Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.
Не менее известным является тот факт, что банки – это своего рода «кровеносная система» экономики, тогда как роль «сердца» выполняет Центральный Банк.
Так же, как и сердечно - сосудистая система - наиболее слабое место в организме человека, так и финансово-банковская система реагирует раньше всех и острее всех на болезнь экономики.
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. А в тяжелой форме кризиса - в банкротстве и ликвидации банковских учреждений.
К счастью между благополучием банка и отзывом у него лицензии есть стадия, когда банк еще можно спасти и именно на этой стадии кредитная организация совместно с Банком России применяют меры по финансовому оздоровлению.
В данной работе мне хотелось бы раскрыть сущность финансового оздоровления кредитных организаций, отразить основные причины возникновения затруднений у банков, провести анализ методов и этапов финансового оздоровления , а так же рассказать о перспективах развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-экономические аспекты финансового оздоровления кредитных организаций.
1.1. Понятие, сущность и цели финансового оздоровления кредитных организаций.
1.2. Регулирование процедур финансового оздоровления кредитных организаций.
1.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Глава 2. Анализ мер и этапов финансового оздоровления кредитных организаций.
2.1. Критерии оценки финансового состояния кредитной организации.
2.2. Основания и порядок направления Банком России требования к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению
2.3. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления.
Глава 3. Перспективы развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 75.58 Кб (Скачать документ)

Оценка качества управления банка осуществляется по результатам оценок показателей системы управления рисками (ПУ4), состояния внутреннего контроля (ПУ5) и управления стратегическим риском (ПУ6) (показатели качества управления). 

Прозрачность  структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей: 

  •  
    достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1);
  •  
    доступности информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ2);
  •  
    значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон (ПУ3) (далее - показатели ПУ1, ПУ2, ПУ3 - показатели прозрачности структуры собственности).

Показатели каждой группы оцениваются балльным методом  с присвоением веса оценки по каждому  показателю. Обобщающий показатель по группе показателей определяется как  средневзвешенная величина оценок с  взвешиванием по величине весов оценок. По сумме баллов по всем группам  показателей ЦБ включает банк в одну из пяти "классификационных групп".

 
К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной. 
 
К группе 1 не могут быть отнесены банки при наличии хотя бы одного основания для отнесения к иной классификационной группе. 
 
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований: 
- капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной; 
- не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)) по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

 
К группе 2 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для  отнесения в группы 3 - 5. 
 
К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований: 
- капитал, активы, доходность, ликвидность оцениваются как "сомнительные"; 
- структура собственности оценивается как непрозрачная;

- качество управления признается "сомнительным";

- не соблюдается 4 и более месяцев в течение последних 6 месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за 6 и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1));

- действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрет на открытие филиалов.

 
К группе 3 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для  отнесения в группы 4 - 5. 
 
К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований: 
- капитал, активы, доходность или ликвидность оценены как "неудовлетворительные";

- качество управления оценивается как "неудовлетворительное";

- не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за 5 операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

 
К группе 4 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для  отнесения в группу 5. 
 
К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований: 
- основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - банки с наличием признаков несостоятельности (банкротства)), независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;

- основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

 
Информация об отнесении банка  к соответствующей классификационной  группе направляется в Банк России (Департамент банковского регулирования  и надзора), а также единоличному исполнительному органу банка. Данные сведения являются сведениями ограниченного  доступа и не подлежат разглашению  третьим лицам. 

 

2.2. Основания и порядок направления Банком России требования к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. 

При возникновении оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций № 40-ФЗ, Банк России вправе направить в кредитную  организацию требование Банка России об осуществлении мер по финансовому  оздоровлению кредитной организации. 
 
Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется территориальным учреждением Банка России в кредитную организацию в срок не позднее 7 календарных дней со дня поступления в Банк России ходатайства руководителя кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства либо со дня выявления факта непринятия кредитной организацией мер по предупреждению банкротства.  
 
Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. 
 
