Стабилизационный фонд России в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение такого инструмента как стабилизационный фонд на примере Российской Федерации, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.

Содержание

Введение
1 Стабилизационный фонд России до кризиса
1.1 Создание Стабилизационного фонда, его сущность
1.2Предложения повозможном уиспользованию средств ………… …………7
1.3 Использование средств Стабилизационного фонда ………… …………...10
2 Стабилизационный фонд России в условиях кризиса………… …………...12
2.1 Резервный фонд и фонд национального благосостояния………… ……...12
2.2 Позитивные и негативные оценки деятельности фондов. Перспективы развития………… …………………………………………………………..…...24
3аключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников0

Работа состоит из  1 файл

Ready1v_Стабилизационный фонд РФ.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.3 Использование средств Стабилизационного фонда

Сверхдоходы от экспорта нефти, которые формируют стабилизационный фонд, можно было потратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем, снижать налоги избирательно, прежде всего стимулируя рост высокотехнологичных отраслей, отраслей, имеющих экспортный потенциал, не сырьевой, и за счет этого как раз снизить зависимость экономики нефтяного фактора, ведь запасы нефти даже в нашей стране не безграничны.

Если ориентироваться на развитие российского производителя то не надо изымать эти деньги из экономики, а путем снижения налогообложения оставить их конкретным хозяйствующим субъектам, которые используют эти деньги на те же самые инвестиции, но в своем конкретном производстве. Например, оставить их малому бизнесу; оставить их оборонному комплексу, у которого есть экспортный потенциал; оставить их отраслям, которые в состоянии обеспечить инновации. А то, что бюджет страны не доберет за счет снижения налоговых сборов покрыть средствами Стабилизационный фонда, ведь он и предназначен для покрытия дефицита бюджета. Хотя из-за снижения налоговых ставок собираемость налогов может увеличиться или остаться на том же уровне, ведь кто-то из производителей решиться выйти из «тени».

За счет средств Стабилизационного фонда власть может вернуть доверие народа к себе. Наше правительство тратит огромные деньги Стабилизационного фонда на выплату внешних долгов. Но известно, что Конституционный суд в 1993 году обязал правительство признать внутренний долг нашего народа[5]. В этой связи можно предложить правительству израсходовать часть Стабилизационного фонда на выплату некоторым социально незащищенным категориям граждан части денег для погашения сбережений, утраченных в результате реформ. Кстати, это было бы абсолютно правильно, даже по логике того Стабфонда, который сегодня есть и защищен законом, потому что внутренний долг перед вкладчиками Сбербанка - это такое же обязательство власти, как и перед иностранными кредиторами, тем более что денег в Стабфонде гораздо больше, чем нужно сегодня на выплату внешнего долга. Вернуть в число кредиторов собственных граждан - это обязанность власти, и это будет работать в плюс, потому что наше население! Его сбережения могут явиться источниками внутренних инвестиций.

Сейчас наша страна стала заложницей Стабфонда. Идет гигантский приток нефтедолларов в страну. Если Центральный банк не вмешивается или почти не вмешивается в ситуацию, буквально через несколько недель в этом случае доллар начинает стоить порядка, скажем, 20 рублей за доллар. Это означает, что автоматически наши товаропроизводители становятся в два раза менее конкурентоспособны по отношению к импорту, с соответствующим закрытием производства, потерей рабочих мест и прочее, прочее. К сожалению, когда рубль был сильно девальвирован после известного кризиса 98-го года, были потрачены не на переделку технологической базы, не на улучшение корпоративной культуры и менеджмента, а на дележ собственности.

А вот о том, как средства фонда инвестируются, о том, как они должны быть защищены от инфляции, на этот счет окончательного решения нет. И это, кстати, один из упреков, который регулярно и совершенно справедливо предъявляется авторам идеи Стабилизационного фонда. Эти деньги фактически обесцениваются, как минимум, в меру российской инфляции, потому что в лучшем случае и то частично они размещаются в западные ценные бумаги, доходность которых сейчас чрезвычайно низка.

 

 

 

2 Стабилизационный фонд в условиях кризиса

 

2.1 Резервный фонд и фонд национального благосостояния

 

С первого февраля Стабфонд, созданный в январе 2004 года, прекратил свое существование. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ, созданный в 2004 году и вскоре перекроенный с 1 февраля 2008 года на Резервный Фонд и Фонд Национального Благосостояния, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.

Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.

Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.

Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.

У Стабилизационного фонда в России можно выделить две стадии развития.

Первым этапом послужило формирование идеи стабилизационного фонда в 2003 году. Был организован счет, в который перечислялись средства, полученные от экспорта ресурсов, однако особенностью той политики было то, что на счет направлялся не прибыль от продажи нефти и газа, а сверхприбыль, появившаяся от неправильного, а, точнее, недостаточно оптимистичного прогноза роста цен, когда реальная цена оказывалась гораздо выше прогнозируемой.

Вторым этапом стало создание Стабилизационного Фонда Российской Федерации 1 января 2004 года, являвшегося частью федерального бюджета. Основной причиной создания, как уже было названо, послужила необходимость в «подушке безопасности» в условиях «Голландского синдрома»[[1]. Главной уязвимостью Российской экономики называли и называют сильную привязанность к экспорту ресурсов, в частности нефти и газа; что негативно сказывается не только на статусе самой страны, но главным образом на экспортных возможностях государства, от чего страдают производственные мощности России, профилирующиеся на экспорт. Такая ситуация ведет к тому, что в экономику не поступают средства естественным путем за счет экспорта товаров и услуг, начинают доминировать нефтедоллары[2]. И чем дольше продолжается такая болезнь, тем сильнее промышленный сектор начинает быть зависим от нефтяной и газовой  прибыли. ][[2]. И чем дольше продолжается такая болезнь, тем сильнее промышленный сектор начинает быть зависим от нефтяной и газовой  прибыли. ]

По-сути, создание стабилизационного фонда это не лечение «болезни», а лишь попытка контролировать приток средств в экономику – вынужденная мера контроля потока нефтедолларов.  Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).[[3] Как указывает сам Минфин в описании еще старого Стабфонда, Стабилизационный Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. ]

Исходя из мировой практики, Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики. Позже в данной работе мы еще коснемся теории Стабилизационного Фонда РФ от 2004 года и посмотрим статистику использования средств фонда.

Третьим этапом в существовании данного финансового инструмента послужило переформирование Стабилизационного Фонда РФ в Резервный фонд Российской Федерации и Фонд Национального Благосостояния.

Главным образом изменения коснулись самой финансовой политики Российского правительства – она стала более гибкой, но вместе с тем и более рискованной. Накопившиеся многофакторные проблемы в купе своей не позволяли системе сколько-нибудь продвинуться к цели – модернизации экономики. Однако, правительство решило использовать прибыль, полученную с экспорта в целях увеличения уровня жизни граждан – одно из самых многоплановых факторов, влияющих на экономическую эффективность населения. Таким образом поток был разделен.

Резервный фонд сохранил преемственность функций Стабилизационного фонда образца 2004 года, но теперь к нефтяной прибыли добавилась прибыль с экспорта газа; сделано это было с целью контроля потоков важного для России сырья и с целью расширить резервы фонда. Фонд Национального Благосостояния вещь принципиально новая для нашей пенсионной системы и является частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.

Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Средства, которые осядут на счетах Фонда национального благосостояния, предназначены для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда.

Средства Резервного фонда остаются в стороне от текущих трат. Это наша "подушка безопасности" на случай резкого падения цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральном бюджете. Львиная доля средств Резервного фонда будет размещена в иностранной валюте и ряде финансовых активов, номинированных в валюте. Речь идет о долговых обязательствах международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, а также депозитах в иностранных банках.

ФОНД РЕЗЕРВНЫЙ — образуемая за счет отчислений от прибыли часть средств предприятия, используемая на случай покрытия потерь, недостатка средств для осуществления платежей. Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 января 2011 года сумма резервного фонда составляла 775,21 млрд руб.

Резервный фонд формируется за счет:

-нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

-доходов от управления средствами Резервного фонда.

Таблица 5-История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации

Дата

в млрд. рублей

в млрд. долларов США

01.03.2011

755,82

26,12

01.02.2011

770,24

25,96

01.01.2011

775,21

25,44

01.12.2010

1 279,85

40,88

01.07.2010

1 226,57

39,32

01.02.2010

1 823,26

59,91

01.07.2009

2 957,54

94,52

01.02.2009

4 863,80

137,34

01.07.2008

3 056,52

130,30

01.02.2008

3 057,85

125,19

Информация о работе Стабилизационный фонд России в условиях кризиса