Стабилизационный фонд России в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение такого инструмента как стабилизационный фонд на примере Российской Федерации, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.

Содержание

Введение
1 Стабилизационный фонд России до кризиса
1.1 Создание Стабилизационного фонда, его сущность
1.2Предложения повозможном уиспользованию средств ………… …………7
1.3 Использование средств Стабилизационного фонда ………… …………...10
2 Стабилизационный фонд России в условиях кризиса………… …………...12
2.1 Резервный фонд и фонд национального благосостояния………… ……...12
2.2 Позитивные и негативные оценки деятельности фондов. Перспективы развития………… …………………………………………………………..…...24
3аключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников0

Работа состоит из  1 файл

Ready1v_Стабилизационный фонд РФ.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. В России аппаратная борьба, например, за право управлять Единым тарифным органом закончилась тем, что орган так и не был создан – право управления держит Министерство Финансов РФ на основе особого курирования Правительства. Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом.

 

 

2.2 Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов. Их дальнейшее развитие.

По итогам января 2011 года профицит бюджета РФ составил 147,485 млрд рублей, или 4,2% ВВП. Прошлый год Россия завершила с дефицитом бюджета в 1 трлн 795,198 млрд рублей, или 3,9% ВВП.По предварительной оценке, за январь-февраль 2011 года в бюджет РФ поступило 1 трлн 505,24 млрд рублей, или 17% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Кассовое исполнение расходов составило 1 трлн 452,46 млрд рублей, или 13,6% к уточненной росписи.

Первичный профицит достиг 102,66 млрд рублей.

Объем ВВП России за январь-февраль 2011 года составил 7 трлн 310 млрд рублей.

По данным Минфина, Федеральная налоговая служба за первые 2 месяца 2011 года мобилизовала в федеральный бюджет 632,69 млрд рублей, или 17,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год; Федеральная таможенная служба — 687,87 млрд рублей (14,6% к плану).

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечило доходы в сумме 3,19 млрд рублей (3,3% к прогнозу).

Другие федеральные органы перечислили в бюджет 181,50 млрд рублей, или 35,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год.

Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — 134,40 млрд рублей или 34,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год.

Добавим, что на 1 марта 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 755,82 млрд рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния — 2 трлн 631,98 млрд рублей.

Наличие у нас в стране такого финансового инструмента как Стабилизационный фонд – очевидный шаг к решению острых социально-экономических проблем.

С первого взгляда кажется, что Стабфонд имеет две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.  Слишком хорошо – то же плохо.

Однако, что вызывает волну критики, так это то, как именно деньги, полученные от нефти, управляются.

К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

     для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;

     ставки по вложениям в гособлигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличиваются объем процентных расходов.

Чтобы сравнить эффективность направлений расходов - за границу вкладывать или в развитие своей страны, можно сопоставить следующее. Сейчас Америка дает 40% мировой наукоемкой продукции. Это локомотивы экономического роста, где темпы не 3-4%, а 30-40% в год. При этом одну четверть американского хай-тека дают бывшие российские специалисты, уехавшие за рубеж. Россия сегодня дает полпроцента мирового рынка высокотехнологической продукции. Получается, что российские специалисты за рубежом производят в несколько раз больше высокотехнологической продукции, чем вся наша страна, все, работающие здесь.

Здесь стоит указать не только на неэффективное вложение средств в зарубежные активы, но и на неэффективное использование тех же средств в условиях отечественной экономики: еще ни одна государственная программа по модернизации экономики рапортует о неудовлетворительных результатах

В область науки вкладываются огромные средства (пример тому, РОСНАНО и РОСАТОМ, региональные программы по поддержанию перспективных научных разработок), однако, действительного эффекта так и не последовало после двух лет «инновационной» эпопеи: скандалы вокруг расходов РОСНАНО и угроза его закрытия, проблемы  РОСАТОМа в области научной базы. Несмотря на существующие упущения в планировании модернизации экономики, из-за чего Россия все больше отстает от Европы и США по таким статьям как: стабильность экономики, объемы промышленности, стабильность валюты, научная эффективность и уровень развития человеческого капитала, который включает в себя уровень жизни, доступ к общественным благам и объемы полезного продукта, производимого населением; перед нами стоит задача выйти из-под зависимости сырьевой базы и переходить на уровень наукоемких производств и разработок, высокоэффективной и качественной переработки сырья.

Сверхприбыль, которую Россия получает от разработки углеводорода, является одним из наиболее очевидных и самых простых способов выстраивания твердой, стабильной и сильной экономической машины.

При использовании средств Резервного фонда на цели инвестирования существует три варианта. Первый - за границу, то, что делала Норвегия, пользуясь дивидендами зарубежных инвестиций. Но Норвегия с населением в два раза меньше, чем в Москве, с дешевой электроэнергией, для России, в данном случае, не самый лучший пример еще и потому, что тогда, 20 лет назад, финансовый рынок мировой был стабилен.

Рынок ценных бумаг находится в фазе турбулентного, такого хаотического и кризисного состояния. И возникает другая альтернатива - инвестировать в нашу страну. Здесь тоже есть два варианта. Государство может само инвестировать в инфраструктуру, в здравоохранение, в наукоемкие технологии, в подготовку специалистов, в обустройство 2 миллионов беспризорников. Это долгосрочные, нужные инвестиции. Второй вариант - помочь частному бизнесу. Мобилизовать инвестиционные ресурсы.

В любом случае, главное, что должно понимать правительство это, что расходование ресурсов на социальную атрибутику: здравоохранение, инфраструктура – является косвенным воздействием на экономическую эффективность и эффект мультипликатора может быть крайне слабым в этих областях.

Это связано с тем, что наша экономика еще не была переформирована из экстенсивных промышленных мощностей образца Советского Союза в энергоэффективные и наукоемкие производства – иными словами, страна не производит достаточно прибавочного продукта, чтобы выдержать социальные нужды (такие как пенсионный фонд, ремонт инфраструктуры и прочие социальные потребности, обеспечиваемые государством обществу) и рассчитывать резервы на будущее развитие.

Поэтому, основной практической рекомендацией является использование ресурсов Фондов для увеличения естественного выходного прибавочного продукта населения.


Заключение

В данной работе была описана история становления Стабилизационного фонда нашей страны,

Экономические проблемы России, преследующие нас еще со времен Советского государства относительно модернизации промышленных мощностей и увеличения уровня жизни граждан, являются первоочередными.

Среди множества мер по стимулированию, развитию, модернизации экономики, к сожалению, не многие из них получались достаточно эффективными.

В данной работе я проследила развитие такого финансового инструмента экономического регулирования как стабилизационный фонд в России. Можно сказать, что применение такого механизма у нас в стране обусловлено естественными экономическими причинами, связанными с большим влиянием в национальной экономике экспорта энергоресурсов нефти и газа. Активный и очень прибыльный экспорт обеспечивает сверхдоход, вытесняя тем самым национальное производство и его продукты экспортными товарами. В итоге промышленность в стране перестает развиваться и начинает деградировать и страна впадает в экономическую зависимость от экспорта энергоресурсов, поскольку основные статьи доходов страны начинают зависеть именно от энергетического экспорта.

Эта проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран, которые так же прибегали и прибегают к стабилизационному фонду как регулирующему механизму, своеобразным образом «скрывающим» прибыль от экспорта, чтобы он не оказывал столь сильного влияния на национальную экономику.

Говоря о России, можно отметить большие проблемы, как с формированием, так и с управлением средствами фонда. Неясности с правовой основой наблюдались с момента формирования первого Стабилизационного Фонда и существуют на момент сегодняшнего дня — Резервный фонд и Фонд Национального Благосостояния.