Руководитель кредитной организации в случае получения требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению должен в срок не позднее 3 календарных дней со дня направления в совет директоров кредитной организации ходатайства об осуществлении мер по финансовому оздоровлению представить в Банк России соответствующее извещение, составленное в произвольной форме. 
 
Кредитная организация обязана разработать и представить в территориальное учреждение Банка России план мер или план мероприятий в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования Банка России. 
 
По решению территориального учреждения Банка России, принятому на основании мотивированного ходатайства кредитной организации, указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. 
 
Повторное продление срока представления плана мер и плана мероприятий не допускается. 
 
План мер составляется по форме, установленной в приложении 4 к Инструкции Банка России № 126-И.  
 
План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать: 
 
·        оценку финансового состояния кредитной организации (Для установления реального финансового положения кредитной организации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.); 
·        указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении; 
·        меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации (При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.); 
·        меры по получению дополнительных доходов (При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.); 
·        меры по возврату просроченной дебиторской задолженности; 
·        меры по изменению организационной структуры кредитной организации; 
·        срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.[9,с.575] 
 
План мер должен учитывать рекомендации территориального учреждения Банка России и совета директоров кредитной организации относительно форм и сроков реализации мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и должен быть ориентирован на обеспечение устранения причин возникновения основания для осуществления мер по предупреждению банкротства. 
 
Общий срок реализации плана мер, определенный кредитной организацией, должен быть обоснован с учетом конкретной ситуации в кредитной организации и характера предлагаемых мер. 
 
Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России. 
 
План санации должен включать в себя фактически три части. 
 
Часть 1 плана (составляется в произвольной форме) должна содержать перечень и оценку причин возникновения оснований для разработки и реализации мер, направленных на финансовое оздоровление организации. 
 
Часть 2 плана мер должна содержать сведения о предполагаемых результатах его выполнения, включая: 
 
·        значения обязательных нормативов (с разбивкой по отчетным датам); 
·        динамику величины собственного капитала банка (также с разбивкой по отчетным датам); 
·        сроки восстановления уровня достаточности собственного капитала и текущей ликвидности банка. 
 
Фактическая часть 3 плана – необходимые приложения к плану.  
 
В качестве приложений к плану мер представляются: 
·        сведения о мерах по финансовому оздоровлению, составленные кредитной организацией в соответствии с формой, установленной в приложении 5 к Инструкции Банка России№ 126-И; 
·        график с указанием конкретных сроков и сумм погашения - при наличии задолженности по обязательствам перед Банком России; 
·        план-график с указанием конкретных сроков и сумм погашения, а также ходатайство кредитной организации о предоставлении рассрочки погашения недовзноса в обязательные резервы - при наличии недовзноса в обязательные резервы; 
·        заверенные копии подтверждающих документов.[2] 
 
К подтверждающим документам относятся: 
·          решения (выписки из решений) органов государственной власти субъектов РФ и иные документы, подтверждающие участие банка в тех или иных программах (проектах) либо оказание органами государственной власти субъектов РФ поддержки  в финансовом оздоровлении банка; 
·          решение совета директоров банка; 
·          договоры, контракты, свидетельства о праве собственности; 
·          протоколы о намерениях или иные документы, подтверждающие намерения участников, кредиторов и третьих лиц внести дополнительные взносы в УК банка; 
·          заверенные копии балансов юридических лиц (с отметкой налогового органа об их принятии) на две отчетные даты, предшествующие дате составления плана мер, и расчет их чистых активов или заверенные копии справок о доходах физических лиц за период не менее 1 года по состоянию на дату их представления (если в плане предусмотрено внесение участниками, кредиторами и третьими лицами дополнительных взносов в УК банка); 
·          иные документы (по усмотрению банка и, или запросу ТУ ЦБ). 
 
План оздоровления банк может разработать с участием временной администрации, назначенной в него ЦБ. План может быть разработан только временной администрацией в случае, если полномочия исполнительных органов и главного бухгалтера банка приостановлены. 
 
