Бюджетирование как метод управления денежными потоками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание

Управление движением денежных средств представляет собой не просто управление выживанием, а динамическое управление капиталом с учетом изменения стоимости во времени. В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму и в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства. Денежные средства в основном хранятся на расчетном (текущем) счете предприятия в банке, так как значительная часть расчетов между хозяйствующими субъектами осуществляется в безналичном порядке. В небольших суммах денежные средства находятся в кассе предприятия. Кроме того, денежные средства покупателей могут находиться в аккредитивах и других формах расчетов до момента их окончания.

Содержание

ведение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Управление денежными потоками организации ……………………5
1.1 Сущность денежного потока………………………………………………..5
12. Виды и структура денежного потока (cash flow)…………………………..8

Глава 2. Бюджетирование………………………………………………………13

2.1 Понятие бюджетирования………………………………………………….13
2.2 Достоинства и недостатки бюджетирования……………………………..18
2.3 Организация бюджетирования на предприятии………………………….19
2.4 Содержание этапов бюджетирования……………………………………..21
Вывод……………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

              Внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование — процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа: этап разработки и проекта сводного бюджета; утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации; анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (рис. 2).

              Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

 

2.4 Содержание этапов бюджетирования

                            Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий. На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

              Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия. На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации. На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

         правление организации, в состав которого входит высшее руководство;

         президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте)
 совет директоров организации;

        общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

              Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

              Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

              Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

              Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

              В-третьих, бюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» — он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

              Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

              Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки из аппарата управления, из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

              С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.

              В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

              В бюджетном процессе можно выделить:

              1) аналитический блок, который включает:

        методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;

        методики по отдельным подбюджетам;

              2) учебный блок, который включает:

        бухгалтерский учет;

        оперативный учет;

        сбор информации о состоянии рынка;

              3) организационный блок, который включает:

        функции подразделений;

        регламент взаимодействия;

        систему взаимодействия;

              4) программно-технический блок, который включает:

        технические средства;

        программное обеспечение.

              Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

              Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

              Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.

              Цели нижнего уровня управления должны соответствовать целям верхнего уровня управления. Только так на предприятии может быть выстроена эффективная стратегия развития. Целевые показатели, являющиеся количественными измерителями целей, также должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Однако это не означает, что показатели на всех уровнях управления должны быть одними и теми же. Связь между показателями должна строиться в соответствии со связью между экономическими явлениями, которые эти показатели отражают.

              Что касается мероприятий, то здесь иерархическая связь может быть двух видов. Первый вид мероприятий проводится централизовано на верхнем уровне управления и затрагивает ряд подразделений, в которых разрабатываются свои мероприятия, но в русле проводимого «наверху». Второй же вид реализуется только на нижнем уровне и связан с верхним уровнем управления через бюджеты.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесянц А.Л. Выбор политики комплексного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия // Экономика и финансы.- 2003. № 28.

2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М: Финансы и статистика, 2006.С.373-375

3. Богатырёва Е.И. Составление и консолидация отчёта о движении денежных средств // Бухгалтерский учёт.- 2002. № 5.

4. Бондарчук Н.В. Анализ денежных потоков от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации //Аудиторские ведомости.-2002. №3.-С.56-61.

5. Быкова Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы.- 2000. № 2.

6. ВальтерО.Э., ПонеделковЕ.Н., КорнилинД.А. Финансовый менеджмент.- М.: Колос,2002.176с.

7. ГрафовА.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия //Финансы.-2001. №7.-С.64-67.

8. ГуржиевА.Н. Перспективный анализ денежных потоков и его взаимосвязь с диагностикой банкротства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002.-№9. -С.49-54.

9. Гутова А.В. Управление денежными потоками: теоретические аспекты // Финансовый менеджмент.- 2004. № 4.

10. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М: Колос С, 2005. С.234-245.

11. Игонина Л.Л. О механизмах переориентации денежных потоков в реальный сектор экономики. // Финансы.- 2000. № 10.

12. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. -М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004.256с.

13. Макарова В.И., Репьев С.В. Управление денежными потоками предприятия // Экономика и производство.- 2003. № 4.

14. Морозов С. Управление активами // Аудит и налогообложение.- 2003.-№8.- С.22-26.

15. Морозов С. Денежные потоки предприятия // Аудит и налогообложение.-2003.-№1.-С.14-17.

16. Морозов С. Анализ денежных потоков предприятия // Аудит и налогообложение.-2003.-№3.-С.24-27.

17. Паронян А.С., Иваченкова Т.И. Управление оборотными активами в организациях АПК. // Финансовый менеджмент.- 2004. № 5.

18. Парушина Н.В. Анализ движения денежных средств // Бухгалтерский учёт.- 2004. № 5.

19. Побегуц И. Финансовый или статистический анализ // Аудит и налогообложение.-2004.-№4.-С.36-37.

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК.- Минск: Новое знание, 2005.С.472-481.

21. Сорокина Е.М. Оценка и прогнозирование денежных потоков предприятий // Аудит и финансовый анализ.-2003.-№2.-С.105-113.

22. Успенский О.Г. О методе дисконтированных денежных потоков // Финансы.-2001.-№1.-С.57-58.

23. Чащин С.В. Функции управления финансами реализуемые в системе финансового контролинга // Экономика и финансы.- 2003. № 27.

24. Чернов В.А. Анализ риска банкротства на основе интегральной оценки финансовой устойчивости и денежных потоков // Аудит и финансовый анализ.-2002.-№3.-С.119-126.

25. Хорин А.Н. Отчёт о движении денежных средств. // Бухгалтерский учёт.- 2002. № 5.

 



Информация о работе Бюджетирование как метод управления денежными потоками предприятия