планирование. Отсутствие бизнес-плана - непреодолимое препятствие для развития или расширения бизнеса. От правильности и точности составления бизнес-плана зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

Финансовые планы - важнейший элемент в составе бизнес-плана организации. В мировой практике комплексным документом, отражающим основные цели и содержание стратегического планирования развития организации и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений, является бизнес-план. При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности организации.

Необходимость повышения  качества управления финансами организаций и преобразования финансового планирования обусловили объективную необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских организаций. Современный рынок, основанный на соблюдении равновесия между спросом и предложением и соизмерении доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных видов товаров и услуг.

Цель разработки бизнес-плана - планирование производственно-экономической деятельности организации на краткосрочную и долгосрочную перспективу с учетом потребности рынка и возможности получения необходимых финансовых ресурсов.

Финансовый план в составе бизнес-плана - это составной элемент системы тактического финансового планирования по развитию действующих и разработке новых производственных линий и производств.

Эффективного развития любой  организации можно достигнуть только при наличии определенной, тщательно выверенной программы действий, которая является отправной точкой при принятии таких решений, как:

  • определение конкретных направлений деятельности организации, целевых рынков и ее места на этих рынках;
  • формирование финансовой политики, стратегии и тактики достижения целей организации;
  • оценка финансового состояния организации и соответствие финансовых ресурсов достижению поставленных задач;
  • определение трудностей и выявление болевых точек, узких мест, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной деловой  практике разработка и составление бизнес-плана направлены на решение следующих задач:

  • получение кредитных средств;
  • поиск инвестора для реализации коммерческой идеи или инвестиционного проекта организации;
  • определение стратегии и способов ее осуществления;
  • повышение эффективности финансового менеджмента;
  • планирование реструктуризации бизнеса.

Этим  задачам  соответствуют  различные  виды  бизнес-планов. Основные из них:

1) бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта, в котором излагаются для потенциального партнера или инвестора результаты маркетинговых исследований, обосновываются стратегия освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты. В результате его составления формируется основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект;

2)  в бизнес-плане организации определяется стратегия ее развития на 3 - 5 лет с разбивкой по годам, в первый год - поквартальной, с указанием основных финансовых показателей для обоснования объемов инвестиций, производственных и трудовых ресурсов;

3)  бизнес-план, составленный для получения кредитных ресурсов на коммерческой основе, снижает кредитные риски. Кредитуя проект организации, кредитному учреждению необходимо получить гарантии возврата кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии является профессионально составленный бизнес-план.

Разработка бизнес-плана  позволяет получить все данные, необходимые для принятия решений об инвестировании. Коммерческие, технические, финансовые, экономические предпосылки и условия окружающей среды по отношению к деловому бизнес-проекту должны быть определены и тщательно проверены на основе рассмотрения альтернативных решений, изученных в предварительном ТЭО. Результат этих решений - бизнес-план,  внешние условия и цели которого были четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям и достижимой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению организации, существующим сырьевым материалам, подходящей технологии и оборудованию, оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сторона исследования при составлении бизнес-плана охватывает масштаб инвестирования, включая оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Особенностью бизнес-плана  как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Это в значительной мере определяет характер проектов, изучаемых при разработке бизнес-плана.

Однако при исполнении бизнес-плана следует иметь в  виду, что организация может не достичь запланированного результата, так как большинство расчетов строится на прогнозируемых величинах. Поэтому, приступая к разработке бизнес-плана, необходимо учесть некоторые  основные аспекты:

  1. четко обозначить выгоды, которые получит инвестор в форме рыночной и финансовой отдачи от проекта. Эта информация содержится в резюме к бизнес-плану;
  2. представить различные варианты развития проекта. Если вариант реализации проекта не обоснован, инвестор не может быть уверен, что составитель детально проработал проект и, таким образом, предоставил ему возможность выбора приемлемого объема финансовых вложений;
  3. провести полный анализ состояния рынка и маркетинговой стратегии организации. Очень часто анализу рынка сбыта уделяют недостаточно внимания, как и качеству маркетинговых исследований. Все это приводит к погрешностям в расчетах финансовых результатов проекта;
  4. вносить необходимые изменения в типовую структуру бизнес-плана с целью отражения  уникальности бизнес-идеи, сильных сторон проекта;
  5. обратить особое внимание на оформление проекта, поскольку первое впечатление, безусловно, зависит от того, насколько понятно изложен бизнес-план.

Процесс бизнес-планирования можно представить в следующей схеме (Рис.2).








 







 

Рисунок 2. Процесс бизнес-планирования

 

По своей сути бизнес-план излагает концепцию предполагаемого бизнеса, или идею нового продукта, услуги, которые организация будет осуществлять.

Состав и структура  бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, состоит из следующих разделов:

  • Резюме (представление бизнес-плана);
  • План маркетинга;
  • План производства;
  • Организационный план;
  • План по страхованию;
  • Юридический план;
  • План управления инвестициями;
  • Финансовый план.

Информация о работе Финансовое планирование деятельности организации