ТУ Банка России, рассмотрев представленный план, может выдать предписание о приведении его в соответствие с требованиями нормативных актов. В этом случае банк должен устранить выявленные недостатки в срок не более 10 календарных дней со дня получения предписания. 
 
В случае, если ТУ ЦБ потребовало доработать план мер, то банку дается на доработку не более 14 календарных дней. ТУ может продлить срок, но не более чем на 14 календарных дней.  
 
Если ТУ ЦБ признает план реальным, то банк будет обязан обеспечить его выполнение мер в полном объеме и в предусмотренные в нем сроки.

Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление  в них рабочих групп для  оценки возможностей санирования и  установления непосредственно на месте  реального финансового состояния  в случае, когда бухгалтерская  отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана  санации. 
 
В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным относится работа в них Временных администраций, создаваемых приказом Банка России. 
 
Особенностью оздоровления деятельности банка на основе введения временной администрации может стать отстранение прежнего руководства банка от принятия решений либо ограничение его функций. Процедуры санации проводятся администрацией, назначаемой Центральным банком в том случае, если прежнее руководство банка не принимало соответствующих мер для вывода банка из кризиса, что потребовало введения принудительных мер воздействия. Финансовое состояние кредитной организации, находящейся под управлением временного управляющего, как правило, находится в критическом состоянии, что вызывает необходимость введения тотального контроля всех принимаемых решений с целью предотвращения вывода здоровых активов.  
 
Временная администрация действует в соответствии с «Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций № 40-ФЗ», иными федеральными законами и нормативными актами Банка России. 
 
С точки зрения правовых последствий значимость этой процедуры в общем ряду мер по предупреждению банкротства кредитных организаций определяется тем, что введение временной администрации по отношению к кредитной организации носит принудительный, административный характер. Фактически этот шаг означает легитимное ограничение (а при определенных обстоятельствах - полное отстранение от функций управления) полномочий собственных исполнительных органов кредитной организации, установление строгого контроля над текущей деятельностью со стороны временной администрации, назначаемой по решению Центрального банка РФ. 
 
Законом о банкротстве кредитных организаций (ст. 16) временная администрация рассматривается в качестве специального органа управления кредитной организацией. Ее главная задача - сохранение или восстановление платежеспособности кредитной организации и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации 
 
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены.  
 
Банк России вправе назначить временную администрацию в рамках финансового оздоровления, если: 
1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах; 
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 
3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов; 
4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок. 
 
Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в "Вестнике Банка России" в течение 10 дней с момента его принятия.  
Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев. 
Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. 
Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. 
Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России. 
Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации: 
·        в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; 
·        после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

 

 

2.3. Управление  кредитной организацией в процессе  финансового оздоровления.

 

Кредитная организация, находящаяся  в кризисной ситуации, нуждается  в выработке новой стратегии  – стратегии изменения. Её целью  является восстановление  устойчивого  положения банка на основе  устранения причин, вызвавших кризисное состояние.

Стратегия изменения должна проводиться в жизнь под жестким  контролем со стороны надзорных  органов при добровольных процедурах оздоровления либо в условиях отстранения  менеджмента банка от управления при введении временной администрации  либо в процессе реорганизации.

В зависимости от степени  проблемности набор методов антикризисного управления должен иметь особенности, хотя в своей основе этот набор методов является стандартным. К числу таких мероприятий относятся:

- рекапитализация банка,

- реструктуризация активов  и обязательств,

- реорганизация системы  управления.

Рекапитализация банка. Комплекс мероприятий, направленных на восполнение капитала, является главным направлением антикризисного управления. Источники рекапитализации могут быть  как внутренними, так и внешними.

К внутренним источникам рекапитализации можно прежде всего отнести отказ от выплаты дивидендов владельцам банка, сокращение операционных расходов и продажу неликвидных активов.

Другим источником является сокращение объема операционных расходов, в первую очередь за счет облегчения организационной структуры. К числу  мероприятий, направленных на решение  этой задачи, относятся: сокращение персонала, сокращение объема накладных расходов, отказ от инвестиций в новые технологии.

Третьей составляющей внутренних источников может стать  реализация активов для снижения нагрузки на капитал банка, а также фокусирования  на тех стратегических направлениях, которые способны быстро принести прибыль.

Однако вклад внутренних источников в решение данной проблемы зачастую можно оценить как очень  скромный.  Существующая практика свидетельствует, что владельцы банка обычно причастны  к возникшим проблемам.  Обычно кредиты, предоставляемые акционерам, возобновляются по первому требованию, т.е. доступны в любое время и  в любом объеме, а «послушный»  менеджмент банка слишком лояльно  подходит к классификации таких  ссуд.

Реализация мероприятий, направленных на сокращение расходов, также имеет свои ограничения. Ухудшение  финансового состояния банка  и появление первых признаков  серьезных проблем приводят к  добровольному уходу  наиболее квалифицированной  части персонала, возникновению  социальных проблем при сокращении персонала (выплата пособий), росту  рас ходов накладного характера   в связи с затратами на обучение и командировки сотрудников в  многопрофильные банки. В конечном итоге достигнутые успехи в части  экономии затрат оказываются незначительными  на фоне потребностей по наращиванию  капитала банка.

Продажа части активов  может снизить на капитал, однако и этот источник имеет ограничения. Для практической реализации таких  намерений должен существовать рынок  безнадежных долгов, а также методология  оценки рыночной стоимости таких  активов.

Таким образом, мероприятия  по рекапитализации банков за счет внутренних источников требуют дополнительного времени, а, значит, успех возможен лишь при наличии соответствующих защитных мер, например в виде системы гарантирования вкладов.

К внешним источникам рекапитализации можно отнести:

- предоставление Банком  России обеспеченного кредита  на поддержание текущей ликвидности,

- привлечение новых акционеров,

смену собственности на основе национализации, слияния или присоединения, реструктуризации.

Реструктуризация  активов и обязательств. Пополнение капитала за счет привлечения новых инвесторов либо увеличения доли старых собственников можно отнести к числу наиболее коротких путей решения данной проблемы. Процесс рекапитализации банка неотделим от изменения структуры кредитного портфеля и его освобождения от безнадежной задолженности.

Данный блок стратегии  финансового оздоровления относится  в разряду ключевых. Менеджмент банка должен провести глубокий анализ активов и определить реальный объем проблемной задолженности. Для этого необходимо раскрыть все использовавшиеся для сокрытия просроченных долгов финансовые схемы, а также провести тщательный анализ задолженности с участием экономических и юридических служб. Такой подход позволит выявить потребности в создании дополнительных резервов на возможные потери по ссудам, ценным бумагам и другим активам. Поэтому в настоящее время Банк России предпринимает все меры по конкретизации порядка формирования резервов по прочим активам. Особое место в проведении такой работы отводится классификации ссуд в кредитном портфеле банка.

При анализе кредитного портфеля на первом этапе можно использовать более укрупненную классификацию  ссуд по принципу: надежные, безнадежные  и «серы» заемщики. К категории  надежных следует отнести заемщиков, которые обслуживают свой долг в  соответствии с первоначальными  условиями кредитного договора.

Группа безнадежных заемщиков  мешает ведению деятельности – они  не выполняют условий кредитных  соглашений и, как правило, сами нуждаются  в финансовом оздоровлении

К категории «серых» заемщиков  банка  относится малоизученная  группа клиентов, которая требует  в период финансового оздоровления особого внимания. Эта категория  дебиторов может быть сегментирована по определенным критериям в отдельные  группы. Среди них могут быть предприятия  с высоким уровнем внешней  задолженности, но с хорошими технологиями и рынком сбыта продукции. В данной категории могут находиться убыточные  предприятия, однако причиной их убыточности  может быть деятельность отдельных  подразделений. В случае ликвидации этих подразделений финансовое положение  предприятий может улучшиться. Если результатом убыточности этих предприятий  является следствием неэффективного менеджмента, банк должен  отнести эту группу предприятий в категорию безнадежных  и отказаться от их дальнейшего обслуживания.

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций