Финансовое планирование деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей финансового планирования деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Раскрыть основные понятия финансового планирования и его необходимость.
Изучить методы финансового планирования.
Рассмотреть виды финансовых планов.
Определить роль финансовых планов в управлении предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3


ОСНАВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО
ПЛАНИРОВАНИ В ОРГАНИЗАЦИИ………………..………………………..4

Необходимость, содержание и задачи финансового
планирования……………………………………………………………………. 4
1.2. Этапы и методы финансового планирования………………………….….8


КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ………………………..13

2.1. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……………………………..…………………………………….13
2.2. Финансовый план в составе бизнес-плана ………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………........27

Работа состоит из  1 файл

курсовая финанс.план.docx

— 74.47 Кб (Скачать документ)

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей  финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование и прогнозирование. Так, например, в соответствии со ст. 78 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;
  • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Используется, как правило, органами государственной власти и местного самоуправления. В общем виде программно-целевое планирование можно определить как систему бюджетного планирования, связывающую произведенные расходы с ожидаемой отдачей от них, т.е. с их социальной и экономической эффективностью.

Основополагающим принципом программно-целевого планирования является принцип планирования от конечных целей к средствам, вплоть до программы конкретных работ, обеспечивающим достижение поставленных целей. Программно-целевой подход предполагает комплексное системное решение проблем путем выработки целей, формирования множества альтернативных стратегий их достижения и обоснованного выбора средств достижения целей. Результатом программно-целевого планирования является целевая программа.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ выделяются:

  • долгосрочные целевые программы (ст. 179 БК РФ), которые выступают средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем; реализация этих программ предполагает привлечение средств не только из бюджета, но и из внебюджетных источников; утверждаются исполнительным органом власти (Правительством РФ, администрацией субъекта РФ или муниципального образования); могут разделяться на подпрограммы; формируются на период от трех до десяти лет;
  • ведомственные целевые программы (ст. 1793 БК РФ); рассматриваются как средство решения внутриотраслевых проблем, формируются с целью реализации функций главных распорядителей бюджетных средств; утверждаются главным распорядителем бюджетных средств, финансируются только из бюджета; не могут разделяться на подпрограммы; формируются на период от одного до трех лет;
  • федеральная адресная инвестиционная программа (ст. 1791 БК РФ); представляет собой свод бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета; утверждается как текстовая статья и приложение (одно публикуется, одно - секретное) к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Общими требованиями, предъявляемыми к целевым программам, являются:

  • четкая формулировка цели программы в соответствии с приоритетами государственной политики, полномочиями и сферами ответственности исполнительных органов;
  • описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
  • наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
  • обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценка внешних условий и рисков для реализации программы;
  • определение системы управления реализацией программы, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который соответственно подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправлении установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  • на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;
  • на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др. (13; с.110).

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ

 

 

2.1. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

 

Финансовое планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации, выборе и постановке целей и задач, определении путей их решения за счет сравнения альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них.

Для внутренней системы организации  значение финансового планирования состоит в следующем:

  • определении стратегических целей и задач, выраженных в системе конкретных финансовых показателей;
  • установлении стандартов для финансовой информации;
  • определении квот по издержкам, необходимым для реализации планов.

Для внешней среды, окружающей организацию, разработка финансовых планов состоит в установлении контактов с потребителями продукции (работ, услуг), инвесторами. От степени их доверия зависят стоимость активов, возможность эффективного ведения производственной и финансовой деятельности организации.

Организации самостоятельно планируют свою деятельность, оценивают  потребность в финансовых ресурсах и эффективность их использования, несут полную ответственность за полученные финансовые результаты. Для скоординированности работы всех структурных подразделений, контроля над бизнес-процессами, рациональностью использования ресурсов, мотивацией работников особое значение имеют финансовые планы.

Финансовые планы классифицируется по признакам. Первый признак — период охвата (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные). Долгосрочные финансовые планы охватывают длительные периоды - от 10 до 25 лет. Среднесрочные - конкретизируют основные ориентиры, заданные долгосрочным планом, и рассчитываются на более короткий период: от трех до пяти лет. Краткосрочные - обычно годичные планы, реже - двухгодичные, включают конкретные способы использования ресурсов, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. Краткосрочные планы детализируются поквартально и помесячно. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные финансовые планы увязываются между собой.

Второй признак - масштабность поставленной цели. Выделяют стратегические, тактические и оперативные планы (Таблица 1). Стратегическое планирование - разработка стратегии финансовой деятельности на основе результатов финансового анализа состояния, прогноза изменений внешней и внутренней среды. Это процесс, состоящий из последовательных, взаимосвязанных этапов (Рис.1) и предполагающий использование следующих инструментов: тактика, политика руководства, правила, процедуры, мотивация деятельности персонала, бюджеты (7; с.296).

 









 

Рисунок 1. Процесс стратегического финансового планирования в организации

 

 

Тактика - это совокупность средств и приемов для реализации краткосрочных финансовых планов, вытекающих из долгосрочных. Годовые планы конкретизируются в квартальные, месячные, однодневные. Составление и реализация тактических планов - необходимое условие выполнения стратегического финансового плана.

Тактическое планирование определяет задачи финансовой деятельности на относительно близкую перспективу путем трансформации  стратегических показателей в показатели смет, кассовых планов с учетом ограничений. Задачи на планируемый период могут  быть сформулированы следующим образом:

1) увеличить количественные показатели (например, прибыль, рентабельность,  платежеспособность, финансовая устойчивость и др.);

2) повысить качественные показатели (совершенствование организационной структуры, корпоративной культуры, управления персоналом и т.д.).

На основе тактических  планов осуществляется оперативное финансовое планирование. Если стратегическое планирование базируется на вероятностной основе, то оперативное финансовое планирование учитывает внешние и внутренние факторы среды. Составление оперативных планов необходимо для реализации принятых управленческих решений, обеспечения стабильной работы всех структурных подразделений организации. Оперативное планирование - сложный процесс, опирающийся на человеческий потенциал.

Любая организация может  выявить инвестиционные возможности, определить оптимальную структуру капитала, разработать совершенную дивидендную политику, но не достичь успеха, потому что не было достаточно денежных средств для оплаты счетов. Оперативное финансовое планирование должно включать разработку, доведение до исполнителей операционных бюджетов, оперативных плановых финансовых заданий. Финансовая служба может эффективно управлять оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской и кредиторской задолженностью) исходя из критерия выбора оптимального варианта в рамках утвержденного бюджета.

Использование платежного календаря в определении конкретной последовательности и сроков совершения всех расчетов позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет, во внебюджетные фонды и обеспечить финансирование хозяйственных операций. Качественно составленные операционные бюджеты (сметы), прогноз баланса, прогноз отчета о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств позволяют повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Виды и цели финансового планирования отображены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Виды и цели финансового  планирования организации

 

Вид планирования

Цель планирования

Вид бюджета

Вид плана

Стратегическое планирование

Определение стратегии развития

Прогноз бюджета

Бизнес-план

Тактическое планирование

Обоснование плана развития

Инвестиционный бюджет

Плановая программа

Оперативное планирование

Согласование плана движения денежных средств

Бюджет продаж

 

Бюджет производства

 

Бюджет производственных запасов

 

Прочие бюджеты

Маркетинговый план

 

План НИОКР

 

Производственный план

 

План снабжения

 

План сбыта

 

Прочие планы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Финансовое планирование деятельности организации