Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание

Цель работы:
— изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;
— проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств;
— выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

    Размер  ежегодного изнашивания основных средств  зависит от их вида, срока и интенсивности  использования, своевременного и доброкачественного ремонта и технического уровня производства в целом. Все это служит основанием для определения размера годовых амортизационных отчислений. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.

    Нормы амортизационных отчислений выражены в процентах к балансовой стоимости  соответствующих основных средств  с подразделением каждой нормы на две части: на полное восстановление, на капитальный ремонт и с присвоением  каждой норме кода. Установлено свыше двух тысяч различных норм. При этом особенно широко дифференцированы нормы на машины и оборудование не только по их видам, но и по видам работ, для которых они используются, и по отраслям промышленности. Особенности отдельных видов производств, режим эксплуатации оборудования, естественные условия и влияние окружающей среды и т.п. предусматривают соответствующие поправочные коэффициенты к нормам амортизационных отчислений.

    Суммы амортизации исчисляются в рублях (без копеек). Амортизационные отчисления рассчитывают ежемесячно по основным средствам, числящимся на

1–ое  число отчетного месяца.

    Амортизация по вновь поступившим основным средствам  начисляется с 1–ого числа месяца, следующего за месяцем поступления  в эксплуатацию, а по выбывшим основным средства заканчивается 1–ого числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Исключение составляют предметы основных средств, по которым исчисляют амортизацию не по времени их эксплуатации, а по другим показателям. Исчисление амортизации по автотранспорту осуществляется по итогам работы за текущий месяц.

    По  объектам новых основных средств, введенным  в действие, амортизация начисляется  с 1–го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

    Во  время ремонта основных средств  и простоев производят амортизационные отчисления.

    Амортизационные отчисления по оборудованию и транспортным средствам, которые находятся в  запасе, начисляют только по нормам на полное восстановление.

    По  жилым зданиям амортизационные  отчисления производятся только на капитальный ремонт, а сумма износа рассчитывается и отражается по норме на полное восстановление.

    Амортизационные отчисления на полное и частичное  восстановление производятся в течение  фактического периода использования  основных средств. Другими словами, начисление амортизации продолжается и в тех случаях, когда тот или иной объект на 100% амортизирован, но продолжает находиться в эксплуатации.

    Для составления расчета амортизационных  отчислений за январь все находящиеся  на предприятии основные средства на 1 января сгруппировываются по местам нахождения и видам (кодам) в соответствии с установленными едиными нормами амортизационных отчислений. Это делают по инвентарным карточкам, которые рассортировывают по местам нахождения основных средств, а внутри – по их видам (кодам).

    В дальнейшем для расчетов отчислений за февраль по инвентарным карточкам  с записями поступления и выбытия  в январе, хранящимся в картотеке  в отдельной группе, стоимость  поступивших и выбывших основных средств вносят в раздел А расчета амортизации разработочной таблицы по ф. № 6. После этого исчисляют сумму амортизации по поступившим и выбывшим в январе основным средствам за месяц, т.е. 1/12 годовой нормы. Исчисленные суммы амортизации переносят в строки 24 или 27 раздела Б в зависимости от вида основных средств, исчислена ли амортизация по оборудованию или по прочим видам. Затем из расчета за январь записывают в строках 25 и 28 суммы амортизации. В строке 31 подсчитывают общие итоги.

    Если  в предыдущем месяце не было поступления  и выбытия основных средств, то суммы амортизации за текущий месяц будут такими же, как и в прошлом месяце.

    Таким образом, амортизация, подлежащая начислению за отчетный месяц, равна сумме амортизации, начисленной за прошлый месяц, плюс амортизация по поступившим основным средствам минус амортизация по выбывшим основным средствам в прошлом месяце. Расчет амортизации основных средств служит основанием для записи сумм амортизационных отчислений и износа основных средств по соответствующим счетам.

    Суммы ежемесячных амортизационных отчислений,. начисленных на полное восстановление, или суммы, поступившие от вышестоящих организаций, записывают в кредит; суммы амортизационных отчислений, оставленные в распоряжении предприятия для использования на капитальные вложения, – в дебет.  

    1. Инвентаризация  основных средств
 
 

    Цель  инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т.п.), уточнить данные бухгалтерского учета.

    Положением  о бухгалтерских отчетах и  балансах установлено, что инвентаризация основных средств должна проводиться  не реже одного раза в год перед  составлением годового отчета, не позднее 1 ноября.

    Инвентаризацию  проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссии входит и проверка правильности использования и хранения основных средств. Она выявляет ненужные предприятию машины, оборудование и другие основные средства и составляет по ним отдельные ведомости. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись.

    Инвентаризационная  опись основных средств (ф. № инв–1) составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению  ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Она предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III. АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 

    3.1 План и программа аудиторской  проверки. 

    Аудиторская проверка учета основных средств  планируется на основе сводного общего плана и сводной программы  аудита экономического субъекта.

    План  и программа аудита учета основных средств может быть дополнена следующими вопросами.

    Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

    • создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;

    •   оформлены ли договоры купли—продажи  ОС;

    •   оформлены ли протоколы договорной цены;

    • правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки—передачи ОС;

    • правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и  дооборудования  объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

    По  данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств  аудитор сможет сделать вывод  об эффективности контроля.

    Важное  условие обеспечения сохранности  основных средств -качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту, своевременность и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

    Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

    В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия  составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.(13: 75)

    Основные  средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

    Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».

    Подтверждение данных о хозяйственных операциях  по учету основных средств является расширенной процедурой, так как  основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

    Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

    Документальное  подтверждение хозяйственных операций : основным средствам — это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом, можно выбрать отраженные в учете и налоги, и расходы по страхованию основных средств.

    В процессе аудита основных средств широко применим прием пересчета, который  необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия  и списания основных средств. Накопленный  износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

    3.2. Перечень аудиторских процедур

 
 

    Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета основных средств и нематериальных активов аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

    •   проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

    •   инвентаризация;

    • проверка соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций;

    •   подтверждение;                                               

    •   аналитические процедуры.

    Проверка  арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д.(12;92)

    Инвентаризация  используется для проверки фактического наличия объектов основных средств  и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять  участие в проведении инвентаризации.

    Проверка  соблюдения правил учета применяется при проверке учета основных средств и нематериальных активов. Аудитор проверяет соответствие закону «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положениям ПБУ 3/95, ПБУ 6/97, ПБУ 9/99, ПБУ Ю/99 и т.д. применяемой экономическим субъектом корреспонденции  счетов  Инструкции  по   применению   Плана  счетов другим законодательным и нормативным документам.

    При проверке соблюдения правил составления  отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99.

Информация о работе Учет основных средств