Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.
Не менее известным является тот факт, что банки – это своего рода «кровеносная система» экономики, тогда как роль «сердца» выполняет Центральный Банк.
Так же, как и сердечно - сосудистая система - наиболее слабое место в организме человека, так и финансово-банковская система реагирует раньше всех и острее всех на болезнь экономики.
Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность большого числа банков выполнять свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. А в тяжелой форме кризиса - в банкротстве и ликвидации банковских учреждений.
К счастью между благополучием банка и отзывом у него лицензии есть стадия, когда банк еще можно спасти и именно на этой стадии кредитная организация совместно с Банком России применяют меры по финансовому оздоровлению.
В данной работе мне хотелось бы раскрыть сущность финансового оздоровления кредитных организаций, отразить основные причины возникновения затруднений у банков, провести анализ методов и этапов финансового оздоровления , а так же рассказать о перспективах развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационно-экономические аспекты финансового оздоровления кредитных организаций.
1.1. Понятие, сущность и цели финансового оздоровления кредитных организаций.
1.2. Регулирование процедур финансового оздоровления кредитных организаций.
1.3. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Глава 2. Анализ мер и этапов финансового оздоровления кредитных организаций.
2.1. Критерии оценки финансового состояния кредитной организации.
2.2. Основания и порядок направления Банком России требования к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению
2.3. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления.
Глава 3. Перспективы развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 75.58 Кб (Скачать документ)

Курсовая

Содержание 
Введение 
Глава 1. Организационно-экономические аспекты финансового оздоровления кредитных организаций.

1.1. Понятие, сущность и  цели финансового оздоровления  кредитных организаций. 
1.2. Регулирование процедур финансового оздоровления кредитных организаций.

1.3. Меры по  финансовому оздоровлению кредитных организаций. 
Глава 2. Анализ мер и этапов финансового оздоровления кредитных организаций.  
2.1. Критерии оценки финансового состояния кредитной организации. 
2.2. Основания и порядок направления Банком России требования к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению 
2.3. Управление кредитной организацией в процессе финансового оздоровления. 
Глава 3. Перспективы развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций. 

Заключение

Список литературы

Приложение

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общеизвестно, что экономика  развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Банковская система непосредственным образом связана с экономикой страны и негативные тенденции в экономике закономерным образом отражаются и на банковской системе, в то время, как и развитие кризисных явлений в банковской сфере не может не отражаться на экономике.

Не менее известным  является тот факт, что банки – это своего рода «кровеносная система» экономики, тогда как роль «сердца» выполняет Центральный Банк.  
Так же, как и сердечно - сосудистая система - наиболее слабое место в организме человека, так и финансово-банковская система реагирует раньше всех и острее всех на болезнь экономики. 

Под банковским кризисом обычно понимается устойчивая неспособность  большого числа банков выполнять  свои обязательства перед контрагентами. Такая неспособность выражается в виде невыполнения условий расчетно-кассового  обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств. А в тяжелой форме кризиса - в банкротстве и ликвидации банковских учреждений.

К счастью между благополучием банка и отзывом у него лицензии есть стадия, когда банк еще можно спасти и именно на этой стадии кредитная организация совместно с Банком России применяют меры по финансовому оздоровлению.

В данной работе мне хотелось бы раскрыть сущность финансового оздоровления кредитных организаций, отразить основные причины возникновения затруднений  у банков, провести анализ методов  и этапов финансового оздоровления , а так же рассказать о перспективах развития деятельности Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организационно-экономические  аспекты финансового оздоровления кредитных организаций.

    1. Понятие, сущность и цели финансового оздоровления кредитных организаций.

Финансовое оздоровление  (санация) является одной из важнейших мер по предупреждению банкротства кредитной организации.  Финансовое оздоровление представляет собой комплекс форм, моделей и методов приведения финансовых обязательств юридического лица в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий их дисбаланс и проявление признаков неплатежеспособности.

По результатам исследования банковских кризисов экспертами Мирового банка, недостатки в регулировании  и надзоре в подавляющем большинстве  стран являлись одной из главных  причин развития кризиса: недостатки в  регулировании и надзоре, недостатки в менеджменте банков, ухудшение  условий торговли, экономический  спад, политическое вмешательство, кредиты  аффилированным лицам, «спекулятивный пузырь», мошенничество, кредитование государственных предприятий, отток капиталов, активное изъятие вкладчиками депозитов из банков.

Международный опыт и российская практика  свидетельствуют о существовании  помимо общего экономического спада  еще трех основных причин финансового кризиса в банке :

- плохое качество активов,

- большие операционные  расходы, не адекватные состоянию  бизнеса,

- наличие скрытых убытков,  которые по тем или иным  причинам не нашли отражения  в отчетности.

Все названные причины  являются следствием плохого управления, именно поэтому менеджмент банка, как  правило, не стремится начинать осуществление  мер по предупреждению банкротства  самостоятельно.

Некачественный портфель активов возникает, как правило, в результате неоднократной пролонгации  ссудной задолженности сомнительного  характера и несоблюдения принципа осторожности, в результате чего в  банке не создаются достаточные  резервы  на возможные потери. Нередко  причитающиеся кредитору проценты по предоставленным средствам также  не возвращаются и рассматриваются  менеджментом как новые кредиты, хотя по экономическому содержанию это  долги.

Причиной снижения качества активов является также концентрация кредитного риска в одном географическом регионе или определенном отраслевом секторе. Последствия концентрации риска в конкретных компаниях, представляющих единую группу в регионе или отрасли, могут стать причиной единовременного  невозврата, фактором возникновения  проблем у банка.  Не менее значимые причины возникновения подобных ситуаций – несоблюдением менеджментом кредитной организации требований и процедур, закрепленных в кредитной политике и внутренних инструкциях, неэффективность работы внутреннего контроля и аудита. 

Порочный подход в управлении приводит к тому, что в соответствующих  разделах отчета о прибылях и убытках  отражаются не доходы, а невозвращенные долги, а в балансовом отчете сомнительные кредиты не отражены на счетах по учету  просроченных ссуд. Такие «методы  управления»   сопровождаются снижением  уровня корпоративной культуры, что  приводит к изложению неверных фактов в отчетности, сокрытия реального  финансового положения, поощрению  спекулятивных операций, выдвижению на более высокие уровни управления  лояльных к руководству сотрудников, повышению уровня заработной платы  служащим, нарушении. Возвратности долгов кредиторам и вкладчикам.

Некоторое время эти кредитные  организации остаются платежеспособными, поскольку их официальная отчетность свидетельствует о прибыльной деятельности, они сохраняют возможность привлечения  средств для поддержания ликвидности  на межбанковским рынке. Однако, когда объем привлеченных средств для рефинансирования неликвидной части активов достигает значительных масштабов и операционные расходы банка поглощают созданную искусственным путем прибыль, неизбежно возникают затруднения в выполнении обязательств первой очереди, и утрата банком значительной части капитала становится очевидной.

Известны и другие проявления неудовлетворительного менеджмента, в т.ч. использование  собственного положения  в банке для реализации личных или групповых интересов. В этом случае справиться со сложными задачами управления по восстановлению финансового положения старый управленческий состав не способен.

Эффективность управления имеет  фундаментальное значение для любого субъекта экономики, но особенно велика ее роль в механизме функционирования коммерческих банков. Важная особенность  банковского бизнеса состоит  в том, что здесь очень высока степень риска, поэтому любая  управленческая ошибка неизбежно  ведет к потере ликвидности, платежеспособности, а в конечном счете — к банкротству.

 

Финансовое оздоровление кредитной организации направлено на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться  обязательные экономические нормативы,  и возврат кредитной организации  к нормальной устойчивой работе.  Для достижения положительного результата финансового оздоровления, восстановления платежеспособности необходимы своевременное  начало и системный характер мероприятий.  Системный подход к соответствующим  экономическим решениям предполагает сочетание активной финансовой политики государства с усилиями самих  кредитных организаций. Это позволит постоянно осуществлять:

• регулярный мониторинг и  диагностику финансового состояния  кредитных организаций;

• оздоровление финансов кредитных  организаций;

• оптимизацию структуры  капитала кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Регулирование процедур финансового оздоровления кредитных организаций.

 

 

Вопросы финансового оздоровления кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:

1.   Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)

2.    ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. № 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

3.    Рядом подзаконных нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкция Банка России от 12.07.1999 N 84-И (ред. от 21.06.2002) "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций"

 

 

           Согласно закону «О Центральном  Банке РФ» целями деятельности  Банка России являются, в частности,  развитие и укрепление банковской  системы РФ, а также осуществление  надзора за деятельностью кредитных  организаций. Регулировочной функции  ЦБ РФ посвящена глава X закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными, а следовательно нуждаются в финансовом оздоровлении или ликвидации.        

 Финансовое состояние  кредитных организаций ЦБ отслеживает  на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Закона перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям.

В случаях нарушения кредитной  организацией

федеральных законов,  издаваемых в соответствии с ними нормативных

актов и предписаний Банка  России,  непредставления информации,

представления неполной или  недостоверной информации Банк России

имеет право требовать  от кредитной организации устранения

выявленных нарушений,  взыскивать штраф в размере до 0,1  процента

минимального размера  уставного капитала либо ограничивать

проведение кредитной  организацией отдельных операций на срок до

шести месяцев. 

В случае неисполнения в  установленный Банком России срок

предписаний Банка России об устранении нарушений,  выявленных в

деятельности кредитной  организации,  а также в случае,  если эти

нарушения или совершаемые  кредитной организацией банковские

операции или сделки создали  реальную угрозу интересам ее кредиторов

(вкладчиков), Банк России  вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф в размере  до 1 процента

размера оплаченного уставного  капитала,  но не более 1  процента

минимального размера  уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации: 

осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению

кредитной организации, в  том числе изменения структуры  ее активов;

замены руководителей  кредитной организации, перечень должностей

которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации  кредитной организации;

3) изменить на срок  до шести месяцев установленные для кредитной

организации обязательные нормативы; 55

4)  ввести запрет на  осуществление кредитной организацией

отдельных банковских операций,  предусмотренных выданной ей

лицензией на осуществление  банковских операций,  на срок до одного

года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5)  назначить временную  администрацию по управлению  кредитной

организацией на срок до шести месяцев.  Порядок назначения и

деятельности временной  администрации устанавливается

федеральными законами и  издаваемыми в соответствии с  ними

нормативными актами Банка  России;

6)  ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной

организации, если в результате ее проведения возникнут основания  для

применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации,

предусмотренные Федеральным  законом  "О несостоятельности

(банкротстве) кредитных организаций";

7)  предложить учредителям  (участникам)  кредитной организации, 

которые самостоятельно или в силу существующего между ними

соглашения,  либо участия  в капитале друг друга,  либо иных способов

прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать

влияние на решения,  принимаемые  органами управления кредитной

организации,  предпринять  действия,  направленные на увеличение

собственных средств  (капитала)  кредитной организации до размера,

обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов. 

Центральное значение в системе  правового регулирования процессов  банкротства в российских кредитных  организациях имеет Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы связанные с мерами по предупреждению банкротства.

Информация о работе Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций