Теоретические аспекты кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание

В условиях неопределённости, современная экономическая действительность заставляет всех руководителей предприятий, а также организаций постоянно принимать какие-то решения.
В условиях финансовой и политической нестабильности, коммерческая деятельность предприятия чревата различными кризисными ситуациями, которая может привести к несостоятельности или банкротству.
Антикризисное управление предприятием включает в себя управление маркетингом, финансами, производством, персоналом и информацией.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты кризиса……………………………………….6
Сущность и типология кризиса………………………………………………6
1.2 Признаки кризиса……………………………………………………………16
1.3 Человеческий фактор антикризисного управления персоналом………..19
Глава 2. Антикризисное управление персоналом предприятия…………. …22
2.1 Характеристика компании «ООО Норма»………………………………..22
2.2 Основные функции руководителя…………………………………………31
2.3 Управление персоналом в кризисной ситуации………………………….34
2.4 Система планирования персонала компании «ООО Норма»…………….45
2.5Формирование кадрового персонала на кризисном предприятии……………………………………………………………………...50
Глава 3. Рекомендации по улучшению деятельности компании «ООО Норма»……………………………………………………………………………56
3.1 Рекомендации и проводимые мероприятия по улучшению работы с персоналом……………………………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………………………..61
Список использованной литературы…………………………………………65

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление персоналом.docx

— 469.64 Кб (Скачать документ)

С точки зрения масштабов  проблемы до сих пор сохранилось  мнение, что кризис характерен только для макроэкономических систем и  не характерен для микроэкономических, таких как отдельное предприятие  или компания.

Понятия кризиса и антикризисного менеджмента тесно связаны с  управлением рисками и понятием «риск». Кризис-менеджмент всегда предполагает оценку и учет возможных рисков при  принятии любого решения, особенно если эти решения принимаются в  условиях явного проявления признаков  кризисной ситуации в компании.

Кризисы социально-экономических  систем могут быть рассмотрены как  один из этапов их жизненного цикла. С  этой точки зрения необходимо рассмотреть  функционирование и развитие системы.

Функционирование – это  действие системы во времени, поддерживающее ее жизнедеятельность, единство, обеспечивающее возможность качественного выполнения функций, сохраняющее целостность  и основные характеристики.

Развитие – это необратимый  процесс, имеющий определенное направление  закономерного изменения системы, обязательно приводящее к возникновению  нового качества.

Тесная взаимосвязь функционирования и развития отражает диалектическое единство и противоположность этих основных составляющих социально-экономической  системы.

Кризисное состояние системы  приводит к ослаблению жизненных  сил системы, дисбалансу, невозможности  достижения ранее поставленных целей. Кроме того, разрушаются отдельные  элементы и подсистемы. Тем не менее кризисы нельзя однозначно оценить как негативное или даже губительное явление. Естественно, они не могут происходить без определенной напряженности, вызванной, например, противоречиями между технологией и окружающей средой, между уровнем технологий и квалификацией персонала и т. п. Но в конечном итоге при правильном выборе антикризисной программы и последовательной и полной ее реализации они приводят к стабилизации на новом витке развития.

Понятие «кризис» теснейшим  образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого  еще более тяжелыми не только кризисные  ситуации, но и вполне обычные ошибки.2

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними

Первые связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис, таким  образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Если под кризисной  ситуацией понимать такое состояние  организации, при котором она  не способна жить дальше, не претерпевая  некоторых внутренних изменений, то, по-видимому, каждая организация испытывает это состояние, переходя от одной  стадии жизненного цикла к другой.

И это нормально.

Последствия кризиса могут  вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса  определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его.

Возможности управления в  этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Существуют общие и  локальные кризисы.

Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса  можно выделить макро - и микрокризисы. Макро-кризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики.

Микро-кризис захватывает  только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса  является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности.

Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений  в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике  страны или экономическом состоянии  отдельного предприятия, фирмы.

Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы  или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Социальные кризисы возникают  при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе.

Особое положение в  группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов  различных социальных групп, классов, в управлении обществом.3

Политические кризисы, как  правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы  проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

В организационном устройстве любой социально-экономической системы  могут обостряться организационные  отношения.

Это проявляется в деловых  конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции

организации или организационной  перестраховке, рождающей бюрократические  тенденции.

Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

Психологические кризисы  также нередки в современных условиях социально экономического развития.

Это кризисы психологического состояния человека.

Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает  как кризис новых технологических  идей в условиях явно выраженной потребности  в новых технологиях.

Это может быть кризис технологической  несовместимости изделий или  кризис отторжения новых технологических  решений.

В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

Например, в настоящее  время переживает явный кризис идея мирного использования атомной  энергии, строительства атомных  электростанций и кораблей.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются  на природные, общественные, экологические.

Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения.

Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Причиной кризиса могут  быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое  значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой — экологических.

Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Предсказуемые кризисы наступают  как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.4

Неожиданные кризисы часто  бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных  явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению  локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Существуют также кризисы  явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими  и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.

Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных  кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных.

Фактор времени в кризисных  ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Антикризисное управление (антикризисный  менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой  жизни Российской Федерации.

В одних случаях под  ним понимают управление компанией  в условиях общего кризиса экономики, в других - управление организацией, в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Некоторые считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной.

Исходя из этого они  полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал: "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади".

Главное в антикризисном  управлении - обеспечение условий, когда  финансовые затруднения не могут  иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком  подходе быть не должно, поскольку  должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем  до того, пока они не приняли необратимый  характер."

 

 

 

    1. Признаки кризиса

 

Типология кризисов имеет  большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений.

Информация о работе Теоретические аспекты кризиса