Совершенствование методов стратегического развития в направлении разработки стратегии промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:00, дипломная работа

Описание

Для достижения данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач, а именно:
1. Исследовать методологию оценки рыночной стоимости промышленного предприятия, факторы и механизмы ее формирования.
2. Проанализировать взаимосвязи классических моделей стратегического портфельного анализа и особенности формирования стратегии промышленного предприятия, ориентированной на увеличение его рыночной стоимости.
3. Адаптировать классические модели стратегического портфельного анализа для разработки стратегии промышленного предприятия, ориентированной на увеличение его рыночной стоимости в современных рыночных условиях.
4. Адаптировать и применить методику для формирования стратегии промышленного предприятия ориентированного на рост его рыночной стоимости.
5. Разработать алгоритм стратегии промышленного предприятия, ориентированной на повышение его рыночной стоимости.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия.
Раздел 2. Обоснование выбора методологии исследования.
Раздел 3. Практические исследования среды и факторов, влияющих на результаты АК «Харьковоблэнерго».
Раздел 4. Разработка стратегии развития АК «Харьковоблэнерго».
Заключение

Работа состоит из  1 файл

диплом_хоэ.doc

— 1.95 Мб (Скачать документ)

1) Продуктовые  стратегии обеспечивают соответствие  ассортимента и качества товаров  предприятия той полезности, которую  ждут от них потенциальные  потребители на целевом рынке.

2) Ценовые стратегии  позволяют довести информацию  и ценности продукта до потребителей.

3) Стратегии распределения дают возможность организовать для потребителей доступность товаров предприятия «в нужное время и нужном месте».

4) Стратегии  продвижения доводят до потребителей информацию о полезных свойствах всех элементах комплекса маркетинга.

Стратегия нужна компании в целом, каждому направлению деятельности внутри нее и каждому функциональному  подразделению каждого направления.

На диверсифицированных предприятиях стратегии формируются на четырех отдельных организационных уровнях. На первом уровне разрабатывается стратегия для компании и для всех входящих в нее бизнесов в целом (корпоративная стратегия). На втором - стратегия для каждого отдельного бизнеса, сделавшего компанию диверсифицированной (стратегия бизнеса). На третьем - стратегия для каждой функциональной службы внутри бизнеса (функциональная стратегия), к ним относятся производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансовая стратегия и т.д. На четвертом уровне формируются более узкие стратегии для основных рабочих подразделений: производств, торговых участков и регионов, отделов в функциональных службах (оперативная стратегия). На предприятии с одной сферой деятельности (одним бизнесом) иерархия имеет только три уровня (стратегия бизнеса, функциональная стратегия и оперативная стратегия). [40]

Виды стратегий  диверсификации. Виды диверсификации в экономической деятельности можно классифицировать по двум направлениям: диверсификация инвестиционного портфеля и диверсификация сфер бизнеса (деятельности и производства). В данной работе рассматривается диверсификация деятельности и производства.

Наглядно классификация  представлена на рис. 2.6.

 

Рис.2. 6 – Классификация видов диверсификации

 

Выделены следующие виды диверсификации по ее направлению:

- Вертикальная  диверсификация. Предусматривает освоение  новых продуктов, для производства  которых в качестве сырья или  полуфабрикатов используется традиционная  продукция, либо производство  товаров, являющихся сырьем или полуфабрикатами, комплектующими при изготовлении традиционных продуктов. Этот вид диверсификации связан с созданием технологических цепочек «добыча и переработка сырья - производство промежуточного продукта – производство продукта с высокими потребительскими свойствами - сбыт» как в полном виде, так и в сокращенном варианте с отсутствием каких-либо звеньев.

- Горизонтальная  диверсификация. В этом случае  создается новый продукт на  базе существующих или новых  технологий в рамках основного  профиля компании, расширяются каналы сбыта продукции.

- Конгломератная  диверсификация. В этом случае  рост компании осуществляется  за счет производства продуктов,  совершенно не связанных с  традиционными для нее продуктами.

- Перекрестная  диверсификация. Проявляется в комбинировании горизонтальной и вертикальной диверсификации.

-Смешанная диверсификация. Проявляется в комбинировании  горизонтальной, вертикальной, конгломератной  диверсификации.

По отраслевой принадлежности предлагаем выделить:

  • моноотраслевую диверсификацию - диверсификация компании в рамках одной отрасли;
  • полиотраслевую- связанную диверсификацию - диверсификация в рамках нескольких отраслей, связанная с традиционными видами продукции;
  • полиотраслевую - несвязанную диверсификацию - диверсификация в рамках нескольких отраслей, не связанная с традиционными видами продукции.