Я  рассмотрела основные принципы формирования в исторической ретроспективе, а так же осмотрели систему работы фонда и оборота средств внутри него.

Прорехи, связанные с неверным распоряжением доходами от нефти и газа, дают о себе знать уже сейчас, в связи с чем правительство закрывает информацию относительно средств фонда от населения.

От степени того, как быстро и эффективно будут приниматься решения, обеспечивающие применения возможностей фонда для блага экономики, зависит как судьба Резервного Фонда РФ и Фонда Национального Благосостояния, так и стабильность экономики государства в целом.


Список использованных источников

По данной теме представлено множество литературы и интернет ресурсов :

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с 2.изменениями от 3 января 2007 года).

3.Федеральный закон от 26 декабря 2007 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год".

4.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. "О бюджетной политике в 2006 году"

5.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году"

6.Приказ Министерства финансов РФ от 22 мая 2007 г. N 157

7.Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229

8.Постановление Правительства РФ от 23 января 2007 г. N 31

9.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2008.

10.Общественно – политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) от 28 ноября 2008 г.

11.«Московские новости» №41 от 29 октября 2008 г.

12.«Политический журнал» №15 -16 (158 – 159) от 21 мая 2007.

13.«Финансы и кредит» № 29 (269) от 11 августа 2007.

14.Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

15.Копейкин М.И.  Экономика России : ҲҲΙ век.-М., 2008.

16. Марыганова Е. А. ,  Шапиро С. А. Макроэкономика. Экспресс-курс. Издательство: КноРус, 2008 г.с. 304.

17. Моисеев С. Р."Макроэкономика".Издательство: КноРус, 2008 г.с. 320.

18. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь-М., 2007.

«Свободное общество» № 11 от 01.03.2008.

19.Экономика России: Учебное пособие/ Под ред. Жукова С.М.-2007.

20.Каменецкий В.А. Экономика. Объективные возможности-М., 2009.

21.Макроэкономика: Учебник / Под ред. А.П.Воронина.-М., 2008.

22.Лукьянчиков Н.Н. О современной России-М., 2007.

23.Бюджетный кодекс Российской Федерации: глава 13.1.

24."Политический журнал", № 3 (98) от 30 января 2006 .

26. Стабилизационный фонд Российской Федерации от от 12.10.2005 г. №127-ФЗ

26.Липсиц И.В. Экономика -М., 2007.

27.Информация с сайта www.minfin.ru

28.Информация с сайта ru.wikipedia.org/wiki

29.Информация с сайта www.bookall.ru/blaaeuo.html

30.Информация с сайта www.economizdat.ru

 


2

 



[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2

[2] «Из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2006 год». Опубликовано в «Российской Бизнес-газете» N520 от 23 августа 2005 г.

[3] Общественно-политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) 28 ноября 2005 г.

[4] «Московские новости» №41 29 октября 2004

[5] Конституционный суд РФ постановление от 31 мая 1993 г. N 12-П

[[1]. Главной уязвимостью Российской экономики называли и называют сильную привязанность к экспорту ресурсов, в частности нефти и газа; что негативно сказывается не только на статусе самой страны, но главным образом на экспортных возможностях государства, от чего страдают производственные мощности России, профилирующиеся на экспорт. Такая ситуация ведет к тому, что в экономику не поступают средства естественным путем за счет экспорта товаров и услуг, начинают доминировать нефтедоллары[2]. И чем дольше продолжается такая болезнь, тем сильнее промышленный сектор начинает быть зависим от нефтяной и газовой  прибыли. ] 

[[2]. И чем дольше продолжается такая болезнь, тем сильнее промышленный сектор начинает быть зависим от нефтяной и газовой  прибыли. ] 

[[3] Как указывает сам Минфин в описании еще старого Стабфонда, Стабилизационный Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. ] 

[[5]] 

[[6]] 

[[7]] 

[[8]] 


Информация о работе Стабилизационный фонд России в условиях кризиса