Учёт расчётных операций, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей организации, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить организацию и методики учёта расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей, обобщить передовой опыт ведения учёта расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей и внести предложения по их совершенствованию в рыночных условиях хозяйствования на основании принципов НСФО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЁТОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Экономическая сущность и основные принципы организации расчётов между организациями
1.2 Формы и процедуры расчётов, их роль в рациональной организации расчётных взаимоотношений хозяйствующих субъектов
1.3 Цель и задачи расчётных операций и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей организации
1.4 Краткая экономическая характеристика объекта исследования
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ РАСЧЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Документальное оформление расчётных операций
2.2 Организация и методика учёта расчётов с поставщиками и покупателями. Налоговый учёт покупок
2.3 Организация и методика учёта расчётов по нетоварным операциям
2.4 Инвентаризация расчетов и учет ее результатов
2.5 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетных операций и отчетности о задолженности организации
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа дебиторской и кредиторской задолженностей организации
3.2 Анализ структуры и динамики средств, вложенных в расчёты с дебиторами. Оценка эффективности их использования
3.3 Анализ структуры и динамики кредиторской задолженности организации. Оценка эффективности использования средств кредиторов
3.4 Анализ влияния состояния расчётов с дебиторами и кредиторами на платежеспособность организации, основные направления его совершенствования
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.docx

— 115.35 Кб (Скачать документ)

В экономической  литературе понятию "безналичные  расчёты" отведено существенное место. По мнению М.М. Усоскина, безналичными являются расчёты посредствам перевода денег с одного счёта на другой счёт в банке с помощью различных  кредитных операции или зачётом  встречного требования [28, с.336]. 

М.Д. Усманов считает: "Безналичные расчёты – это  платежи хозяйственных органов  друг другу за товарно-материальные ценности и оказанные услуги, а  также по финансовым обязательствам, которые приводятся не наличными  деньгами, а путём записей соответствующих  сумм по расчётным, текущим и ссудным  счетам в банке, а также путём  зачёта взаимных требований" [36, с.57]. 

Э.Г. Полонский и  У.С. Компанеец определяют безналичные  расчёты как "проводимый записью  в документах, а не уплатой наличных денег" [16, с.29]. Эту точку зрения поддерживает В.А. Белов, который, основываясь  на анализе литературы 20-х годов, делает замечание о том, что тогда  подобные расчёты именовались "безденежными" [5, с.24]. 

Г.И. Кравцова считает: "Безналичные расчёты - это денежные расчёты, совершаемые путём записей  по счетам плательщиков и получателей  средств, либо путём зачёта взаимных требований, то есть без использования  наличных денег".[13,с.46] 

Банковским кодексом Республики Беларусь безналичные расчёты  определены как "расчёты между  юридическими лицами, а также расчёты  с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через  банк, его филиал в безналичном  порядке". 

Гражданский кодекс Республики Беларусь, не давая определения  понятию "безналичные расчёты" устанавливает, что такие расчёты  производятся через банк, в котором  открыт соответствующий счёт, если иное не предусмотрено законодательством  или используемой формой расчёта. Это  даёт основание для вывода, что  к безналичным расчётам отнесены только операции по переводу денежных средств по соответствующим банковским счётам. 

Система безналичных  расчётов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним  требований, форм и способов расчётов. Принципы организации безналичных  расчётов следующие: 

денежные средства в обязательном порядке хранятся на счетах в кредитных учреждениях  всеми организациями и учреждениями. Для хранения денежных средств и  осуществления безналичных расчётов организации открывают в банке  расчётный счёт. С открытием расчётного счёта субъект хозяйствования становится полноправным участником платёжного оборота. По этому счёту проходят безналичные  расчёты, связанные с основной деятельностью, инвестициями, капитальным ремонтом, а также операции с наличными  деньгами. В отдельных случаях  организациями, в состав которых  входят нехозрасчётные подразделения  вне места своего расположения, могут  отрываться расчётные субсчета для  аккумуляции выручки и ускорения  платежа за товары и услуги; 

субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом  через учреждения банков в безналичном  порядке по документам, предусмотренными правилами расчётов; 

платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказание услуг, выполнения работ. Этот принцип не исключает финансовых платежей и предварительной оплаты, которые допускаются законодательными актами или предусмотрены договором; 

на списание средств  со счёта плательщика требуется  его согласие. Согласие даётся путём  акцепта документов, выписанных получателем  средств либо путём выписки платёжных  документов. Согласие плательщика на оплату расчётных документов связано  с проверкой выполнения поставщиком  договорных условий. При нарушении  условий договора плательщик может отказать от оплаты расчётных документов, о чём уведомляет банк или поставщика в порядке и в сроки, предусмотренные договором; 

платежи осуществляются лишь при наличии достаточных  средств на счёте плательщика. Средства со счёта организации списываются  по распоряжению владельца счёта. Списание средств без его согласия производится лишь в случаях, когда законодательством  установлен бесспорный порядок списания средств либо к оплате предъявлены  исполнительные и приравненные к  ним документы. Оплата расчётных  документов при недостаточности  средств на счёте производится в  очерёдности, устанавливаемой законодательными актами в зависимости от состояния  экономики и финансов. 