Выделяют следующие виды стратегии диверсификации:

  1. Стратегия центрированной (концентрической) диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;
  2. Стратегия горизонтальной диверсификации, ориентированной на традиционного потребителя. В этом случае создается новый продукт, требующий новых технологий, который ориентирован на потребителя основного продукта.
  3. Стратегия вертикальной диверсификации (Освоение новых продуктов, используя в качестве сырья или полуфабриката традиционную продукцию, либо производство товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов. Данный вид диверсификации выделяется не всегда.)
  4. Стратегия конгломератной или латеральной диверсификации В этом случае рост фирмы осуществляется за счет производства продуктов, совершенно не связанных с традиционными продуктами фирмы.

Цели, характерные  для вертикальной диверсификации: закрепление  сырьевых источников; стремление получить стратегические преимущества в сбыте  или снабжении, добиться стабильности и согласованности связей; сокращение рисков нереализации продукции, непоставок сырья; снижение потребности в оборотных средствах; сохранение уникальных технологических комплексов.

Цели, характерные  для горизонтальной диверсификации: защита от конкуренции, увеличение доли рынка, сокращение затрат на разработку, производство и продвижение продукции; возможность переключиться на пользующийся спросом товар; комбинирование взаимодополняемых ресурсов, использование избыточных основных фондов; увеличение загрузки производственных систем; альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий.

Цели, характерные  для конгломератной диверсификации: возможность переключиться на пользующийся спросом товар; возможность сокращения потребности в оборотных средствах, переход на внутренний взаиморасчет; альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий.

Рассмотрим  области применения стратегии диверсификации.

Стратегии диверсификации являются одной из наиболее распространенных стратегий развития бизнеса. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:

  • рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;
  • текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
  • новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.;
  • антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли;
  • могут быть сокращены потери от налогов;
  • может быть облегчен выход на мировые рынки;
  • могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.

Основными стратегиями  диверсифицированного роста являются следующие:

- стратегия  центрированной диверсификации  базируется на поиске и использовании  дополнительных возможностей производства  новых продуктов, которые заключены  в существующем бизнесе. То  есть существующее производство  остается в центре бизнеса,  а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения. [12]

- стратегия  горизонтальной диверсификации  предполагает поиск возможностей  роста на существующем рынке  за счет новой продукции, требующей  новой технологии, отличной от  используемой. При данной стратегии  фирма должна ориентироваться  на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.

Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной  компетентности в производстве нового продукта.

- стратегия  конгломеративной диверсификации  состоит в том, что фирма  расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

В результате можно  сделать вывод, что в реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у много отраслевых компаний. Фирма может проводить и определенную последовательность в реализации стратегий. В таких случаях говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

Преимущества  и недостатки стратегии диверсификации. Внешние стратегии обычно реализуются путем приобретений слиянии, образования совместных предприятий или объединения с предприятиями, находящимися в начале или конце цепочки создания стоимости данного предприятия. Эта цепочка охватывает процессы от поставщиков сырья до конечных потребителей.

Внешний рост может  включать деятельность, напрямую связанную  или даже не связанную с имеющимися технологиями, рынками. Главными задачами, стоящими за этими различными фирмами, являются увеличение доли рынка и возможности достижения финансовой синергии.

Диверсификацию  в целом можно назвать расширением  существующих масштабов предприятия  с позиций продукта и рынка. Следует  отметить, что диверсификация и приобретение - не синонимы. Приобретение может не привести к диверсификации, а диверсификация, может быть достигнута и через внутреннее развитие.

Предприятие может  диверсифицироваться внутренне  создавая продукты/услуги, технологически сходные с имеющимися; путем создания продуктов/услуг, совершенно отличных от существующих, но которые могут привлечь имеющихся покупателей.

Причины перехода предприятия к внутренней диверсификации могут быть разные:

  1. Новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов предприятия;
  2. Существующие каналы распределения предприятия могут использоваться и для сбыта новых продуктов имеющимся покупателям;
  3. За счет добавления к имеющимся продуктам новых, в результате чего возрастает прибыль;
  4. Диверсификация может быть необходима в связи с тем, что предприятие действует в высококонкурентной и не растущей отрасли (например, в хлебопекарной), имея в результате низкий уровень прибыли.

Причины, по которым  предприятие считает необходимым  диверсифицироваться внешними способами, могут быть следующие:

  • Существующие продукты и рынки перестают отвечать задачам роста предприятия и прибыльности;
  • Необходимость уравновесить предприятие с высокой долей заемных средств предприятием, не имеющим заемных средств, чтобы структура капитала была более сбалансированной;
  • Необходимость получить ресурсы, значительно улучшающие показатели существующего предприятия;
  • Желание распределить риск и сбалансировать ассортимент товаров/услуг предприятия;
  • Необходимость эффективно использовать свободные <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New R

Информация о работе Совершенствование методов стратегического развития в направлении разработки стратегии промышленного предприятия