Средства зачисляются  на счёт поставщика, как правило, после  их списания со счёта плательщика. Предварительная  оплата товарно-материальных ценностей  осуществляется только за счёт собственных  средств организации. Предоставление кредита на предварительную оплату материальных ценностей запрещается. 

По экономическому содержанию безналичные расчёты  могут быть товарными и нетоварными. К товарным относятся расчёты  между организациями за реализуемые  товарно-материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги, а к  нетоварным – расчёты с бюджетом по налогам и сборам, с персоналом по прочим операциям, по погашению банковских ссуд и уплате процентов, перечислению страховых взносов, с учредителями и т.п.  
 

1.2 Формы и процедуры  расчётов, их роль в рациональной  организации расчётных взаимоотношений  хозяйствующих субъектов 
 

В соответствии с  действующим законодательством  и в зависимости от вида расчётных  документов, способов платежа и организации  документооборота в банках плательщиков и получателей денежных средств  различают следующие основные формы  безналичных расчётов: 

платёжными требованиями; 

платёжными поручениями; 

платёжными требованиями – поручениями; 

аккредитивами; 

чеками; 

банковскими пластиковыми карточками. 

При выборе наиболее целесообразной формы расчётов необходимо учитывать, насколько она способствует реализации продукции, своевременному получению поставщиком денежных средств за неё, содействует максимальному  сокращению сроков получения товарно-материальных ценностей и услуг покупателями, создаёт условия для взаимного  контроля участников расчётов, обеспечивает ускорение документооборота, минимальную  трудоёмкость расчётных операций. 

В соответствии с  Инструкцией "О банковском переводе" №66 от 29 марта 2001г. и в зависимости  от того, кто является инициатором  платежа, выделяют дебетовый и кредитовый банковские переводы. 

Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик [4,с.25] . Он осуществляется на основании представляемых в банк – отправитель платёжных инструкций. Платёжные инструкции могут быть оформлены следующими документами: 

платёжное поручение; 

платёжное требование – поручение; 

иные документы. 

Дебетовый перевод  – банковский перевод, инициатором  которого является бенефициар [4,с.31]. При  осуществлении дебетового перевода платёжные инструкции оформляются  платежным требованием, чеком и  другими документами, предусмотренными нормативными актами Национального  банка Республики Беларусь. 

Платёжное поручение  представляет собой платёжную инструкцию, согласно которой банк – отправитель  по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк – получатель лицу, указанному в  поручении [14,с.9]. Расчёты платёжными поручениями производятся, как правило, за полученные товары, выполненные  работы и оказанные услуги. Кроме  этого, при помощи платёжных поручений  производятся: предварительная оплата товаров, готовых к отгрузке (в  сроки установленные договором); авансовые платежи при плановых отгрузках или поставках; платежи  в бюджет и внебюджетные фонды; оплата товарных векселей; оказание финансовой временной помощи и другие. Достоинством расчётов платёжными поручениями является то, что они представляют собой  универсальную форму, обеспечивают самый рациональный документооборот  и являются более дешёвой по сравнению  с другими. Однако данная форма расчётов не гарантирует поставщику платёж. Своевременное поступление платежа  поставщику зависит не только от платежеспособности плательщика, но и от своевременности  выписки и предоставления им в  банк платёжного поручения. 

Платёжные требования представляют собой платёжную инструкцию, в которой содержится требование получателя (бенефициара) денежных средств  об оплате определённой суммы через  учреждение банка [14,с.12] . Использование  платёжного требования для осуществления  безналичных расчётов в форме  банковского перевода оговаривается  в договоре между получателем  и плательщиком. В соответствии с  договором, платёжное требование заполняется  и предоставляется в обслуживающий  банк получателем сразу после  отгрузки товара (работ, услуг). Для  проведения перевода денежных средств  уполномоченные банки осуществляют операции по инкассо в порядке, установленном  Инструкцией "О банковском переводе" №66 от 29 марта 2001г. При осуществлении  расчётов посредством платёжных  требований используется акцептная  и безакцептная форма инкассо. Акцептная  форма инкассо используется при  расчётах за отгруженные товары (работы, услуги), при расчётах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций, а также при  расчётах в иных случаях, если использование  платёжного требования для осуществления  безналичных расчётов предусмотрено  действующими нормативными актами Национального  банка Республики Беларусь. Акцепт обозначает согласие плательщика на оплату и может быть предварительным  и последующим. 

Предварительный акцепт - акцепт плательщика, полученный банком до поступления платёжного требования. Плательщик предоставляет в банк заявление на предварительный акцепт, в котором содержится инструкция банку-отправителю оплачивать платёжные  требования в день поступления. 

Последующий акцепт - акцепт плательщика, полученный банком после поступления платёжного требования в течение срока, установленного нормативными актами. Последующий акцепт может быть как на всю сумму  платёжного требования (полный), так  и на её часть (частичный). 

Безакцептная форма  используется, как правило, только при  описании средств со счёта плательщика  в бесспорном порядке, т.е. без его  согласия, на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами Республики Беларусь. 

Расчёты платёжными требованиями имеют положительные  стороны: позволяют плательщику  проконтролировать поставщика в  части выполнения им условий хозяйственного договора, содействуют ускорению  разгрузки поставщиками товара и  сокращению расходов по их складированию. Однако данная форма не гарантирует  поставщику своевременное получение  денежных средств и является более  дорогостоящей. 

Платёжное требование–поручение - это платёжная инструкция, содержащая требование бенефициара к плательщику  оплатить поставленного по договору товара, на основании направленного  ему (минуя банк) расчётных отгрузочных  и иных документов [4,с.28]. Достоинство  данной формы расчётов заключается  в ускорении документооборота. Однако нет гарантии платежа. 

Расчёты аккредитивами  представляют собой соглашение между  плательщиком и обслуживающим его  банком, по которому банк по поручению  плательщика обязуется произвести платёж получателю средств или уполномочивает другой банк произвести такой платёж при выполнении всех условий, предусмотренных  в аккредитиве. Аккредитивы могут  быть: 

отзывные и безотзывные; 

покрытые и непокрытые; 

резервные; 

переводные; 

подтверждённые и  неподтверждённые; 

с красной оговоркой; 

встречные. 

Особенность данной формы расчётов заключается в  том, что оплата покупателем фактически уже произведена, деньги с его  счёта перечислены, но на расчётный  счёт продавца они ещё не поступили, а зачислены на аккредитивный  счёт. Продавцу гарантируется немедленная  оплата отгруженных товаров или  оказанных услуг с этого счёта, и он застрахован от неплатежеспособности или отказа от оплаты товаров покупателем. Покупатель в свою очередь уверен в том, что перечисленные с  его счёта деньги поступят в распоряжение продавца только после того, как  он выполнит свои обязательства. Таким  образом, аккредитив – это фактически безопасная предоплата и является компромиссом в случае, когда продавец товара сомневается в платежеспособности покупателя и требует предоплаты, а покупатель сомневается в надёжности продавца и не решается рисковать  своими деньгами и делает эту предоплату. Сдерживает применение этой формы расчётов в более широком плане необходимость  резервирования денежных средств на оплату товаров ещё задолго до того, как они отгружены поставщиком. Это приводит к отвлечению из оборота  покупателя денежных средств и замедлению оборачиваемости; на практике выставление  аккредитивов часто задерживается  из-за отсутствия средств на расчётном  счёте покупателя и невозможности  получения кредита. 

Дебетовый перевод  может осуществляться на основании  чеков. Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платёж указанной  в нём суммы чекодержателю [2,с.14]. Порядок проведения операций с использованием чеков регулируется Постановлением Правления Национального банка  Республики Беларусь № 43 от 30 марта 2005г. "Об утверждении Инструкции о  порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчётных  чеков". Расчёты чеками имеют следующие  достоинства: уменьшается оборот наличных денег, максимальное сближение срока  платежа и момента получения  товара, гарантия своевременного получения  платежа чекодержателем либо за счёт забронированных средств в сумме  лимита, либо за счёт кредита, простота расчётов. Вместе с тем, этой форме  расчётов присуще следующие недостатки: ограниченная возможность использования  этой формы в иностранных расчётах, длительный срок действия чека, что  может замедлить оборачиваемость  оборотных средств. 

Информация о работе Учёт расчётных операций, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей организации, пути их совершенствования